Василий Важенин, «УралНИИСтромПроект»: «Хотите сделать Челябинск лучше? Начните с бизнеса»

Если мы мечтаем сделать Челябинск чуть ли не столицей мира, то нужно соответствовать этому званию, считает Василий Важенин. При этом власти нужно начать с себя, а бизнесу - со своего дела.

Василий Важенин, глава «Уральского Научно-Исследовательского и Проектного Института Строительных Материалов»  (УралНИИСтромПроект):

В последнее время мне часто задают один и тот же вопрос - когда Челябинск станет красивым и удобным для жизни городом? Будто я единственный человек на земле, знающий ответ на этот вопрос. Каждый раз отвечая, понимаю, что вопрос настолько глубокий, что ответить на  него в одном разговоре просто невозможно.

Ясно, что почти каждый бизнес в нашем городе чувствует снижение ликвидности, слабый поток перспективных клиентов и проблемы с финансированием. А когда в твоей жизни все и так не сахар, городская среда продолжает деградировать. Очевидно, что несколько лет ей уже никто не занимается.

Приезжая в Москву, Казань или Питер, мы видим, как работа по благоустройству города кипит, люди гуляют в центре, магазины наполнены покупателями. А это значит, что экономика жива. Почему же в нашем городе не так?

Уже год или больше мы живем в ожидании решения, будет у нас проходить саммит ШОС и БРИКС или нет. Конечно, если федеральный бюджет даст нам транш в несколько триллионов рублей на благоустройство города, это будет идеально. Но кто его даст тому, кто просто «сидит на лавочке и ждет»...

Практика показывает, что успешные бизнесы привлекают к себе еще больше потребителей. Потому что им не нужно раскачиваться, чтобы начать осваивать деньги. У них работа уже идет. Клиент понимает это, и дает свои деньги тому, кто по уши в работе, а не тому, кто сидит и ждет, пока большой заказ спасет его утопающее предприятие. Исходя из этого умозаключения, со стороны федеральной власти выгоднее дать этот транш той же Москве или Казани, где после освоения средств может дать больше эффекта. Чтобы чего-то ждать, нужно что-то делать в этом направлении.

Другая проблема, приводящая город в упадок - это слабый контроль над архитектурным обликом и рекламными конструкциями со стороны действующей власти.

Очевидно, что 99% рекламных конструкций в нашем городе - это несанкционированный произвол. Почему до сих пор не существует инструмента по контролю над самовольным размещением?

Почему не разработана система штрафов? Штрафы - это ведь тоже деньги, которые можно пустить в улучшение городской среды. То же самое касается и управления архитектуры, которое в данный момент лишь выполняет функцию по согласованию проектов, но не может влиять на их реализацию. Элементарный порядок в этой среде принес бы колоссальные результаты.

Управление парковок, которое было создано недавно, тоже не отвечает за приведение этих парковок в современный вид. А эти места в центре города должны быть аккуратными, ухоженными и платными. Зарабатывайте деньги на то, чтобы город становился лучше, кто вам мешает? 

Управление благоустройства активно собирает компенсации за снос зеленых насаждений и газонов с застройщиков, а в обмен высаживает только парочку деревьев и благоустраивает небольшой участок одной из улиц. И все. Для огромного города, где все разваливается с гораздо более высокой скоростью, чем ремонтируется, - это регресс.

В случае, когда мы мечтаем о том, что наш город должен стать, чуть ли не столицей мира, этот муниципальный департамент должен выглядеть как корпорация Google.

Там должна проходить разработка инновационных архитектурных проектов, элементов благоустройства, проектов по ландшафтному дизайну. Должны быть сформированы современные команды по внедрению этих вещей в жизнь: прорабы, архитекторы и художники.

Чтобы изменить город и его экономику, нужна целая система мероприятий. Мы смотрим на развитые туристические столицы и говорим – хочу, чтобы так было в Челябинске. Чтобы в магазин заходили иностранные туристы и тратили в нем свои деньги. Но нужно понимать, что там, куда едут туристы, люди работали для этого в течение многих десятилетий. Кроме того, многие города ценятся своим историческим содержанием, и это привлекает туристов.

Мы же в Челябинске, наоборот, сносим памятники архитектуры направо и налево, пытаясь разобраться, кто должен следить за их состоянием: министерство культуры или городская администрация?

В любом случае, количество местных достопримечательностей снижается, забирая у наших детей возможность знать о том, каким когда-то был наш город.

В это же время в Санкт-Петербурге Законодательное собрание города поддержало проект о налоговой льготе для инвесторов-собственников при реставрации объектов культурного наследия. Я все еще не могу понять, чем мы хуже.

Мысль о том, что наш город может повторить пример Дубая, и все что нам нужно - это начать цепную реакцию и построить первый небоскреб, тоже ошибочна. В нашем случае любой замысел ограничивается либо 18-этажкой спорного несуразного вида из самых дешевых материалов, либо еще хуже - панелькой. Стоимость квадратного метра на рынке и благосостояние жителей диктуют свои правила. И все это происходит на поводу у бизнеса, приближенного к власти.

Да, у нас не Барселона, и редкий турист поедет в Челябинск, чтобы...Что? Для того, чтобы он приехал, здесь должно быть или море, или достопримечательности, либо высокотехнологичная медицина, или образование. Ни того, ни другого, ни третьего у нас нет. Все, что нам остается в этой ситуации – это строительство бизнесов, направленных на экспорт своей продукции в другие страны и регионы.

Теоретически, если бы моя компания начала проектировать для соседнего Екатеринбурга или Европы, а заработанные деньги я и мои сотрудники тратили бы здесь, в Челябинске, то это бы сказалось на развитии нашего города. Но для того, чтобы бизнес мог выйти на другие регионы и страны, он должен быть «высококонкурентоспособен», или проще говоря, у него должна быть «фишка». Это не простой банальный бизнес, делающий то же самое, что делают другие. Это должен быть инновационный бизнес, разрушающий стереотипы, создающий уникальные ценовые предложения, качественные характеристики. Выход такого предприятия на межрегиональный или международный уровень – уже вопрос времени. И никакая помощь власти ему не нужна. «Сарафанное радио» ему в помощь.

И здесь я хочу обратиться ко всем жителям области. Если вы хотите, чтобы наш город становился лучше, вам самим нужно становиться лучше, и вашему бизнесу нужно стать лучше. Чтобы к нему поехали сначала люди из нашего города, а потом из других регионов и стран.

Именно с этого начинается туризм в Челябинске и его развитие.

Я считаю, что нужно развивать все направления, потенциально приносящие доход в городской бюджет. И все-таки в долгосрочной перспективе вижу Челябинск инновационной столицей в области производства. Глупо рассуждать о временах, когда все наши заводы встанут, а Челябинск превратится в город-сад. Такое вряд ли может произойти, особенно на фоне того, что основные налоговые отчисления мы получаем от производственных гигантов.

Нужно заметить, что именно они и работают на экспорт, привозя в нашу область деньги со всего мира. Именно их нам и нужно поощрять, но только в случае, если они заботятся о жителях города, улучшая экологическую обстановку в городе. Пусть все их реконструкции, связанные с сокращением выбросов, финансируются из их же налоговой базы. Конечно, область потеряет в налогах, но приобретет в другом - в качестве жизни своих людей и в их долголетии.

В этом и заключается искусство власти: руководителю нужно выбирать, какая инвестиция самая важная.

Что принесет больше пользы для экономики территории и для людей, живущих на ней. Если мы начинаем вытравливать людей из родного города, это же не дело. Население начнет убывать, бизнес слабеть, а цена на недвижимости падать. Должен быть баланс действий всех подразделений власти, который создает оптимальные условия и для развития предприятий, и для бюджета области.

Текст подготовлен специально для проекта «Записки босса Челябинск»

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.