Туризм в Челябинской области пока основан на героизме одиночек

Несмотря на то что о развитии туризма в Челябинской области не высказался только ленивый, трезвый взгляд даже не очень профессионального экономиста все ставит на свои места.

С точки зрения влияния на ВРП туристическая отрасль не окажет значительного влияния на рост экономики — максимум 5%, и то если очень повезет. Но что важно — эта отрасль является той изюминкой, которая сможет привлечь как национальное, так и международное внимание к Челябинской области.
Кроме того, туризм создает большое количество рабочих мест в малом бизнесе в тех местах, где локализованы «красоты», а это, как правило, территории совсем не индустриальные и не урбанизированные. И уровень безработицы там намного выше среднестатистического.
Что сейчас есть у Челябинской области? В первую очередь, огромный потенциал для экстремального туризма. Реки Ай, Юрюзань, горный хребет Таганай, спелеологические экскурсии, многое другое — подобное разнообразие, столь компактно расположенное, пожалуй, найти очень сложно не только в России, но и в мире. Можно возразить, что местные турагентства и так нещадно эксплуатируют эту тему. Да, это так, но все это пока имеет какой-то местечковый размах — это туризм для своих, для тех, кто знает.
Южный Урал имеет в своем активе и просто громкие бренды — Аркаим, Зюраткуль, Тургояк, Аракуль, река Урал. У них есть все — и легенды, и исторический бэкграунд, и пропиаренность как минимум на общероссийском уровне. В теории эти объекты легко могут привлекать большие туристические потоки.
Также можно красиво упаковать и развивать тему «индустриального» туризма. «Высота 239», производственные площадки гиганта ММК, Магнезита и других крупных предприятий области, я уверен, привлекли бы уставших от all inclusive иностранцев и столичных жителей — тех, кто еще не растерял тягу ко всему необычному или пресытился однотипными монотонными европейскими экскурсиями.
Однако все это хорошо, лишь пока мы отвлеченно об этом размышляем. На деле же для развития туристической отрасли в первую очередь необходимо развитие инфраструктуры: аэропорты (в том числе малая авиация), ж/д и автовокзалы, гостиницы и другие виды сервиса. Самое важное, что равное участие в этом должен принимать как бизнес, так и власть. В этом смысле важно наличие не только специальной программы в крае, но и отраслевых энтузиастов, таких как Олег Сиротин, которые бы тянули новые идеи, новые технологии и инвесторов в Челябинскую область.
Ведь что сделал Олег Сиротин? Собственно говоря, ничего сверхестественного: создал и раскрутил горнолыжный центр, открыл отель европейского уровня, привлек зарубежных инвесторов и начал амбициозный девелоперский проект… Обычные действия обычного бизнесмена, заинтересованного в развитии своих идей, но ведь это, пожалуй, единственный прецедент в туристической сфере Челябинской области. И оттого особенно грустно.
Между тем, если бы в области нашлись инициативные бизнесмены, тему туризма в регионе можно было бы развить, и совершенно неожиданным образом. К примеру, создать межрегиональный уральский туристический центр в месте, где сходятся границы четырех регионов Урала: Челябинской и Свердловской областей, Пермского края и Республики Башкортостан, недалеко от водораздела рек в районе Нязепетровска. Подобный проект был бы одним из значимых кирпичиков в строительство единой туристической индустрии Челябинской области и Урала в целом. И кроме того, оказал бы огромное влияние на процесс интеграции уральского макрорегиона и дальнейшего повышения его конкурентоспособности среди субъектов России.
Остается лишь один вопрос: кому это надо и кто готов быть «двигателем» всей стратегии и конкретных проектов? Нужно ли это власти или ей достаточно предвыборных обещаний? Заинтересован ли в этом бизнес настолько, чтобы вкладывать средства и годами ждать окупаемости? Готово ли общество к тому, чтобы перестать считать себя «обиженным» и начать развиваться в условиях жесткой конкуренции? Думаю, что пока на все эти вопросы следует ответить «нет», но я все же не перестаю надеяться на лучшее.
 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.