«В туристической отрасли во всей сути проявился принцип дикого рынка», — Дмитрий Довбня

Открывать бизнес в сфере туризма сейчас непросто: отсутствие инфраструктуры, разногласия с властями и конкуренты в лице доступной Турции не дают предпринимателям встать на ноги, уверен Дмитрий Довбня.

Дмитрий Довбня, президент коммуникационно-консалтинговой группы «Иероглиф», председатель комитета по содействию развития территории для внутреннего туризма ЧРО «Опоры России»:

— Комитет по содействию развития территории для внутреннего туризма был создан в 2014 году. За эти три года немало копий сломано. У нас были разные периоды взаимодействия с властью. Мы критиковали, пытались друг друга услышать — это нормально. Мы отмечаем, что движение могло бы быть более динамичным. Мы видим главную проблему в том, что министерство культуры, которому поручено каким-то образом развивать туризм — это, в первую очередь, инструмент сохранения культурных ценностей, но с точки зрения института экономического развития здесь просто нет компетенций.

На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты проведения круглого стола по инвестициям в туризм была создана резолюция. Хочу привести некоторые выдержки из нее. Традиционные виды туристической отрасли региона  разрушены как система. Речь идет о санаторно-курортном направлении, системе союза юных туристов, туристических клубов на предприятиях и вузах, туристических баз. Новая система не имеет центра сборки и института экономического развития. В ней не сформированы цели, не обозначены стратегия, не определена мотивация для новых субъектов.

Именно в туристической отрасли наиболее проявился во всей своей сути принцип дикого рынка — застройка рекреационных территорий идет разрозненно, без какого-либо стратегического плана. Очень показательна ситуация вокруг озера Увильды.

Старая инфраструктура массового приема в рекреационных зонах обветшала, где-то разрушена полностью. Кроме того, она полностью морально устарела. Новые требования реконструкции и модернизации обусловлены открытостью границ и возможностями посещения других стран. Потребитель просто не готов на худшее качество по высокой цене.

Все знают, что по затратам отдых на наших озерах сопоставим с поездкой в Турцию или Египет. Изменившиеся технологии, которые, с одной стороны, снижают рекреационную нагрузку, с другой, требуют других  параметров застройки.  А ограничения в законодательстве не позволяют строить инфраструктуру, отвечающую современным требованиям.

Интерес инвесторов к туристической отрасли был на высоком уровне, но постепенно, в виду законодательных и административных барьеров проявляется пессимистическое отношение к вложениям в эту отрасль.

Есть исключения — это предприниматели, которые, несмотря на сложившуюся ситуацию, смогли реализовать успешные проекты в этом направлении.

Председатель совета директоров ГЛК «Солнечная долина» Олег Сиротин — пример того, когда не «благодаря», а «вопреки» создан прекрасный проект. Есть пример с Кисегачом, когда земли муниципалитетов  были переведены в земли лесов только потому, что там надо было остановить строительство девятиэтажек на озере. Для всех остальных предпринимателей была просто закрыта возможность строить нормальные современные объекты. Нужны были какие-то другие механизмы, чтобы запретить строить высотки на берегу санаторного озера без ущерба всей  туристической дестинации.

Что еще является преградой для развития туризма? Ограничение использования историко-архитектурных памятников. Многие из них удерживаются местными властями в сессионное использование в виду отсутствия четких правил и регламентов, как отказа, так и передачи. В Троицке, к примеру, реконструирована прекрасная гостиница, и наш предприниматель Илья Быков пытался то же самое сделать в Кыштыме с Белым домом, но наткнулся на непонимание.

Власти постоянно говорили что, уже нашли другого инвестора. А воз и ныне нам, а дом просто стоит и разрушается.

И таких объектов много  — в том же Троицке прекрасный пивзавод 19-го века, это могло бы служить интересной туристической дестинацией, по нему тоже нет решения. Я выступаю за то, что нам надо не противостоять властям, а думать, каким образом это исправлять на федеральном уровне.

Повлиять на ситуацию могло бы грамотное информационное сопровождение, то есть продвижение региона.  Все наверняка  видели у нас в регионе щиты «Южный Урал. Здесь сбываются мечты». Это то же самое, как в стране Гулливеров говорить о том, что мы — Гулливеры. Мы сами прекрасно знаем, где мы живем, мы любим свой край. Но о том,  что сюда можно приезжать отдыхать, жители других регионах знают очень мало. Туроператоры размещают рекламу в городе, призывают отдыхать в Турции, Израиле. Подобной массовой рекламы для Челябинска нет.

И последнее — инвестиционный потенциал. Когда начали говорить о том, что надо развивать внутренний туризм,  предполагалось, что в отрасль должны прийти новые предприниматели. Олег Сиротин, несмотря на свой колоссальный опыт в этом бизнесе, сталкивается с определенными трудностями. Как прийти в отрасль новичкам, если даже такие «монстры»,  в хорошем смысле этого слова, испытывают проблемы?

Колонка подготовлена на основе выступления Дмитрия Довбни на XII съезде лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» для рубрики «Особое мнение Челябинск»

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • Совладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имуществаСовладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имущества
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • Производство электроники под угрозой остановки. Китайские банки блокируют платежи из РФПроизводство электроники под угрозой остановки. Китайские банки блокируют платежи из РФ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.