В Челябинске фиксируют «бум» продаж малого бизнеса
В Челябинске резко выросло число объявлений о продаже малого бизнеса. Эксперт: «Мелкое раздражение из-за растущих цен на продукты подкрепилось ощущением резко подорожавшей жизни при тех же зарплатах».
В Челябинске за год на 70% выросло число объявлений о продаже мелкого бизнеса. Такую статистику публикует сайт N1.RU, где с завидной регулярностью можно встретить предложения купить кафе, магазин или гостиницу.
Сейчас на просторах электронной площадки активны 175 предложений о продаже малого бизнеса. Год назад было всего 100 таких объявлений. Наибольшая доля бизнеса ищет хозяина в центре (25%), немало свободных площадей и в Калининском, Тракторозаводском и Курчатовском районах.
Что касается сфер деятельности, то здесь наиболее существенно выросло число предложений о продаже небольших гостиниц. Если год назад из этого бизнеса хотели уйти только пять предпринимателей, то сейчас на рынке есть 14 свободных объектов. Кроме того, с 13 до 31 увеличилось число свободных кафе, магазинов – с 45 до 76, а салонов красоты – с 9 до 14. Также продать бизнес пытаются владельцы четырех автосалонов и двух фитнеc-клубов.
Как правило, к осени в деловой сфере происходит оживление, поэтому, скорее всего, предприниматели, решившие продать свой бизнес еще весной или летом, только сейчас начинают искать покупателей, – поясняет причины резкого роста объявлений руководитель пресс-службы сайта N1.RU Анастасия Гринёва.
У ресторатора Алексея Носкова сложился менее оптимистичный взгляд на такую статистику. Но тревожат эксперта не цифры, а реальное ощущение жизни – ее стоимость в балансе с доходами населения.
По словам эксперта, товары и услуги стали дороже почти в два раза, если говорить о ценах до резкого изменения курса валют. Зарплаты населения не меняются – в результате мелкое раздражение из-за растущих цен на продукты и прочую мелочь подкрепилось ощущением резко подорожавшей жизни В такой экономической ситуации сложно говорит о нормальном существовании фитнес-клубов и ресторанов, объясняет г-н Носков.
«Есть интересный маркер. Перед 1 сентября зафиксирован резкий скачок микрокредитования, которое подразумевает невероятно высокие проценты. И вывод напрашивается сам собой – ради сборов ребенка в школы, люди берут займы там, куда идут в последнюю очередь», – добавляет эксперт.
Еще одной проблемой ресторатор называет отсутствие на Южном Урале туристического потока. Где нет туризма, там не будет развитой индустрии ресторанно-гостиничного направления, отмечает Алексей Носков.
Вся эта печальная статистика – как гематома на коже, под которой сложнейший перелом. То есть первопричины давние и очень тяжелые. Все увидели этот синяк и вдруг задали вопрос, а что это? А это то, что происходит уже много лет. И здесь целый перечень проблем: от внешней экономики, баланса импорта/экспорта до внутренних социальных, политических, экономических и технологических факторов окружающей среды, – резюмирует эксперт.