Хочу стать царем Филиппом для сына
Вы помните царя Филиппа II Македонского? Думаю, вряд ли. Он правил в 382–336 гг. до н. э. Этот человек был талантливым военачальником и сформировал мощную высокоорганизованную армию.
Именно при нем укрепилось Македонское государство, и фактически была объединена Греция. Список его войн и походов приблизился к двадцати. При этом ему не всегда приходилось использовать созданную армию, ведь он был потрясающим дипломатом.
Впрочем, сегодня об этой исторической личности многие, скорее всего, не знают. Чего не скажешь о его сыне Александре — Александре Македонском, который стал величайшим правителем во многом благодаря заслугам отца.
У меня тоже растет сын. Ему сейчас два года. И эти два года я хочу, чтобы он стал Александром. Но для этого я должен быть Филиппом. Или другими словами: чтобы я имел хоть какое-то моральное право требовать (подразумевать в своих надеждах), чтобы он стал Александром, я сам должен стать Филиппом. И пусть в истории отношений правителей древности много запутанного — я пишу о внутренней силе и стержне обеих личностей...
Думаю, что даже если я найму лучших преподавателей, отдам сына в какую-нибудь супер-школу или суворовское училище (Александра Македонского обучал Аристотель), но при этом не создам в себе того филипповского стержня, то ничего не выйдет.
Я каждый день вижу, кем я стал и не стал, потому что уважаемые мной отец и дед такие, какие есть. Думаю, не нужно воспитывать Александра. Нужно быть Филиппом. И тогда появится шанс на то, что вырастет Александр.
Возможно, я сейчас выдам спорную мысль, которую можно и подтвердить, и опровергнуть десятками примеров: нужно забыть про воспитание детей и заняться воспитанием себя. Ежедневным, трудным. Нужно состояться. Или — точнее — делать это каждодневно, ежечасно. Нужно изменить объект воспитания.
Правильно — это когда сын наблюдает за тобой и учится (а ты не видишь: как только заметишь, сработаешь «на публику»). Правильно — это когда он приходит к тебе и говорит: «Научи!» — потому что ты делаешь что-то так, что у него дух захватывает.
Нужно регулярно (не совсем, но регулярно) забывать о методиках воспитания, раннем развитии и других педагогических веяниях. Забывать о том, как правильно выбрать школу (чужое место для своего ребенка) и обо всем том, что позволяет как бы вопитать ребенка, не воспитывая его самому, — забывать про это и вспоминать про царя Филиппа — отца Александра Великого...
Чтобы самому хотя бы на час, хотя бы на минуту, с неимоверным усилием, преодолевая страхи и лень, становиться Филиппом в своем маленьком государстве, одерживать победы и вставать после поражений, чтобы они — твои победы и поражения, а не заимствованные знания и поучения — воспитывали твоего Александра...
Пишу это, чтобы возвращаться к этой мысли регулярно. Пишу для себя. Несовершенного, ленивого, борющегося со страхами. Понимаю, что путь кажется слишком длинным и сложным, но также понимаю, что и увильнуть не получится, как не получится переложить свои надежды на детей.
Не получится. Придется идти.
И тогда — возможно — и ко мне, и к моим детям можно будет применить фразу одного из ученых (я ее подслушал у Владимира Довганя): «Меня воспитывала полоска света под дверью отцовского кабинета».
Сергей Еремин
Колонка написана специально для «Делового квартала»







