Преподаватель вуза развивает свою сеть интим-магазинов на Южном Урале. Как в начале 2000-х гг. общество реагировало на это и что изменилось с тех пор — в интервью DK.RU.
Татьяна Малькова — собственник сети интим-магазинов. За 18 лет на рынке товаров для взрослых она открыла четыре магазина: два в Миассе, один в Златоусте и один в Челябинске. И при этом сочетает бизнес с деятельностью в совершенно иной сфере: Татьяна — преподаватель вуза. На интервью она пришла с партнерами по бизнесу, которые управляют магазинами — Светланой Надыршиной, управляющей сети «Венера» в Миассе и Златоусте, и Марией Вильчковской, управляющей «Бутика желаний Secret» в Челябинске.
Татьяна, как вы пришли в бизнес?
— Бизнесом я начала заниматься 18 лет назад. Мы с мужем и двумя детьми жили в Миассе, и, как и у многих семей в то время, были постоянные финансовые трудности. Я говорила, что нужно что-то менять, а муж в ответ предложил открыть какой-нибудь бизнес. На тот момент я работала учителем истории и обществознания в школе и не представляла, чем еще можно дополнительно заниматься. Для начала решила просто зарегистрировать ИП. Это сегодня регистрация происходит за один день, а в то время все выглядело иначе: с момента подачи заявления до получения свидетельства прошел месяц.
Я выросла в Советском Союзе, в котором, как говорят, «не было секса». Но все забывают вторую половину фразы: «но была любовь».
Я училась в аспирантуре в Екатеринбурге и однажды, когда ехала в автобусе на учебу, читала популярную тогда газету «СпидИнфо» (откуда можно было узнать, например, о том, что такое оргазм) — там и попалось рекламное объявление, где предлагали помощь в организации бизнеса в сфере интим-магазинов.
На тот момент такие магазины уже были и в Челябинске, и в Екатеринбурге, но не в Миассе. Причем раньше я вообще не заходила в них, и первый интим-шоп, в котором я оказалась, был мой собственный магазин.
Миасс ведь небольшой город, там сразу все узнали о новом магазине?
— У нас много историй по этому поводу (смеется). Однажды я пришла в газету, чтобы разместить рекламу. Принесла менеджеру дискеты, чтобы она скопировала рекламное объявление на компьютер, и она, открыв файл, закричала на весь офис «Ребята, смотрите! Такого в Миассе еще не было!». И вся редакция газеты, сшибая все на своем пути, переворачивая стулья и перелезая через столы, ринулась смотреть, чем мы планируем заниматься.
Были и сложные моменты, когда я думала, что вообще ничего не получится. Например, нужно было согласовывать продукцию в Роспотребнадзоре. Когда я принесла заявление с перечнем товаров, представьте, что там было написано. И пока врач читал мой список из 25 пунктов, он успел 25 раз побледнеть и покраснеть. В итоге он сказал, что запрещает нам заниматься этим и в качестве официального основания для отказа написал свое личное мнение, буквально швырнув документы мне в лицо.
Сейчас общество спокойно относится к такому бизнесу. Хотя в Миассе достаточно большое количество людей знает меня в силу другой профессиональной деятельности — преподавания в университете.
А ваши студенты и другие педагоги знают о вашем бизнесе?
— Конечно! Я ничего не скрываю, но и не афиширую это на каждом углу. Я понимаю, что люди по-разному реагируют. Если меня об этом спрашивают, я не отрицаю, но в преподавательской деятельности я не соприкасаюсь с бизнесом и, зайдя в мой кабинет, никто не увидит плёток и наручников.
Сколько сейчас потребуется средств, чтобы открыть интим-магазин?
— Так же, как и на любой другой магазин, — миллион-полтора. Есть разные категории товаров, все зависит от сегмента и продукции, которую вы планируете закупать.
Это востребовано?
— Это рынок: магазины открываются и закрываются. По поиску в 2GIS, в Челябинске сейчас 69 магазинов для взрослых. Для такого города это очень много, при том, что норма — это примерно один магазин на 200 тыс. человек, за исключением столиц. Специфика России в том, что рынок еще не полностью заполнен. Средняя доля населения, посещающего такие магазины, в Европе около 20%. У нас же, по оценкам экспертов — 15-18%. Причем этот разрыв сильно сократился именно в последние пару лет. Раньше в России в секс-шопы вообще ходили как на экскурсию. В Челябинске в первый секс-шоп даже продавали входные билеты: люди все равно приходили только поглазеть и не собирались ничего брать. И когда мы открылись в Миассе, первые покупатели удивлялись, что можно бесплатно зайти в магазин.
Какой оборот у такого бизнеса?
— Я бы не хотела говорить о финансовых показателях, ситуация может быть очень разная. Мне известны владельцы интим-магазинов, которые давно стали долларовыми миллионерами.
Обычные магазины стараются открывать в местах с большим пешеходным трафиком. Для вас это тоже актуально?
— Да, менталитет в этом отношении меняется, формируется сексуальная культура. Если раньше люди шли и плевались в нашу сторону, то сейчас большинство понимает, что без этой сферы не обойтись. Это важный элемент партнерских отношений в семье. Мы никого не принуждаем. У меня есть близкие подруги, которые ни разу не были в моих магазинах.
Светлана: Мой муж никогда от меня не узнает, что многие его знакомые — наши клиенты. Однако люди все равно боятся, стесняются, что мы можем рассказать.
У вас ведь не только магазин, а еще и встречи, и целый комплекс программ в этой индустрии, которые вы называете «девичниками»? Что это?
— Девичники — это организованные встречи, тренинги. Они ориентированы на то, чтобы сформировать культуру сексуального досуга. Чтобы у людей сложилось понимание, что в этом нет ничего плохого или постыдного. Куда мы без этого? Никуда. Просто нужно правильно говорить и правильно преподносить.
Девичники начинаются с элементарного: с мужской и женской физиологии. Когда этот предмет преподают в школе, это вызывает смех. А ведь нюансов в физиологии мужчин и женщин намного больше, чем мы себе представляем. Это проводится и для женщин, и для мужчин разного возраста. Большинству людей эта тема интересна, но не все знают, как к ней подойти. Если раньше отношение мужчин было скорее потребительским, то сейчас им тоже интересно, чтобы девушка получала удовольствие и имела равные права в интимной сфере. И мы помогаем это реализовать.
И это помогает?
— Безусловно. Бывает так, что после девичника супруги вновь переживают пору влюбленности, потому что люди теперь обладают некоторыми секретами. Это, конечно, не панацея, но если правильно применить знания, бывают и такие счастливые случаи. Очень важно говорить об этом со своим партнером, и после тренингов люди начинают понимать, как это делать.
Несмотря на то, что рынок развивается, у многих людей представления об интим-товарах остались прежними: условно говоря, люди знают только про мужские и женские половые органы. Но это не так, сегодня ассортимент очень большой. Это и парфюмерия, и разнообразные лубриканты, и игровое белье. При этом мы не требуем взамен ничего, никаких покупок. Если у человека есть интерес, то мы готовы помочь, если нет, то он не несет каких-то обязательств.
Как часто появляется что-то новое на этом рынке?
— Иногда кажется, что уже нельзя придумать что-то новое, а производители раз — и удивляют. Вот, например: стимулятор с функцией будильника. То есть вы ставите на смартфоне время, и стимулятор в нужный момент завибрирует. Сейчас есть гаджеты, которые управляются смартфонами. Вы можете улететь в Америку, оставив здесь супругу и оттуда управлять её удовольствием через телефон.
В России есть несколько компаний, которые на этом рынке занимают лидирующие позиции.
В одной из крупнейших российских компаний, которая занимается производством и поставками интим-товаров, работает потрясающий директор Татьяна Константиновна, ей больше 70 лет! Она — доктор химических наук, ведет активный образ жизни и занимается бизнесом еще с советского времени. У них в Екатеринбурге огромная научно-исследовательская лаборатория.
Самые интересные новинки представлены на выставках, которые проводятся по всему миру — в Гонконге, Лос-Анджелесе. Выставка в Берлине просто потрясла меня своим масштабом. Потому что только зал, посвященный БДСМ, — это 1,5 тыс. кв. м.
Раньше новинки очень долго шли в Россию. То, что мы видели в этой зоне в 2008 году, в нашей стране появилось только в 2011 году. А сейчас мы приезжаем на выставку, видим новинки и они в течение месяца уже у нас на полках. Те же самые бельевые линейки меняются очень быстро. Когда я стала расширять сеть и задумывалась об открытии магазина в Челябинске, прошлась по конкурентам и с удивлением обнаружила там бельевые коллекции, с которых мы начинали 15 лет назад. У нас за это время сменилось уже 5-6 коллекций.
Очень сильно изменились секс-куклы. Есть такие, которые не отличаются от живого человека. Они сделаны из киберкожи, автоматизированы. В Японии сейчас проблемы с тем, что молодые люди не пытаются встречаться с девушками, а заводят себе таких кукол: удобно — тратиться на подарки и выслушивать упреки не придется.
Бывают и огромные фаллоимитаторы, которые используются скорее как декоративный объект. Но и их тоже покупают, причем спрос большой, есть даже лист ожидания. Еще у нас есть секс-машина.
И далеко на ней можно уехать?
— Зависит от возможностей (смеется). Это такой автоматический вибратор, который делает фрикционные движения. На выставке самая дорогая машина стоит 167 тыс. руб. Но сейчас появились более дешевые аналоги.
Читайте также на DK.RU:
Опыт компании «Казанова 69» из Екатеринбурга, которая за 25 лет выстроила сеть магазинов интим-товаров, развернула оптовое направление и вышла на рынок Москвы
Какие самые ходовые товары?
— На первом месте — вибраторы, и я считаю, что он должен быть у каждой женщины. Кстати, продвинутые гинекологи советуют то же самое. Вибрация — самый лучший способ возбуждения. И необязательно его использовать только для одного места, ведь возможностей применения множество. Можно стимулировать внутренние зоны рук, бедер, за ухом. Кто-то находит совершенно новые зоны возбуждения.
На втором месте — интимная косметика. Это либо лубриканты, либо массажное масло. Сейчас в тренде тема анального секса. Она по-прежнему достаточно запретная, и людям это интересно. Сейчас и игрушки такие пошли: «втулочки», которые создают красоту, хвостики всякие. А люди любят играть в любом возрасте, только это уже игры для взрослых. Тем более, сейчас такие современные игрушки, что если вы не знаете, для чего это, то никогда и не догадаетесь.
На третьем месте — белье. Этот товар востребован всегда, его покупают и мужчины, и женщины. У нас, например, есть белье больших размеров. Мы долго убеждали польского поставщика, что в России нужно белье больших размеров, потому что многие женщины хотят выглядеть сексуально, а подходящего белья нет. В итоге начали выпускать белье XXXL. И оно тоже пользуется спросом. И там не один-два костюма, а большой ассортимент.
Какой средний возраст покупателей?
— Как правило, 25+, но есть и клиенты преклонного возраста. И когда я говорю: «Возвращайтесь!», отвечают: «Если повезет». Рядом с нашим магазином в Миассе был расположен магазин «Медтехника». И когда «случайно» заходит дедушка, ожидаешь вопроса: «Где медтехника?», но нет, он идет целенаправленно к витрине и рассказывает, что его бабушка начала на него жаловаться.
Сейчас очень продвинутая молодежь. Недавно зашла компания из нескольких девушек и парня, и я им предложила провести экскурсию. Но молодой человек сказал, что он сам все расскажет. И действительно, был очень просвещен.
Самые стеснительные люди — это те, которым 40-45 лет. Особенно мужчины. Потому что это то поколение, которое перешло из СССР в Россию. И этот переходный период был сложным, тема была закрытой. Нужно было как-то выживать. А сейчас все как-то стабилизировалось, финансовая возможность появилась. Поэтому возникают другие потребности.
Многие приходят и спрашивают: «Как разнообразить сексуальную жизнь и доставить женщине удовольствие?». Прежде всего, я отвечаю, нужно подарить цветы и сводить в ресторан. И я надеюсь, благодаря моему совету многие женщины это получили (смеется).
Потому что у женщин другое восприятие интимности. Недостаточно купить какие-то капли и ждать волшебного эффекта. А некоторые мужчины думают, что это панацея. И приходится объяснять, что это прежде всего — цветы без повода, ресторан, уикенд без детей. У мужчины раскрываются глаза: «А это правда поможет?». Ну конечно!
Бывали ли забавные или странные ситуации с клиентами?
— Мария: Недавно один клиент взял пробник феромонов и начал наносить на себя. И такой мне: «Ну что, вам пахнет?» (смеется) Я спрашиваю, мол, вы для меня это делаете? На меня это не подействует из-за профессионального отношения к работе.
Такие ситуации есть, и они веселят. Но при этом есть видеокамеры, кнопка быстрого реагирования. Было несколько клиентов, которые не очень адекватно себя вели, и продавцы были в опасности. Мы с такими случаями не миримся и сразу принимаем кардинальные меры.
Есть ли недоброжелатели у этой сферы? Может быть, со стороны религиозных объединений?
— С религиозными ни разу не сталкивались, а вот с жителями — бывало. На меня даже писали жалобу президенту, потому что человека не устроила наша вывеска. Мы не стали спорить и поменяли её. Иногда спорить — себе дороже. Нам очень сложно отстоять свою позицию, потому что даже нормативной правовой базы нет, которая регулировала бы, что такое порнография. Сейчас это решается экспертной комиссией. Но кто в неё входит, никак не определено. Иногда проще принять как неизбежное и пойти простым путем.
Как вы рекламируетесь? Сфера достаточно закрытая и потенциальных клиентов сложно вычленить среди всего населения. Откровенную рекламу тоже нельзя публиковать.
— Мы сейчас активно работаем через инстаграм и приглашаем на девичники. Там накрывается фуршет, шампанское, фрукты. А входной билет может стоить всего 300 руб., потому что мы не стремимся заработать на девичниках. Для нас это способ продвижения, потому что в обычной рекламе мы сильно ограничены. Плюс мы работаем с блогерами. Вот недавно пришла на девичник блогер с 28 тысячами подписчиков и разместила благодарственный пост, при этом сделала это безвозмездно. Было очень много комментариев. После этого люди звонят, пишут, спрашивают.
В Челябинске мы стараемся выступать в качестве партнеров на различных женских мероприятиях. Это тоже очень хорошо работает. Вот, например, проходил женский финансовый форум, и нас пригласили быть партнерами, где мы устроили лотерею с сертификатами в магазин.
Когда я бываю на каких-то праздниках и дарю подарки, люди расстраиваются, если это не подарок из нашего магазина.
Тема секса интересна всем, но не все об этом скажут. А тут им принесли листовки, рассказали о тренингах. Вы не представляете, как у девушек загораются глаза. У нас есть журналы, которые мы раздаем тем, кто приходит в магазин, где просто рассказывается, что, где, как, для чего и почему. Потому что людям не всегда хватает информации и не все могут поискать её в интернете.
Как вы набираете сотрудников? Чему их обучаете?
— Вот Светлана была моей студенткой, а я была научным руководителем её дипломной работы. Потом она пошла работать ко мне в магазин и доросла до управляющей. Сейчас сама занимается трудоустройством.
Светлана: При трудоустройстве возраст не имеет значения, но важна внешность. Мы не допускаем никакой вульгарщины со стороны продавца, у нас жесткие требования. Разработаны правила внутреннего трудового распорядка, где все четко прописано, вплоть до того, как продавцы должны быть накрашены и одеты, как они должны отвечать клиентам. Все правила задокументированы и все под ними подписываются. Наличие образования не требуется, так как все решает личная встреча и конкурс. Например, несколько претендентов обучаются и потом сдают мини-экзамен в стандартном формате «продайте мне ручку». Тут уже видно, насколько претендент смущается и сможет ли он работать.
Зачем сейчас ходить в магазины, если все можно заказать в интернете?
— Был случай в Челябинске, когда девушка решила заказать в интернете секс-игрушку, и ей пришел брелок. Она не учла, что там было написано — 3 см. В магазине же вы можете всё это увидеть и потрогать, ощутить вибрацию, узнать, как все работает, понять — нравится или нет. Я советую брать то, что нравится по ощущениям.
Безусловно, интернет-торговля по статистике прибавляет 20% в год в каждой сфере, и интим-товары — не исключение, но при этом от нас тоже не уходит покупатель. Большая часть продукции, представленной в интернете, очень низкого качества.
Есть такие вещи, которые я ни за какие деньги не буду использовать в силу низкого качества, функциональности, запаха.
Как реагировали родители и дети, когда узнавали о вашей деятельности?
Татьяна: У мамы был длительный период, когда она пыталась заставить меня покончить с этим бизнесом. С ней родители на тему секса вообще никогда не разговаривали, но она понимает, что мир меняется, и что мы уже не будем жить так, как жили они.
Вы не представляете, как эта тема может стать основой для выстраивания других отношений вне бизнеса. Когда люди узнают, чем я занимаюсь помимо преподавания, это такой ажиотаж создает! Когда мой муж говорит кому-то, что у его жены сеть секс-шопов, это прямо открывает ему двери. Потому что у людей есть интерес, но они его не реализовывают, а когда такая возможность появляется, сразу появляются вопросы.
Светлана: Мама меня поддерживает в этом выборе, а папа очень консервативный. Хоть я уже и была замужем, но такое воспитание, что у папы спрашиваю разрешение. Я тогда ему сказала, что хочу быть более уверенной в финансовом плане и спросила, могу ли я немного поработать здесь. Проходит год, второй, и он мне говорит, мол, какого фига ты получила красный диплом и торгуешь не пойми чем. Я ему ответила, сколько на этом зарабатываю и какой удобный график работы. Потом я была на выставке в Москве. Выставка 18+, и там ходят обнаженные модели. Я с ними сфотографировалась и отправила своему папе. На что он с восторгом попросился на следующую выставку поехать с нами и сказал, что завидует мне.
Мария: Я сначала рассказала о новой работе сыну. Ему скоро 20 будет. Он сказал, что это круто, одобрил. Потом сказала маме, а она тоже: «Это классно!». Близкие меня поддержали. Сейчас спокойно с сыном на эти темы разговариваем, конечно, без подробностей. А раньше я не знала как подступиться, да и он избегал. Но когда это стало профессиональной деятельностью, он даже заходил со своей девушкой в магазин. У меня дочь сейчас взрослеет, и мне намного проще говорить с ней об этом. Она и сама вопросы задает, тоже знает, где я работаю. Ведь эта тема и запретная, и желанная, потому что люди сами создают завесу тайны. Большинство родителей, конечно, впадают в ступор, в панику. Здесь нужно отвечать честно, но без подробностей. А сейчас с интернетом у ребенка вообще нет никаких сложностей. Поэтому лучше узнать от родителей в корректной форме, чем в других местах и совершенно в другом виде.
В такие магазины нельзя заходить несовершеннолетним, но что вы делаете, если подростки все же зашли к вам?
— Если есть малейшее подозрение, и не показывают паспорт, мы сразу выгоняем из магазина или вызываем охрану, если сами справиться не сможем. Был период, когда в некоторых городах специально подставляли магазины и ловили на этом. Подросток только открывал дверь в магазин, ставил одну ногу за порог, и это уже становилось поводом для возбуждения дела. Была ситуация, когда родители с детьми заходили. Например, заходят мама с папой и дочь лет двенадцати. Я спрашиваю: а сколько лет ребенку? Они отвечают: «Понятно», разворачиваются и уходят.
Какие дальнейшие планы? Планируете масштабировать бизнес на всю Россию?
— На всю Россию нет, это большие обязательства и очень сложная работа. Должна быть хорошо проработанная франшиза, а я пока не готова этим заниматься. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Ведь есть такое высказывание: «Самая хорошая работа — это высокооплачиваемое хобби».
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.