Подписаться
Курс ЦБ на 03.12
74,06
83,81

ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ: Мы не воюем с "большой тройкой"

  Еще несколько лет назад аналитики хором предрекали независимым региональным операторам скорый уход с рынка. Казалось, тягаться с возможностями «большой тройки» они не смогут. Однако сдавать позиц

Даже в период рецессии у независимых региональных сотовых операторов есть возможности для развития, убежден Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи. Своего клиента локальные операторы успешно завоевывают низкой ценой. Да и мегазатратное строительство сетей нового поколения 3G и 4G им по силам — если сумеют объединиться.

 

Еще несколько лет назад аналитики хором предрекали независимым региональным операторам скорый уход с рынка. Казалось, тягаться с возможностями «большой тройки» они не смогут. Однако сдавать позиции локальные игроки не собираются по сей день. Их козырь, по словам Юрия Домбровского, президента Ассоциации региональных операторов связи, — ценовая политика: «Эти операторы — дискаунтеры, и свою экономику они всегда строили таким образом, чтобы предоставлять абонентам услуги дешевле, чем «большая тройка». В условиях падения доходов населения эта стратегия оказалась весьма выигрышной».

Главное оружие — цена
По данным MForum Analytics, в I квартале 2009 г., тарифы на рынке сотовой связи России по сравнению с концом 2008 г. снизились на 21%, при этом тарифы региональных операторов в среднем были на 10-15% ниже, чем у компаний «большой тройки». По словам Юрия Домбровского, локальные игроки намерены и впредь держать цены на относительно низком уровне, несмотря на общерыночное снижение ARPU.
Получается, денежный стимул — единственный эффективный ход для локальных операторов?
— Он главный, но не единственный. Есть много способов привлечения абонентов: дополнительные услуги, качество обслуживания. Но основное — все-таки цена.
Причем, интересно, что в тех регионах, где действуют региональные операторы, услуги связи для абонентов значительно дешевле. Потому что присутствие региональных операторов вынуждает «большую тройку» существенно снижать цены! Яркий пример — Краснодарский край. Там среднемесячные затраты пользователей мобильной связи были одними из самых высоких в России. После того как в регион зашел TELE2, компании «большой тройки» обвалили цены. Сейчас Краснодарский край — ценовой лидер, там сотовая связь самая дешевая в России. Если мы посмотрим данные агентства ComNews Research за 2008 г., то увидим, что в регионах, где конкуренция выше, затраты абонентов на сотовую связь ниже на 20-30%.
Регионалам и их федеральным конкурентам часто приходится играть на одном поле, но их отношения нельзя назвать безоблачными. В августе АРОС обратилась с жалобой в ФАС на «ВымпелКом» из-за проблем с присоединением региональных операторов к ее сетям. Отношения обострились?
— В последний год присоединение региональных операторов к сетям «большой тройки» стало серьезной проблемой. Регионалы регулярно сталкиваются с отказами в присоединении либо дискриминационными условиями присоединения, например, заградительными тарифами. Это делает коммуникации абонентов региональных сетей с абонентами «большой тройки» проблематичными — труднее дозвониться. И самим региональным операторам эти звонки обходятся дороже, потому что их приходится пускать обходным путем через Ростелеком.
Сейчас жалобы локальных операторов касаются, прежде всего, «ВымпелКома». С МТС и «МегаФоном» за последние полгода у нас проблем не было — помогли переговоры. А вот до «ВымпелКома» достучаться не удалось. Поэтому здесь будет идти борьба на законодательном поле. В нашем понимании, отказы в присоединении — это дискриминация, нежелание пускать других игроков на рынок. В Европе любое присоединение к сетям обязательно. В России положение закона «О связи», которое предусматривает равные условия присоединения всех участников рынка, распространяется только на существенных операторов. А к существенным операторам относится только «Связь­инвест», хотя доля «большой тройки» по числу абонентов уже превзошла долю «Связь­инвеста».
Строить сети 3G и 4G лучше сообща
Сейчас независимые компании сотовой связи, не входящие в «большую тройку», работают в большинстве регионов России. Всего их более десяти, включая группы операторов («Смартс» и TELE2), а их совокупная доля рынка, по данным АРОС, в регионах присутствия составляет более 20%. «Тенденции снижения этой доли не наблюдается. Число абонентов у региональных операторов растет сопоставимыми темпами, а иногда и быстрее, чем у «большой тройки», — замечает г-н Домбровский. Сейчас, по его оценкам, у региональных операторов порядка 33 млн абонентов.
Последние несколько лет на региональных сотовых рынках активно шли объединительные процессы. К примеру, TELE2 купила несколько локальных игроков. Стоит ли ожидать новых поглощений, создания новых межрегиональных компаний?
— Это вопрос к собственникам. У любого объединения есть плюсы и минусы. Как представитель Ассоциации могу только отметить, что у нас есть компании, которые очень успешно действуют в одном регионе. К примеру, «Екатеринбург 2000», лидирующий в Свердловской области, или НТК — лидер рынка в Приморском крае.
Один из сценариев реорганизации «Связьинвеста»1 предполагает объединение его сотовых активов с частными региональными операторами. Насколько вероятен такой вариант развития событий?
— Мы не можем комментировать эту ситуацию. Скажу только, что определенная коопе­рация между региональными операторами и дочками «Связьинвеста» уже идет: это сотрудничество в роуминге, обмен трафиком. В дальнейшем объединение усилий может выражаться в обмене решениями по менеджменту и маркетингу, строительстве дорогостоящих сетей нового поколения и т.д. Какую финальную форму приобретет проект — пока сказать сложно.
То есть вполне возможно, что региональные операторы будут строить сети 3G и 4G совместно со «Связьинвестом»?
— Не исключено. Поскольку сети 3G и 4G очень дорогие, вариантом для России могла бы быть опробованная на Западе модель, когда несколько компаний строят одну сеть и затем совместно ее используют. АРОС уже несколько лет развивает эту идею. В 2007 г., когда проводились конкурсы на получение лицензий 3G, мы создали консорциум из действующих региональных операторов GSM и подали заявку. Тогда победила «большая тройка», а нам отказали в рассмотрении, поскольку по условиям конкурса консорциум не мог принять в нем участие. Но мы надеемся, что наша идея все-таки осуществится.
А насколько «Связьинвесту» интересен такой консорциум?
— Для «Связьинвеста» это огромная экономия плюс использование опыта других компаний. На самом деле у многих региональных операторов есть мощные инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в сети нового поколения в России. Например, основной инвестор дальневосточной НТК — компания «Корея Телеком», один из крупнейших операторов Юго-Восточной Азии, имеющий большой опыт предоставления услуг 3G. У TELE2 есть большой опыт строительства совместных сетей: еще в 2006 г. компания построила и начала эксплуатировать в Швеции сеть 3G вместе со «шведским связьинвестом» — полугосударственной TeliaSonera. А недавно было объявлено, что TELE2 планирует создать сеть 4G уже совместно с «норвежским связьинвестом» — компанией Telenor. Опыт западных компаний показывает, что объединение усилий позволяет значительно ускорить развертывания сетей нового поколения и предложить удобные цены для абонентов.
В России сейчас этот вопрос упирается лишь в получение лицензии.
Эффект лобби
Главная цель АРОС — создание либеральной телекоммуникационной среды и добросовестной конкуренции, отмечает Юрий Домбровский. В России эта задача чаще всего лоббистская.
— В одиночку игрокам донести свою позицию до властных структур непросто. Поэтому мы помогаем им взаимодействовать. Ключевой вопрос — изменение законодательства и нормативных актов таким образом, чтобы они обеспечивали конкуренцию. Поэтому наши представители участвуют в экспертных советах и рабочих группах Госдумы, Совета Федерации, Минкомсвязи, Россвязи, Федеральной антимонопольной службы.
Иногда возникают ситуации, когда региональные органы власти, на наш взгляд, нарушают законодательство. Например, это могут быть неправомерные требования ГУПов по аренде площадок. Тогда операторы обращаются к нам, и наша нормативно-правовая секция помогает им правильно построить отношения с властью, обратиться в антимонопольные или судебные органы.
Когда речь заходит об отстаивании интересов региональных игроков, вы объединяете усилия с компаниями «Связьинвеста» или действуете самостоятельно?
— Мы часто взаимодействуем. Например, в 2007 г., когда операторы «большой тройки» установили несправедливые цены на меж­операторский трафик. Между собой они рассчитывались по 95 коп. за минуту, а с региональных компаний потребовали 1,1 руб. Чтобы платить такую цену, региональным операторам пришлось бы увеличить тарифы для абонентов. Поэтому совместно с компаниями «Связьинвеста» мы подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу России. Кончилось тем, что ФАС подтвердила факт сговора компаний «большой тройки» и вынесла им предписание снизить цены. А сейчас наши интересы совпадают относительно регулирования присоединения к сетям «большой тройки».
С «большой сотовой тройкой» вы только «воюете» или иногда все же действуете заодно?
— Безусловно, взаимодействуем. По многим регуляторным вопросам наши интересы совпадают! Например, очень серьезная проблема для всего рынка — санкции из-за нарушения административных правил. Согласно Уголовному кодексу, если оператор начинает эксплуатировать свою антенну, не получив на нее все разрешения, его действия могут быть квалифицированы как незаконная предпринимательская деятельность, которая подпадает под уголовную ответственность. Мы совместно с «большой тройкой» сейчас лоббируем в Думе изменения УК, чтобы такие небольшие и фактически вынужденные нарушения все-таки рассматривались как административные, а не уголовные.
Другой пример. Практически все сотовые компании в России сейчас являются сторонниками и лоббируют так называемую техническую нейтральность лицензии (то, что практикуют многие западные страны, в том числе США), чтобы в лицензии не было прописано, какой стандарт применять оператору. Это сделает отрасль более эффективной — и в этом все мобильные операторы солидарны.

 

 

Юрий Домбровский
президент Ассоциации региональных операторов связи, председатель правления «TELE2 Россия»
Родился в 1949 г. в Ростове-на-Дону.
Достижения: — лауреат Госпремии СССР 1983 г. в области науки и техники; профессор, доктор физико-математических наук; — академик Международной академии информатизации; — автор более 100 научных трудов; Карьера: 1971-1992 гг. — Ростовский госуниверситет; 1993-2000 гг. — генеральный директор ЗАО «Ростовская сотовая связь»; 2000-2003 гг. — глава представительства компании Millicom/TELE2 в России; июль-декабрь 2003 г. — генеральный директор ЗАО «Скай Линк»; с 2003 г. — председатель совета директоров «TELE2 Россия».
В 2001 г. избран президентом Ассоциации-800 (в октябре 2008 г. переименована в Ассоциацию региональных операторов связи — АРОС).

 

 

«Ядром» государственного оператора сотовой связи станет «Скай Линк»
Когда номер уже готовился к печати, стало известно, что правительство одобрило обмен телекоммуникационными активами между АФК «Система» и государством. В результате обмена АФК «Система» избавится от долга перед Сбербанком на 26 млрд руб. и получит 23,3% акций МГТС. Государство, в свою очередь, доведет свою долю в ОАО «Связьинвест» до 100%, а также получит 100% акций сотового оператора «Скай Линк». Консолидацию акций «Скай Линка» в правительстве РФ считают важным элементом в построении единого федерального сотового оператора. «Скай Линк» владеет лицензиями CDMA на 30 регионов, а также GSM-лицензиями на 45 регионов.

 

 

Чем больше операторов, тем ниже цены
Средние затраты пользователей мобильной связи, руб./мес., данные за 2008 г.

Источник: ComNews Research.

 

Самое читаемое
  • Гипермаркет российского аналога IKEA в Челябинске откроется в бывшем конгресс-холлеГипермаркет российского аналога IKEA в Челябинске откроется в бывшем конгресс-холле
  • «Ариант» открыл в Челябинске фирму по производству спирта«Ариант» открыл в Челябинске фирму по производству спирта
  • На улице Труда вместо современного делового центра пока появится лишь «Макдоналдс»На улице Труда вместо современного делового центра пока появится лишь «Макдоналдс»
  • «Ариант» открывает в Челябинске гастропространство для любителей вина и мяса«Ариант» открывает в Челябинске гастропространство для любителей вина и мяса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.