Подписаться
Курс ЦБ на 08.12
74,13
83,71

В2В-компании переходят на «антикризисные» продукты

Осень 2008 г. разделила челябинский рынок b2b-услуг на состояние «до» и «после». Первые три квартала 2008 г. игроки прожили под знаком стабильности и устойчивого роста. Эксперты ожидали, что в б

До сентября челябинский рынок бизнес-услуг активно развивался в большинстве направлений. Сегодня игроки занимаются актуализацией своего продукта и пытаются нащупать маркетинговые ниши, в которых спрос сохранился или даже увеличился. эксперты
Виктор Вальчук
директор компании «АРБ-консалтинг»
Екатерина Иванова
директор рекрутингового агентства «ТИРС»
Игорь Милютин
управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер»
Людмила Соколова
директор компании «Агентство «Бизнес и Кадры»
Инна Пекуровская
директор компании «HR-содействие»
Ирина Просвирина
научный руководитель программы МВА ЮУрГУ, управляющий партнер консалтинговой группы «МИГ Инвест»
Ксения Тысевич
директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»
Ирина Ямилова
руководитель направления рекрутинга по Уралу компании «АПРАЙТ»

Почему рекрутинговые агентства больше не привлекает узкая специализация?
Кто отобрал у бизнес-школ клиентов долгосрочных программ?
На чем заработают консалтеры в 2009 г.?

Осень 2008 г. разделила челябинский рынок b2b-услуг на состояние «до» и «после». Первые три квартала 2008 г. игроки прожили под знаком стабильности и устойчивого роста. Эксперты ожидали, что в ближайшие год-два сложившаяся ситуация сохранится, однако оптимистическим прогнозам не суждено было сбыться. «Бизнес по известным всем причинам перестал нуждаться в ряде услуг. Задачи «расширение и развитие» сменились на «сокращение и выживание». Таким образом, все маркетинговые, финансовые и HR-консалтинговые продукты, актуальные в период экономического роста в настоящее время не пользуются спросом. Новые, так называемые «антикризисные» продукты тоже не воспринимаются на ура — первой реакцией менеджмента в ситуации кризиса является не поиск адекватных консалтинговых продуктов, а тотальное сворачивание «всех и всяческих» бюджетов», — с горечью говорит ИННА ПЕКУРОВСКАЯ, директор компании «HR-содействие».

Рекрутеры делают ставку на внештатников

Персонал — первая статья расхода, на которой начали экономить компании; интерес к набору новых сотрудников в большинстве отраслей упал до нуля. «Ряд рекрутинговых проектов клиенты заморозили на неопределенный срок — те, которые требуют больших инвестиций, например, комплексный подбор персонала для новых филиалов и представительств или новых производств. Также существенно выросла дебиторская задолженность по реализованным ранее проектам», — рассказывает ЛЮДМИЛА СОКОЛОВА, директор агентства «Бизнес и Кадры».

До кризиса рекрутинг в Челябинске показывал хорошие темпы роста — не менее 25-30% в год. Рост был вызван общим экономическим подъемом региона. Развитию рекрутингового бизнеса также способствовал обострившийся в середине года дефицит квалифицированного персонала. «По нашим оценкам, объем рынка был в районе 60-70 млн руб.», — говорит ЕКАТЕРИНА ИВАНОВА, директор рекрутингового агентства «ТИРС».

Рост обеспечивался, в основном, за счет развития крупнейших игроков; концентрация, таким образом, возрастала. В 2008 г. в столице Южного Урала функционировало 20-30 рекрутинговых агентств. По мнению ИРИНы ЯМИЛОВой, руководителя направления рекрутинга по Уралу компании «АПРАЙТ», до 70% рынка делили между собой 5-6 лидеров. В их число, как и прежде, входят: филиал кадрового холдинга «АНКОР», «АПРАЙТ» (пришедший из Екатеринбурга) и собственно челябинские «Бизнес и Кадры», «ТИРС» и «Финансы и Кадры».

Средняя рентабельность на местном рынке рекрутинговых услуг составила порядка 20%. Наиболее популярной услугой оставался традиционный подбор персонала, однако агентства начали активизироваться и в других, более прибыльных, направлениях. Рекрутеры стремились расширить спектр деятельности за счет введения смежных услуг, таких, как анализ рынка труда и заработных плат, разработка должностных инструкций и т. п.

В условиях кризиса приоритеты меняются, однако внедрение актуальных дополнительных услуг эксперты ставят во главу угла. «В ближайшие 1-2 года, на наш взгляд, в структуре существующих рекрутинговых агентств могут начать активно развиваться такие направления, как аутстаффинг (вывод персонала за штат), аутплейсмент (работа с сокращенным персоналом) и масс-рекрутмент, так как эти технологии снижают издержки в управлении персоналом, — говорит Екатерина Иванова. — Еще до кризиса, в текущем году, совместно с крупным производственным предприятием мы разработали и внедрили технологию аутстаффинга и в 2009 г. планируем продолжить работу над этим проектом».

По мнению экспертов, сегодня не время концентрироваться в узкой отраслевой нише. «На сужающемся рынке у компаний, специализирующихся на какой-либо одной отрасли, возникнут сложности», — считает Людмила Соколова. В то же время вследствие масштабного «выброса» на рынок соискателей, агентства смогут заработать на закрытии отдельных, наиболее востребованных позиций.

Бизнес-школы зарабатывают на краткосрочных программах

Расходы на образование сотрудников и повышение их квалификации сегодня также отходят на второй план. «На обучение и развитие персонала челябинские компании и раньше тратили немного — не более 3% от общей выручки организации, а теперь эта сумма будет еще меньше», — отмечает КСЕНИЯ ТЫСЕВИЧ, директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит». Эксперты говорят о спаде на местном рынке бизнес-образования; в 2009 г. образовательный бизнес лишится большого числа мелких участников.

В текущем году в среднем по челябинскому рынку бизнес-образования рост составил 25% (в 2007 г. рынок прибавил около 30%). По мнению аналитиков, помимо кризиса, основной причиной спада стал дефицит качественного продукта и квалифицированных преподавателей. Снижался объем сегмента долго- и среднесрочных корпоративных курсов из-за растущей стоимости и больших временных затрат. По словам экспертов, первый из обозначенных сегментов показал падение на 50%, второй не прибавил почти ничего. Многие клиенты сделали выбор в пользу вузовского образования как альтернативы долгосрочным бизнес-программам, а среднесрочные курсы заменили разовыми семинарами и тренингами. «Многие из московских и екатеринбургских бизнес-школ, предлагающих долгосрочные программы на местном рынке, этой осенью не смогли набрать слушателей. Фактически группу МВА удалось собрать только нам», — делится наблюдениями ИРИНА ПРОСВИРИНА, научный руководитель программы МВА ЮУрГУ, управляющий партнер консалтинговой группы «МИГ Инвест».

Основной объем рынка (около 80% по количеству слушателей), как и ранее, обеспечивал сегмент краткосрочного бизнес-образования. По словам экспертов, в отличие от других секторов он развивался довольно стабильно. Краткосрочные программы в Челябинске предлагали порядка 50 компаний, большинство из которых — мелкие фирмы с 1-2 продуктами в портфеле. В современных условиях большинство из них обречено. «Не исключено, что сильные компании с рынка бизнес-образования купят конкурентов и тем самым усилят свои позиции. Этот процесс может начаться в течение ближайшего полугода», — прогнозирует г-жа Тысевич.

Некоторые эксперты довольно оптимистично оценивают перспективы отрасли. «Скоро у клиентов пройдет первый шок, они привыкнут жить и работать в условиях кризиса. Им понадобится постоянное обучение и повышение квалификации. Я думаю, процесс образования станет непрерывным у всех: от топ-менеджеров до рядового персонала», — прогнозирует Ирина Просвирина.

Консалтинговые компании активизируются в области исследований

Консалтинговый бизнес в Челябинске тесно переплетен с другими сегментами рынка бизнес-услуг, такими как образование, аудит и рекрутинг, поэтому говорить о нем в отдельности сложно. Объем рынка определяется лишь приблизительно. По мнению части экспертов, на консалтинге в 2008 г. игроки заработали $4-5 млн.

В начале года в среднем рост по челябинскому рынку консалтинговых услуг составил 30-40%, у некоторых игроков он был еще выше. «Консалтинг рос активнее, чем другие бизнес-услуги. Его развитие всегда заметнее, потому что технологии в этой сфере меняются быстрее, нежели в рекрутинге и образовании, — говорит Инна Пекуровская. — Самой главной тенденцией было развитие спроса на системообразующие консалтиновые продукты в управлении, в частности, в управлении персоналом. Постановка системы управления персоналом или ее отдельных модулей (системы оценки, системы управления знаниями, системы работы с кадровым резервом) появилась в списке задач HR-служб предприятий на 2008-2009 гг.».

Состав лидеров челябинского рынка консалтинга не изменился: крупнейшими игроками остаются «Листик и партнеры», «Аудит-Классик», «АРБ-консалтинг», «Эксперт», «ВнешЭкономАудит», «Аудит-Консалтинг Центр». Помимо этого, в сфере маркетинговых исследований эксперты выделяют компанию «Маркетинг Индустрия», а в нише инвестиционного консалтинга — «Корпорацию «СТРАТУМ» и Solar Investments. В то же время, по оценке самих игроков, ни одна фирма не может похвастаться рыночной долей, превышающей 5% — челябинский консалтинговый рынок слабонасыщенный.

В 2008 г. вырос спрос на комплексные услуги: клиенты, обращаясь к консультантам по юридическим вопросам, со временем начинали поручать им также решение кадровых и финансовых проблем. Поэтому участники рынка активно расширяли свои штаты за счет привлечения узких специалистов: юристов, консультантов по разработке бизнес-процессов, экспертов по налогообложению.

Кризис изменяет структуру заказов. «Могут подрасти продажи маркетинговых исследований, так как управленческие решения во время кризиса нужно принимать на основе свежей, динамично собранной информации. Востребован будет и консалтинг в области управления персоналом», — говорит ВИКТОР ВАЛЬЧУК, директор компании «АРБ-консалтинг». Инна Пекуровская обращает внимание: «В обстановке стремительных изменений и крайней неопределенности мониторинг является наиболее адекватным инструментом быстрого реагирования, который позволит получить максимально точную информацию о сложившейся ситуации и провести ее всесторонний анализ. На собственные средства наша компания, совместно с Уральским аналитическим центром, в данный момент проводит масштабное исследование кадровой ситуации на предприятиях Южного Урала».

Игроки делают упор на диверсификацию бизнеса. «Традиционно в нашей компании высокую долю в портфеле заказов составляет консалтинг в области права, но в текущем году мы показали неплохие результаты также в аудите и оценке. Помимо этого мы стали региональным партнером компании, специализирующейся на сопровождении сделок в сфере бизнес-брокериджа, и это направление развивается успешно. Финансовый кризис подтолкнул нас выделить в самостоятельное подразделение работу с задолженностью предприятий», — говорит ИГОРЬ МИЛЮТИН, управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер».

Перспектива прихода в Челябинск федералов, пугавшая местных игроков, отодвинулась на неопределенный срок. Это дает челябинцам возможность укрепить свои позиции и занять пустующие ниши. «Сильнее всего в результате кризиса пострадают компании, не имеющие диверсифицированной линейки продуктов, и, понимая это, участники рынка будут активно развивать дополнительные направления деятельности», — резюмирует Екатерина Иванова.

Самое читаемое
  • В Челябинской области закрывается популярная крафтовая сыроварняВ Челябинской области закрывается популярная крафтовая сыроварня
  • В Челябинске запустят четыре новых маршрута общественного транспортаВ Челябинске запустят четыре новых маршрута общественного транспорта
  • РСА начал принимать заявления на выплаты по ОСАГО от клиентов «АСКО-Страхование»РСА начал принимать заявления на выплаты по ОСАГО от клиентов «АСКО-Страхование»
  • В Челябинске закрылась Zara HomeВ Челябинске закрылась Zara Home
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.