Веб-разработчики встраиваются в контекст

Челябинский рынок веб-разработки в прошлом году сохранил свои позиции и даже немного подрос. Рынок интернет-рекламы также пережил 2009-й значительно лучше, чем, например, телевидение и печатные СМ

Рынок веб-разработки больше не может прокормиться исключительно за счет написания сайтов. Значительную долю доходов разработчиков теперь формируют услуги контекстной рекламы и собственные интернет-проекты.

Челябинский рынок веб-разработки в прошлом году сохранил свои позиции и даже немного подрос. Рынок интернет-рекламы также пережил 2009-й значительно лучше, чем, например, телевидение и печатные СМИ. Согласно исследованию, проведенному рекламным агентством Mindshare Interaction, российский рынок интернет-рекламы в 2009 г. вырос на 6% до 15,6 млрд рубй. А в 2010 году, по прогнозам агентства, этот показатель увеличится еще на 8-10%.

Заказов больше, клиенты беднее
Такое уверенное самочувствие ин­тер­нет-рынка разработчики объясняют увеличением числа новых клиентов. АНДРЕЙ СИТКО, директор компании Sitko.ru, приводит пример: за год количество запросов из челябинского сегмента в «Яндексе» выросло в 2-2,5 раза: «Если год назад слово «автомобиль» в Челябинске за месяц искали 30000 раз, то теперь 60000-70000». БОРИС ЛИСОВСКИЙ, руководитель компании «PRодвижение», связывает количественный рост клиентов тем, что с наступлением кризиса многие компании начали рассматривать Интернет как основное рекламное поле. Директор компании «Флексайтс» НИКОЛАЙ ЖУКОВ рассказывает, что заявки на разработку сайта поступают практически каждый день, в то время как до кризиса в неделю поступало обычно 1-2 звонка. Но если раньше почти каждая заявка означала контракт, то теперь большинство просто интересуется стоимостью услуг.
Хотя количество заказов и возросло, сами клиенты стали «беднее». Г-н Жуков, оценивая падение среднего чека, называет цифру 10-20%. Генеральный директор компании «Урал Медиа» АЛЕКСАНДР РАСИН добавляет: за объем работ, который раньше стоил 30-35 тыс. руб., сегодня заказчики готовы платить не больше 20-25 тыс. руб.
Уменьшение рекламных бюджетов с одной стороны и стремление компаний сэкономить— с другой спровоцировало появление множества микроразработчиков, готовых работать за совсем крошечные гонорары. «По данным «Дубль-Гис», в Челябинске около 200 интернет-компаний, среди них большинство— вчерашние студенты, написавшие про себя «мы— команда профессиональных разработчиков»,— говорит Андрей Ситко.
Чтобы не потерять клиентов с небольшими бюджетами, веб-разработчики предлагают им упрощенные интернет-проекты. Андрей Ситко: «Если раньше мы позиционировались как компания, которая делает только дорогие сайты, то на время кризиса специально запустили малобюджетные проекты, «быстросайты», которые делаются за 30 тысяч рублей, и сумели привлечь небогатых клиентов». «Быстросайты»— это несложные интернет-ресурсы, ориентированные, главным образом, на продвижение, контекстную и медийную рекламу, взаимодействие с социальными сетями. «Мы просто делаем структуру сайта и дизайн такими, как считаем нужным, а клиент принимает без лишних «а давайте здесь цветом поиграем»,— говорит Николай Жуков.— Тогда мы значительно снижаем наши трудозатраты, соответственно, снижается и стоимость для клиента».
Жить, как раньше, на одной разработке сайтов компаниям сегодня невыгодно. По словам Андрея Ситко, разработка сайта по объему доходов занимает лишь 20% от всех прочих услуг— продвижения, поддержки, контекстной рекламы и т.д.
Аутсорсинг не прижился
Разработчики стараются задержать клиента у себя как можно дольше: в ход идут услуги по поддержке сайта, его поисковой оптимизации и т.д. Николай Жуков говорит, что его компания стала более избирательна в выборе клиентов: «Мы готовы отказаться от работы, если видим, что клиенту нужен «лишь бы сайт», что он совсем не задумывается об эффективности его использования и не планирует реальной работы с сайтом в будущем. Зато с теми, кто готов своим сайтом заниматься всерьез и надолго, мы всегда находим компромиссные решения и по оплате наших услуг, и форме сотрудничества». При условии, что будет заключен долгосрочный контракт на сопровождение ресурса, на определенные ценовые уступки при разработке сайта готовы идти и в «Урал Медиа».
Не всегда услуги, которые продвигают веб-разработчики, оказываются востребованы у клиентов. Так, например, случилось с аутсорсингом сайтов, то есть их долгосрочным обслуживанием. Александр Расин рассказывает, что в его компании год назад пытались сделать из аутосорсинга отдельное направление и даже нанимали для этой работы новых сотрудников. Однако услуга не оправдала себя, и теперь сохранилась лишь в комплексе прочих в рамках сопровождения сайтов.
Серьезную долю в обороте компаний занимает контекстная реклама. ДМИТРИЙ БАТРАКОВ, генеральный директор интернет-агентства Dextra, говорит, что больше половины клиентов его компании обращаются сегодня именно за контекстной рекламой. Доходов от этого вида услуг и комплексного продвижения в последнее время получается больше, чем поступления от непосредственной разработки сайтов, примерно в 1,5 раза. В Sitko.ru под контекстную рекламу решили создать отдельный бренд. «Сейчас мы выводим на рынок бренд Promonet, где точечно занимаемся направлениями контекстной рекламы, медиа, дружбой со mail.ru, «Одноклассниками» и т.д.»,— рассказывает Андрей Ситко.
Чтобы заинтересовать клиентов контекстной рекламой, веб-разработки проводят специальные семинары, где рассказывают о преимуществах и принципе работы данного направления. Этим, например, планируют заниматься в компании Dextra. Cейчас они готовят серию семинаров по основным вопросам рекламы в Интернете, а в мае собираются провести конференцию совместно с московскими партнерами.
Еще один источник дохода— совершенно новые для рынка услуги: видео-контент, взаимодействие с социальными сетями. Так, «Урал Медиа» начала заниматься производством видео: «У нас есть профессиональное оборудование для съемки, мы создаем небольшие видеоролики и выставляем их на сайт. Например, человеку нужен корпоративный сайт, но он хочет сделать еще какую-нибудь видеопрезентацию. Это может быть не обязательно прямая реклама, а, допустим, выступление эксперта по какому-либо вопросу». Пока, по словам Александра Расина, доля в объеме заказов составляет не более 5%. Но в будущем он планирует развивать это направление и надеется увеличить эту цифру до 15-25%. Компания Sitko.ru, помимо видео-контента, занимается и взаимодействием с популярными социальными сетями, продвигая в них сайты клиентов.
Разработчики создают свои интернет-проекты
Разрабатывая сайты для сторонних заказчиков, компании не прочь зарабатывать на собственных интернет-проектах. Например, в «Урал Медиа» таким проектом является портал, посвященный компьютерной тематике, mycopm.ru. Не так давно они переработали портал, выпустив его новую версию. Александр Расин говорит: «Наш сайт существовал уже достаточно давно, но мы его сильно не развивали. Сейчас же ситуация изменилась». Он рассчитывает получать от этого проекта до 20% прибыли в год. Андрей Ситко считает, что «компания, которая живет в Интернете, должна стремиться к тому, чтобы делать там свои проекты». «У нас уже достаточно давно есть направление «Мобильный Челябинск» с редакцией, сотрудничеством с операторами, ритейлерами»,— рассказывает он.— «Также у нас есть «Мобильный Екатеринбург». Его компания сейчас готовит несколько федеральных проектов без привязки к региону. У компании Dextra уже достаточно давно существуют порталы zavedi.ru, jobway.ru. А сейчас компания трудится еще над несколькими крупными интернет-проектами. Дмитрий Батраков говорит, что тенденция, когда разработчики создают свои крупные интернет-проекты, будет только увеличиваться: «В этом плане интернет стал особенно интересен и инвесторам».
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.