«В каждом проекте мне важно быть самой, от и до», — Татьяна Заславская, «Редактор»

О том, как санкции повлияли на высокую кухню, в чем залог успеха в ресторанном бизнеса и какой должна быть роль собственника, в рубрике «Правила» рассказала опытный ресторатор Татьяна Заславская.

Татьяна Заславская, ресторатор, владелица авторских кондитерских «БонБон» и ресторана «Редактор»

1. Угодить гастрономическим запросам челябинской публики не так сложно. Истинных гурманов, которые стремятся постоянно пробовать что-то новое и способны оценить тончайшие нюансы и оттенки вкуса — в нашем городе их можно пересчитать по пальцам. Большинство гостей оценивают кухню ресторана по принципу «вкусно — не вкусно». И это тоже правильно. Помню, я поначалу удивлялась: почему, как бы мы не изощрялись с меню, самые большие продажи — у салата «Цезарь»? Официант предлагает каштановый суп с трюфельным маслом, а гость интересуется: «А нормальный борщ есть?». Это реальность, с которой сталкивается каждый ресторатор в нашей стране. А раз есть запрос, значит, должны быть в меню и борщ, и оливье — просто из качественных продуктов, в авторской подаче, которая придаст изюминку традиционному рецепту. Благо, выбранной для «Редактора» концепции а-ля рус это не противоречит.

2. Продуктовое эмбарго, низкое качество продуктов, невероятно высокие тарифы, налоги — это среда, в которой рестораторам сегодня приходится жить и развивать бизнес. После введения санкций меню пришлось серьезно перекроить. Как в известной песне — из того, что было, и пришлось лепить. Если мягкие сыры на Урале делать с горем пополам научились, то вкус мяса отечественной утки заметно отличается от французской. Многие вещи в принципе исчезли — морепродукты, например. Деликатесы, которые привозят с Владивостока, стоят каких-то сумасшедших денег. Средний чек в ресторанах за последние год-два немного вырос, при этом людей в залах стало заметно меньше. Это происходит не только в Челябинске, но и в Екатеринбурге, в Питере. Нет столпотворения. В Москве ситуация иная, но это не совсем наша страна.

3. Заявляясь в премиум-сегменте, ты не имеешь право на ошибку. Меня всегда выручали две вещи: интуиция и перфекционизм. На их сочетании я для себя выработала четкое правило: если мне самой что-то нравится, значит, это будет хитом. И, знаете, ни разу пока сбоя не было. Каждый раз, продумывая концепцию заведения, дизайн интерьера или рецептуру блюда, я отталкиваюсь в первую очередь от собственных предпочтений: к примеру, если уж пирожное покрыто шоколадом — то хочется, чтобы это был не сублимат, состоящий из сахара и какао-порошка. Идти на полумеры не хочется. Тем более, когда есть возможность сделать так, как не сделает никто в городе.

4. Традиция ужинать в ресторане, которой придерживаются многие европейцы, не может возникнуть в одночасье. Культура зарождается постепенно, и я надеюсь, что ни при каких обстоятельствах это уже никуда не уйдет. Понятно, что быстрых перемен не будет. Сложно этого ждать, когда люди еще помнят талоны на колбасу. И, кстати, с тех времен в сознании многих остался стереотип: в ресторане хорошо не накормят, лучшая еда — та, что дома. Моя мама до сих пор так считает.

5. Срок жизни ресторана — пять лет. Хотя, как и в каждом правиле, есть и исключения: Bad Gastein, к примеру, закрылся только через тринадцать лет. Но все же именно пять лет — оптимальный срок: в это время бизнес идет в гору, а потом неминуемо наступает спад. В Челябинске, как и в других провинциальных городах, мы не сидим на туристическом трафике и не можем себе позволить одно меню на десятилетие. В рестораны ходит одна и та же публика, причем это довольно ограниченный круг людей. И все, даже самое хорошее, рано или поздно приедается, хочется новых впечатлений, в том числе гастрономических.

6. Успех стоит на трех китах: кухня, атмосфера и персонал. И персонал — едва ли не ключевой фактор. Еще лет пять назад было гораздо проще найти толковых работников, хотя в это время много ресторанов новых в городе открывалось, конкуренция была более явной. Но и желающих устроиться на работу в ресторанной сфере было значительно больше. Сегодня отток жителей из Челябинска ощущается уже не только по числу гостей в ресторане, но и по трудностям с поиском персонала. Молодежь рвется в Москву, Питер, их в Челябинске ничто не удержит: ни стабильная зарплата, ни перспектива карьерного роста.

7. В ресторанном бизнесе есть свои модные течения. Одно время все с ума сходили по суши, потом на каждом углу открылись кальянные бары. Сейчас в тренде — бургеры «от шеф-повара». Можно, конечно, пытаться поймать эту волну, но в моем понимании важнее уловить новые тенденции и внедрить новые технологии в кухне: удивить новой подачей блюда, внести в традиционную рецептуру необычные ингредиенты, придумать новый соус. С этой точки зрения я стараюсь не только не отставать от моды, но и быть законодателем.

8. Творческий хаос — это прекрасно в теории, но совершенно недопустимо при ведении бизнеса. Чтобы научиться выстраивать процессы с точки зрения успешного и эффективного бизнеса, сделать свои проекты прибыльными и стабильными, я пошла на курсы МВА. Откровенно говоря, большинство проектов в ресторанной сфере неудачны или по концепции, или по ее воплощению, или с точки зрения сервиса. Поэтому лучше закрыть и забыть неудачный или отживший свое проект, чем продолжать без всякой отдачи вкладывать в него время и деньги, портить репутацию. На курсах МВА, кстати, эту мысль особенно отчетливо понимаешь. Тратторию Grano на ул.Цвиллинга пришлось закрыть: это был недодуманный, не доведенный до ума проект, потому что все силы в тот момент были брошены в открытие большого «БонБона» на ул. Коммуны. Важно уметь признавать свои ошибки.

9. Главная забота собственника — это стратегия, он не должен с головой погружаться в решение сиюминутных задач. Осознание этого важного правила пришло ко мне далеко не сразу: был момент, когда оперативная текучка поглощала все силы и внимание без остатка. Я была совершенно измотана, в ресторане пошел спад, а ком нерешенных дел рос с каждым днем. И как раз в то время мне случайно попалось на глаза резюме одной из соискательниц на вакантное место администратора ресторана: заинтересовавшись, я назначила встречу, а после разговора поняла, что нашла человека, которому могла бы спокойно делегировать оперативное управление. И я сразу ощутила, как у меня развязались руки. Конечно, я по-прежнему вникаю во все: от формы официантов до разработки меню и винной карты. Но когда как минимум перестаешь ежедневно контролировать, все ли сотрудники вовремя пришли на работу, или проводить собеседования, или заниматься планированием выручки, наконец-то появляется время на новые проекты, продвижение бизнеса. На то, чтобы уделять внимание деталям, из которых, как из мельчайших паззлов, складывается впечатление о ресторане.

10. Опоздания — это настоящий бич. Кондитерские «БонБон» открываются в восемь утра. Для многих молодых сотрудников быть на рабочем месте вовремя — сродни подвигу. Ни увещевания, ни штрафы проблемы вечных опозданий не решали. Опытным путем вычислили наказание, которое перевешивает желание поспать подольше: опоздал — смену работаешь бесплатно, причем вытащить тебя на дежурство могут в любой день. Когда объявили об этом коллективу, двое сотрудников сразу уволились. Но опоздания прекратились.

11. Развивать бизнес по франшизе? Признаюсь, одно время были такие мысли. Но сразу же возникал вопрос: как отследить качество сервиса, вкус блюд? Я этим занимаюсь до сих пор, имея первоклассных шеф-поваров, с которыми сотрудничаем уже не один год. В каждом проекте мне важно быть самой, от и до, я не готова держать бизнес на расстоянии. И сейчас начать что-то принципиально новое — значит, ослабить свое присутствие здесь, в Челябинске.

12. Ресторан должен быть четко отлаженным механизмом, в котором каждый на своем месте. И если первое лицо надевает передник и идет само принимать заказ, наверное, в системе какой-то сбой. Хотя, конечно, в зал я выхожу постоянно, и не только тогда, когда за столиком мои хорошие знакомые или, скажем, важные, статусные люди. Могу подойти к любому столику и поинтересоваться: все ли хорошо? Все ли устраивает? Но это происходит не так часто. Просто по натуре я достаточно застенчивый человек, а те, с кем мы шапочно знакомы, принимают это за снобизм и высокомерие.

13. Раньше болезненно относилась к критике, буквально с пол-оборота заводилась. Особенно, когда критика неконструктивная, когда люди обвиняют в чем-то огульно, навешивают ярлыки или с умным видом рассуждают о том, в чем совершенно не разбираются. Я могла не только ведро помоев в ответ вылить, но и самим ведром по голове двинуть. Образно выражаясь. Многие обижались, называли скандалисткой. Сейчас и я как-то спокойнее все воспринимаю. И люди, может быть, опасаясь получить ведром, стали о каких-то замечаниях не во всеуслышание заявлять, а в директ писать. Я не против критики — главное, чтобы по делу. И стараюсь не забывать золотое правило: всем на свете не угодишь.

14. Я не строю долгосрочных планов — максимум на ближайший год. Потому что по факту все равно получается не совсем то, что задумал, в силу разных обстоятельств: то кризис очередной, то валюта скачет, то санкции, то еще что-нибудь. Приходится приспосабливаться, искать выход, придумывать что-то новое, хотя иногда просто руки опускаются. Но в душе все равно продолжаешь надеяться на лучшее: что вдруг произойдет какой-то прорыв, и люди начнут жить хорошо.

Текст подготовлен в рамках проекта «Правила»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.