Владимир Найденов: В эпоху потрясений бюрократия должна быть уничтожена

Рынок бытовой техники оживает. Росту помогает отложенный спрос— челябинцы привыкли жить в новых экономических условиях и снова планируют крупные покупки. Подогревают продажи ритейлеров и банки,

Ритейл снова поднимает голову. Спрос на крупную технику и мебель уже вырос почти в полтора раза. Ритейлеры активно осваивают новые малозатратные форматы торговли – от магазинов со смешанной торговой матрицей до интернет-шопов. Генеральный директор компании «Найфл» Владимир Найденов считает, что ситуация дает региональным ритейлерам целый ряд рыночных преимуществ по сравнению с федеральными игроками.

В эпоху потрясений бюрократия должна быть уничтожена

Рынок бытовой техники оживает. Росту помогает отложенный спрос— челябинцы привыкли жить в новых экономических условиях и снова планируют крупные покупки. Подогревают продажи ритейлеров и банки, вернувшиеся к потребительскому кредитованию и предлагающие все более выгодные условия по кредитам.
Начну со ставшего уже обязательным в последнее время вопроса: как «Найфл» пережил кризис?
— Во время максимального сжатия рынка падение продаж по бытовой технике, мебели было на 30-40%. Люди стали осторожнее в тратах, банки стали меньше выдавать кредитов. Все это снизило сохраняющийся, но неплатежеспособный спрос. Желание жить хорошо никуда не делось! Но финансировать это желание стало невозможно. Соответственно это сказалось на всех наших направлениях. У нас нет бизнесов, которые процветают в тяжелые времена: ни аптечного бизнеса, ни похоронного. А продажи, например, мебели напрямую связаны с ростом экономики, вводом новых жилых площадей. Ведь люди меняют мебель не часто: раз в 10— 20 лет, когда делают ремонт, переезжают, вселяются в новые дома.
Как себя чувствует уникальное для региона направление «Швейный мир»? Не верится, что кто-то в условиях кризиса во множестве покупает швейные машины
— Как и все розничные сети, «Швейный мир» испытывал падение продаж. Но сейчас все выглядит неплохо и есть планы по развитию. Открыли Интернет—магазин.
Сейчас наметился небольшой, и, я думаю, недлинный тренд: растет спрос на недорогие промышленные швейные машины. Может быть, это последствия кризиса: человека уволили, а он открыл ателье. На бытовые машины спрос тоже восстанавливается. В кризис мы закрыли только один магазин «Швейный мир». И то в большей степени из-за непонимания арендодателем временных трудностей в связи с падением спроса.
Сейчас рынок оживает?
— Рынок бытовой техники поднялся на 20-40%, если считать от низшей точки падения. Проявился и отложенный спрос, и возвращение банков в потребительское кредитование. Некоторые банки предлагают такие интересные условия для нашего потребительского заемщика, которых не было даже до кризиса: на два года фактически без переплаты, без первоначального взноса. Т.е. человек делает покупку фактически с рассрочкой на 24 месяца. Для привлекательных заемщиков условия улучшились. Мы заметили, что люди стали возвращаться в магазины, активно тратить.
Четыре года назад в интервью «ДК» вы говорили о грядущей консолидации рынка— что через несколько лет на рынке останется всего 3-4 оператора бытовой техники. Вы готовы подтвердить свой прогноз?
— На федеральном уровне сейчас так и есть— четыре игрока: «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила» и «Эксперт» (сейчас он тоже федеральный). Исчез «Мир». Были большие потрясения. Например, у «Эльдорадо» полностью сменились акционеры, теперь она принадлежит чехам. Примерно такая же история у «Техносилы», ею практически владеет группа банков. Но для потребителя не важны смены собственников. Он видит конечный результат— магазин работает или не работает. В этом смысле прогнозы мои не изменились.
Можно сказать, в условиях кризиса региональные компании оказались более жизнеспособны. Опора на собственные силы, аккуратное развитие, внимательное отношение к финансам, т.е. отсутствие закредитованности, когда банк начинает диктовать вам свою волю, устойчивый стабильный коллектив, лояльный к своей компании, очень помогли. А ряд компаний даже воспользовался тем, что федералам стало худо. И естественно, как только появился просвет, региональные ритейлеры стали более активно развиваться.
«Найфл» тоже воспользовался ситуацией в свою пользу?
— Мы тут не оригинальны. На первом этапе провели анализ бизнес-процессов, экономической модели и поиски того, где мы можем оптимизироваться, сэкономить на непринципиальных моментах. Как и в любой компании, которая матереет, набирает жирок, у нас появилась некоторая необходимая на определенном этапе бюрократия. Но в эпоху потрясений эта бюрократия должна быть уничтожена. Количество уровней управления сократилось. Компания стала более плоской, решения стали приниматься быстрее. Это потребовало от оставшихся сотрудников более широкой ответственности, более широких компетенций.
Это была перегруппировка, проверка на прочность. Мы поняли, что все-таки можем работать. В самые сложные времена ни один партнер, ни поставщики, ни банки ни минуту не сомневались в нас, в нашей платежной дисциплине. Ни один банк не подумал изменить условия сотрудничества. В 2009 г., когда мы увидели, что у нас все в порядке, было принято решение активизировать развитие компании. Я поставил задачи на экстенсивный и интенсивный рост.
Экстенсивный рост предполагает увеличение штата. Где берете кадры?
— Кадровые сложности есть. Хороших специалистов все меньше. Вновь востребованы люди, которые активно могут заниматься развитием сетей. Остро не хватает толковых IT-сотрудников. В производстве заметна резкая нехватка на рынке труда профессионалов с высоким уровнем компетенции и в технике, и в программировании,— те же станочники с ЧПУ. Это специалисты с очень приличными зарплатами, на уровне начальника отдела в неплохой компании. Проблема в том, что эта работа не престижна, а молодежь ищет не только хороших заработков, но и статуса. Все компании хотят развиваться, а кадров нет. Кадровый голод еще не наступил, но мы уже чувствуем его приближение, если, конечно, на рынке не случится каких-то новых экономических потрясений.
Расскажите подробнее о планах развития компании?
— В рознице будем увеличивать количество магазинов, как бытовой техники, так и мебельного направления. Есть желание попробовать новый формат, смешанный— техника плюс мебель. Первый такой микс-магазин откроем в самое ближайшее время. Магазины такого формата пока малоизвестны в России, но распространены за рубежом. Идея простая: когда человек въезжает в новый дом, квартиру, он делает покупки в комплексе. Речь идет не о мелкой бытовой технике (чайники, миксеры), а о базовых крупных покупках: кухня и встраиваемая техника к ней, «упакованная» жилая комната и телевизор, мебель в ванную и стиральная машина и т.д. Соответственно, это удобно новоселам.
Первые мысли по таким магазинам у нас возникли еще до кризиса, когда стало развиваться малоэтажное строительство. Такой формат позволяет объединить наши наиболее сильные стороны. В экономической модели есть также экономия на масштабе. Такой микс-магазин требует порядка 1500- 2000кв.м. Размещение предполагается на торговых площадях формата DIY, есть уже и предложение от одного из таких операторов. Есть также предложения от торговых комплексов.
В этом году мы обновили наш ин­тер­нет-магазин. Конечно, доля интернет-продаж по сравнению с общими пока невелика, но тренд уже заметен. Я прогнозирую для Челябинска скорый бум интернет-торговли. В Москве интернет-шопы уже вовсю соперничают с классической розницей. В Москве есть еще один важный фактор развития интернет-торговли —дорожные пробки. Там даже не всегда экономическая выгода является определяющей, но скорее экономия времени на поездку из-за пробок. К тому же в сети всегда шире ассортимент. Это интересный перспективный рынок, где нужно работать. Знание своей местности нам дает преимущества по сравнению с большими федеральными компаниями, главная сила которых— в высоких технологиях.
Поясните, что значит «знание местности»?
— Определенные бизнес-процессы, которые связаны со знанием местности, с транспортным плечом, логистикой и т.д.
Интернет-торговля— это совсем другая бизнес-модель. Мы можем предложить более интересные цены по сравнению с обычным магазином— затратная-то часть меньше. В Интернете покупают продвинутые, знающие технику, обеспеченные люди. Судя по времени заказов и кривой обращений, четко виден рост просмотров сайта в понедельник после 10:00 с пиком в обеденное время. Привет работодателю!

Владимир Найдёнов
Родился в 1963 г.
Образование: В 1985 г. окончил Челябинский политехнический институт, кафедра «Электронно-вычислительные машины». в 2003 г. окончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ (МВА).
Карьера: С 1985 г. – инженер кафедры ЭВМ ЧПИ. с 1989 г. – инженер кооператива «Информационные коммерческие системы». с 1992 г. – генеральный директор ЗАО «НАЙФЛ».
Семья: женат, есть сын.
Хобби: горные лыжи, литература, путешествия
Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • У осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four SeasonsУ осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four Seasons
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.