Упаковал инвестиции

Глава ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов до 2001 г. руководил инвестиционной компанией «Диалог-инвест». Неожиданно для него друзья предложили рискнуть и вложиться в производство гибкой упаковки для пище

Биржевой трейдер из Казани Айрат Баширов волей случая попал в новый для себя бизнес— производство упаковки для пищевой индустрии. Вложив за два года $1 млн, он получил одни убытки. Чтобы избежать банкротства, пришлось инвестировать в проект еще $5 млн— только тогда дело пошло. Теперь компания «Данафлекс»— лидер российского рынка гибкой упаковки.

Глава ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов до 2001 г. руководил инвестиционной компанией «Диалог-инвест». Неожиданно для него друзья предложили рискнуть и вложиться в производство гибкой упаковки для пищевиков: его инвестиции, их идеи. Г-н Баширов согласился сразу: «Я даже не раздумывал, меня очень впечатлила рентабельность этого бизнеса — в то время она могла доходить до 40-50%. А возврат инвестиций мне пообещали через полтора года». Свою общую компанию партнеры назвали «Данафлекс».
Первые инвестиции Айрата Баширова — $1 млн — были вложены в покупку помещений и новой флексографической машины, на которой еще пришлось учиться работать самостоятельно. «У нас не было ни технологии, ни имени на рынке. Мы вообще не знали, как на нем работать, чтобы завоевать какие-то позиции», — вспоминает г-н Баширов.
На помещении старались сэкономить— цеха были в полуразрушенном состоянии, старые и с разбитыми окнами. Зато производственное здание было удобно расположено, вся необходимая инфраструктура имелась. «Потом расширялись, выкупали помещения у соседей (большую часть здания тогда занимало производство соков), постепенно выкупили их площади», — продолжает Айрат Баширов.
Владельцы «Данафлекса» испытывали драйв первопроходцев, им хотелось самим сформировать новый рынок, заработав огромные деньги. Но к тому моменту, когда был сделан ремонт цехов, подписаны контракты на поставку оборудования, прошел целый год. За это время на рынок вышло сразу несколько новых компаний: цены снизились, сильно подорожало сырье, доход упал до минимума.
А «Данафлекс», несмотря на год существования, оставался для рынка новичком. Компания смогла привлечь ключевых специалистов из аналогичного производства в Казани, существовавшего еще с советских времен. Однако проблем с освоением новых технологий избежать не удалось. «Мы ничего не умели: убили тонны материалов, пока не научились производить качественные и востребованные продукты», — рассказывает предприниматель. Заказов не было, оборудование простаивало, а зарплату сотрудникам приходилось платить. В этом виде бизнеса загрузка мощностей должна быть не менее 70%, иначе убытков не избежать. К тому же не хватало опыта, а крупные производители пищевых продуктов или бытовой химии не хотели работать с неумелыми новичками. «Ушло довольно много времени, чтобы убедить первого клиента довериться нам. Им стала казанская компания «Холод», заказавшая упаковку для мороженого «Батыр», на ней и учились», — поясняет г-н Баширов.

Выкупил компанию на грани банкротства
Вплоть до 2003 г. компания работала в убыток. Перед собственниками встал вопрос — привлекать дополнительные инвестиции или закрываться. Айрат Баширов принял решение развивать «Данафлекс» самостоятельно: он выкупил активы у партнеров, став единоличным владельцем, и вложил в бизнес еще $5 млн. «Это были большие деньги, но, для того чтобы компания вышла на жизненно необходимый уровень рентабельности, требовались еще большие», — говорит он. Бизнесмену приходилось постоянно искать дополнительные средства: он продолжал вкладывать собственные деньги и начал брать кредиты на развитие: «Ставки тогда были очень высоки — более 20%, но иначе не удалось бы пройти критическую точку».
Большая часть инвестиций шла на закупку оборудования, каждый год г-н Баширов приобретал новые производственные линии. Благодаря этому «Данафлекс» осваивал новые ниши рынка и уже в 2003 г. стал лидером по выпуску этикеток для конфет из Polyphane-U, войдя в число 15 крупнейших производителей гибкой упаковки в России.
Айрат Баширов старался не только расширять спектр деятельности «Данафлекса», но и оптимизировать производство. Практически сразу он сформировал на своем предприятии исследовательско-аналитический отдел, который не просто создавал новые продукты, а работал в том числе над минимизацией отходов, брака, времени на выполнение операций.
Победой в сегменте упаковки для конфет, на котором уже было немало игроков, г-н Баширов решил не ограничиваться и вышел на более сложный, но прибыльный рынок — упаковки для майонеза. Бизнесмен искал решения, пытался создать конкурентные преимущества. До этого рынок использовал либо дешевые однослойные пленки, из которых майонез вытекал, либо дорогостоящие импортные аналоги. «Данафлекс» совместно со своим поставщиком, компанией «Полимер», смог разработать конкурентоспособный продукт — многослойную пленку, которая не уступала по качеству западным образцам, но была дешевле на 30%. После этого с татарстанским предприятием стали сотрудничать практически все российские производители масложировой продукции: в его упаковке продавались самые популярные в стране майонезы «Слобода», «Махеевъ», Mr.Ricco. Именно с Казанского жирового комбината, выпускающего майонез под брендом Mr.Ricco, «Дана­флекс» и начал свою экспансию.
В 2004 г. компания Айрата Баширова стала российским лидером в упаковке масложировой продукции: ее доля рынка превысила 50%. Этот бизнес стал коньком, фирменным знаком предприятия на последующие годы. С 2003-го объем продаж «Данафлекса» ежегодно удваивался. За последние шесть лет оборот компании вырос в 15 раз.
Выросли без государственной опеки
Все эти годы «Данафлекс» стремился избегать зависимости— от банков, от государства.
«Мы всегда ставили ограничитель: чтобы портфель кредитов не превышал 2 EBIDTA компании. В кризис пришлось сжать кредитный портфель до 1,4 EBIDTA и вернуть банкам, находящимся «в истерике», заемные средства, но это не отразилось на финансовой устойчивости предприятия», — рассказывает г-н Баширов. По словам бизнесмена, чтобы не увеличивать закредитованность, «Данафлекс» отказывался даже от заманчивых предложений организовать филиальное производство в Москве и Санкт-Петербурге.
Несмотря на то что «Данафлекс» обслуживал крупные российские производственные ниши, к господдержке он ни разу не прибегал. «Мы выросли без государственной опеки», — подчеркивает Айрат Баширов. Он уверен, что господдержка не слишком нужна, если общие условия для бизнеса нормальные. «А в Татарстане они всегда отличались в лучшую сторону», — отмечает предприниматель. Алмаз Шакирзянов, директор по развитию «Данафлекса», с ним соглашается: компании, ориентированной на поступательное развитие, которой регулярно интересуются инвесторы, в том числе и иностранные, излишняя опека ни к чему. «Чрезмерная государственная поддержка ведет к деградации предприятия, а уж к коммерческой эффективности она не приведет никогда», — поясняет г-н Шакирзянов.
Но незамеченным растущий в Татарстане бизнес российского масштаба долго оставаться не мог. В 2008 г. на него обратило внимание правительство республики: в тот момент корпорация «РОСНАНО» стала выделять средства на развитие нанопроектов в регионах. Руководство Татарстана рекомендовало г-ну Баширову подать заявку на получение господдержки. «Я давно задумывался над применением нанотехнологий в нашем производстве и в любом случае стал бы их использовать, даже без участия РОСНАНО», — признается Айрат Баширов, рассказывая о создании «Данафлекс-Нано».
Еще в 2005 г. стало ясно, что производственных мощностей стремительно развивающейся компании недостаточно. Тогда «Данафлекс» начал искать площадку для строительства нового завода, где можно было бы реализовать инновационные проекты — глубокую печать, производство пленок с покрытием и многослойных барьерных пленок для собственных нужд и сторонних заказчиков. Такую площадку нашли недалеко от Казани— в примыкающем Пестречинском районе, и в 2007 г. г-н Баширов приступил к строительству.
В прошлом году корпорация «РОСНАНО» одобрила заявку «Данафлекса» и приняла решение выступить соинвестором завода. Тогда же менеджмент казанского технополиса «Химград», специализирующегося на проектах в области химии и переработки материалов, предложил «Данафлексу» организовать предприятие на своей территории. Айрат Баширов продал незаконченное строительство и начал работу на новых парт­нерских условиях в «Химграде». «Предложение было интересным — недвижимость в собственность, бесплатное технологическое присоединение к энергетическим сетям, помощь в строительстве подъездных путей и пр.», — поясняет он. Согласно принципу гос­инвестирования в российские инновационные проекты, корпорация «РОСНАНО» пообещала вложить в завод «Дана­флекса» 1,2 млрд руб. — это 49% уставного капитала совместного предприятия. Деньги ожидаются уже в ближайшем месяце. Впрочем, по словам г-на Баширова, даже если что-то не сложится с госинвестициями, компания продолжит развивать нанопроект на кредитные деньги.
«Данафлекс» уже вложил в совместное производство 1,25 млрд руб. Деньги по­шли на строительство завода. Предприятие «Данафлекс-Нано» возводилось в рекорд­но сжатые сроки — в конце июня 2010 г. сдали первую очередь и запустили производство. Айрат Баширов готов к тому, что совместное предприятие вначале не будет приносить прибыли: «Думаю, что первые полтора года новое производство даже будет убыточным, потому что много затрат идет на то, чтобы научиться работать с нанотехнологиями». Но, как только завод заработает на полную мощность, предприятие попробует выйти на европейский рынок. «Я верю в нанотехнологии: через 5-7 лет не менее 30% упаковки будет производиться с их использованием», — убежден г-н Баширов. Он поясняет, что нанокомпоненты за счет высоких барьерных свойств без всяких консервантов увеличивают срок хранения продуктов, а это дает весьма конкурентоспособную продукцию даже для европейского рынка, где всего 2-3 компании начали производить аналогичную упаковку. «У нас уже определен ряд заказчиков среди существующих клиентов, готовых перевести на наноупаковку часть объемов, и новых», — рассказывает Айрат Баширов. Также предприятие начинает выпускать сырье для собственного производства. «Сейчас мы учимся делать защитные пленки для компании «Сафт-пласт», экономя на сырье до 15%», — добавляет г-н Баширов.

Что такое «Данафлекс»
Год основания: 2001.
Оборот за 2009 г.: около 2,2 млрд руб.
Президент: Айрат Баширов.
Основная деятельность: производство гибких упаковочных материалов для масложировой, кондитерской, бакалейной, снэковой, кисломолочной отраслей, замороженных продуктов, мороженого и др.
География: Татарстан. Представительства в Москве, ­ Санкт-Петербурге, Новосибирске.
Численность работников: 520 человек.

«Данафлекс-Нано» заработает $6 млрд
Прогнозируемые показатели «Данафлекс-Нано» к 2015 г.
42,5 тыс. т
15 тыс. т
2 тыс. т
6 млрд руб.
Экструзия ПЭ
Гибкая упаковка
Нанесение покрытий
Годовой оборот

Источник: данные компании.
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.