Туристические агентства и операторы

эксперты Станислав Бутаев руководитель челябинского офиса «Ривьера-Тур» Сергей Кокорин заместитель директора филиала ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота» в Челябинске Михаил Кутьин исполнительны

С выходом на местный рынок федеральных туроператоров челябинские турфирмы стали сокращать операторское направление. Туристические агентства стремятся предоставить широкий выбор направлений и услуг, поэтому сотрудничают с несколькими операторами сразу. При заключении договора о сотрудничестве между оператором и агентством основным требованием становится опыт совместной работы. Эксперты ожидают, что введение фингарантий (см. «Детали» на стр. 18) монополизирует рынок.

эксперты

Станислав Бутаев
руководитель челябинского офиса «Ривьера-Тур»
Сергей Кокорин
заместитель директора филиала ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота» в Челябинске
Михаил Кутьин
исполнительный директор туристического агентства «Соло»
Дмитрий Львов
региональный представитель туристической компании PAC GROUP в Челябинске
Татьяна Морозова
директор туристической компании «Форсаж-плюс» в Челябинске
Людмила Мосина
генеральный директор челябинского бюро международного туризма «Спутник»
Татьяна Смирнова
директор туристической фирмы «Аэровектра»
Геннадий Шестаков
директор туристической фирмы «Глобус»




 Как местным турфирмам конкурировать с федеральными операторами?

 Какой вид туризма самый прибыльный?

 Приведут ли фингарантии компаний к удорожанию услуг?


С 2006 г. на челябинском рынке дей­ствуют уже несколько туристи­че­ских операторов федерального значения  это «Натали-Турс», «Тез-тур», «Пегас-туристикс», «Ривьера». Большинство челябинских операторов предпочло прямой конкуренции сотрудничество с ними. ТАТЬЯНА СМИРНОВА, директор туристической фирмы «Аэровектра», поясняет: «Местный продукт всегда будет на 50-100% дороже, чем продукт монополистов российского масштаба. Это совершенно разные уровни, и о конкуренции не может быть и речи». Если число челябинских операторов по­стоянно сокращается, идет монополизация рынка, то число агентств, напротив, растет. В том числе и за счет федеральных игроков, поскольку в Челябинске и они предпочитают совмещать операторскую деятельность с агентской. ТАТЬЯНА МОРОЗОВА, директор туристической компании «Форсаж-плюс» в Челябинске: «В городе все турфирмы работают как агентства, в качестве оператора  только по одному-двум выбранным направлениям».


Челябинские игроки переключаются на внутренний туризм

Эксперты отмечают, что доходность туристического бизнеса постепенно снижается. СТАНИСЛАВ БУТАЕВ, руководитель челябинского офиса «Ривьера-Тур»: «Рентабельность очень маленькая. За пять-семь лет она снизилась в три раза». Постоянно повышается стоимость туров, что связано с ежегодным ростом цен на авиабилеты. «За одно лишь прошлое лето топливный сбор повышали четыре раза, притом что начинался сезон вообще без топливного сбора»,  говорит Станислав Бутаев. Несмотря на увеличение расходов, федеральные операторы позволяют себе значительные скидки, что и приводит к снижению доходности остальных участников рынка. ЛЮДМИЛА МОСИНА, генеральный директор челябинского бюро международного туризма «Спутник»: «У местных операторов качество обслуживания выше, поскольку поток туристов меньше, но мы не конкурентоспособны по цене. К сожалению, клиент смотрит прежде всего на цену, а затем уже на качество».


Наиболее прибыльно оформление индивидуальных туров, но оно занимает небольшую часть от общего количества путевок. МИХАИЛ КУТЬИН, исполнительный директор туристического агентства «Соло»: «Мы специализируемся на организации индивидуальных туров, они составляют не менее 50% продаваемых путевок. По прибыли это сопоставимо с организацией групповых туров: индивидуальные выгоднее, но затратнее по времени, и ответственности больше».


Сегодня самая действенная тактика для местных турфирм  это сочетание наработанной клиентской базы и турпакетов от федеральных операторов. «Джентльменский набор» направлений и видов отдыха во всех турфирмах примерно одинаковый, так как агентства сотрудничают с несколькими операторами, чтобы иметь возможность предложить все виды отдыха. ДМИТРИЙ ЛЬВОВ, региональный представитель туристической компании PAC GROUP в Челябинске: «Правильная позиция  это способность агентства предложить клиенту любой вид услуг». Одновремено агентства формируют собственное уникальное предложение, занимая в нем лидирующие позиции. Это может быть специализация на отдельном направлении или виде отдыха. Например, в ТА «Соло» занимаются организацией лечения в Китае, в ТФ «Аэровектра» развивают направление «образование за рубежом», в ТФ «Глобус» специализируются на внутреннем туризме.


Для большинства клиентов решающим фактором при выборе фирмы является не только цена, но и рекомендация знакомых. Людмила Мосина: «Клиентская база турагентств состоит в основном из круга знакомых, которые уже пользовались их услугами. Реклама выполняет только имиджевую функцию. В основном в турфирмы новые клиенты приходят по рекомендации». Татьяна Смирнова отмечает, что прирост новых клиентов сегодня небольшой, и большинство молодых компаний делят между собой именно этот процент: «Основной костяк клиентов не ходит от фирмы к фирме. Если они начали сотрудничать с одной турфирмой, то с ней и остаются».


Работу по массовым направлениям (Турция, Египет) взяли на себя крупные операторы, а местные туристические фирмы оформляют менее популярные туры. ГЕННАДИЙ ШЕСТАКОВ, директор туристической фирмы «Глобус»: «Очевидно, что московские фирмы будут специализироваться на странах, где идет самая большая прибыль  Турция, Египет, Испания, Италия. Конкурировать на этих направлениях бессмысленно, но выход из ситуации есть: турфирмам необходимо развивать новые направления и услуги. Мы планируем переключиться на внутренний туризм». О тенденции к перераспределению туристического потока свидетельствуют и данные Ростуризма, по данным которого в 2006 г. рост внутреннего туризма составил 10%. В то же время рост внешнего туризма за тот же период составил всего 1,3%.


Рост числа туристов происходит за счет привлечения новых клиентов, тех, кто впервые занялся туризмом и кто перешел из внутреннего туризма. Станислав Бутаев: «Об увеличении числа туристов можно судить по авиаперевозкам. Если раньше в Турцию летал один самолет еженедельно или раз в две недели, то летом 2006 года у нас было уже 4 самолета в неделю». Растет доля вторичного туризма  когда клиенты выезжают за границу, уже имея опыт пребывания за рубежом, об этом свидетельствует повышение требователь­ности клиентов и к качеству обслуживания, и программе.


Становятся востребованными экскурсионные программы в местах, которые традиционно считаются местами пляжного отдыха. Станислав Бутаев: «Сегодня экскурсии стали востребованы даже в Турции: человеку, который привык активно жить и работать, трудно проваляться на побережье 14 дней». Дмитрий Львов: «В прошлом году накануне летнего сезона я ожидал, что при выборе европейских программ большим спросом будет пользоваться такой вид туризма, как отдых, но в мае, когда начались активные продажи, оказалось, что туристы нашего региона в основном спрашивали экскурсии плюс отдых. И хотя туры, в которые входила экскурсионная составляющая, более дорогие, они давали больше клиентов, чем туры, в которых значился просто отдых. Пришлось быстро перестроиться и даже изменить направленность рекламы».


Турфирмы дадут фингарантии

Перед началом туристического сезона беспокойство руководителей турфирм вызывает введение финансовых гарантий, которые пришли на смену лицензированию. По общему мнению экспертов, цель реформы  легализация туристического бизнеса и его монополизация.


Порог вхождения на рынок туристиче­ского бизнеса для общества с ограниченной ответственностью составляет, по оценкам Людмилы Мосиной, 10 млн руб. в каче­стве основного капитала, а также 150 тыс. руб. на развитие бизнеса. При таком низком пороге вхождения на рынок легализация туристического бизнеса необходима. Татья­на Смирнова ожидает, что введение фингарантий дисциплинирует участников и заставит с большей ответственностью подходить к организации тура.


Однако большинство экспертов сомневаются в осуществимости намерений правительства. Татьяна Морозова: «Не факт, что теперь будет все законно, возможности обойти закон останутся. Если раньше без лицензии не имели права даже деньги за тур брать, то сейчас это легко можно делать, выполняя роль посредника между клиентом и уполномоченным офисом ». Людмила Мосина согласна с ней: «К легализации придут только операторы и уполномоченные офисы. В част­ности, «Натали-Турс» уже опубликовали договор на своем сайте, в котором написано, что они принимают деньги только по безналичному расчету. Однако маленькие агентства смогут вносить деньги клиентов уполномоченному офису, не показывая свою комиссию. Проверить их будет невозможно».


Куда большее влияние на небольшие туристические фирмы окажет монополизация бизнеса. Геннадий Шестаков: «Идет монополизация, и закон в данном случае ударил по малому и среднему бизнесу. Все турфирмы будут зависеть от тур­операторов, и договоры о сотрудничестве будут заключаться не в нашу пользу. Например, комиссионное вознаграждение составит всего 8-10%, тогда как раньше могло быть 15-20%».


Главным следствием введения фингарантий, как ожидают представители турфирм, будет изменение схемы работы оператора и агентства. Решающим фактором для обеих сторон при заключении договора станет опыт совместной работы.


Позицию операторов озвучил Стани­слав Бутаев: «Мы будем заключать договор только с проверенным агентством, возможность бронировать туры будет только у них. Наши требования к агентствам  это профессиональная работа менеджера и своевременность оплаты. Процент заключения договоров с новыми агентствами очень невелик, и это будут люди, которых мы знаем по их деятельности на рынке».


Поскольку требования операторов к агентствам определяются самими операторами, руководители агентств также полагаются на сложившиеся связи. Михаил Кутьин: «Мы надеемся, что наш 15-летний опыт работы в сфере туризма повлияет на решение операторов, и к нам не будут предъявляться требования, как к молодым неопытным фирмам».


Перед турфирмами стоит выбор  оплачивать банковскую или страховую гарантию собственной деятельности. По мнению СЕРГЕЯ КОКОРИНА, заместителя директора филиала ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота» в Челябинске, для крупных тур­операторов предпочтительнее банковская гарантия, поскольку она дает возможность работы на международном рынке. Работа с крупными игроками в свою очередь интересна банкам. Перспективы работы банков с небольшими местными операторами игроки оценить затрудняются. «Операторам, которые работают на региональных рынках Челябинска, Екатеринбурга и других городов, выгоднее страховая гарантия,  убежден Сергей Кокорин.  Во-первых, сумма, затрачиваемая туроператорами на гарантии, меньше, а, во-вторых, объем рынка наших турфирм для банков не настолько интересен, чтобы рисковать ресурсами».


Вынужденное сотрудничество со страховыми компаниями приведет к дальнейшему развитию страхования туризма, которое началось три года назад. О том, что страхование уже стало нормой для турфирм, говорит Дмитрий Львов: «Страховка от невыезда сегодня есть во всех агентствах. Но мы пошли дальше, теперь я стараюсь донести до субагентов необходимость страхования гражданской ответственности. Потому что застраховать себя на случай поломки лыж это одно, а вот когда ты соседу лыжи сломаешь, а ответ придется нести по законам другой страны, это сложнее. Проще поручить это страховой компании».


Страховщики ожидают, что до 1 июня большинство турагентств уже заключат договор о страховании профессиональной ответственности. «Пик будет в апреле-мае, перед началом сезона, причем ряд фирм будут экономить, другие же будут выторговывать у страховщика более выгодные условия»,  прогнозирует Сергей Кокорин.


Эксперты сходятся во мнении, что введение фингарантий станет основанием для очередного повышения цен на туристический продукт. «Мы ждем удорожания именно в связи с введением финансовых гарантий. Извлечь из оборота 5 миллионов в первый год и 10 миллионов рублей в следующие года без последствий невозможно»,  заключает Татьяна Морозова.



статистика

Российские туристы предпочитают теплые страны
Количество турпоездок граждан России в страны дальнего зарубежья

Страны 9 мес. 2005 г. 9 мес. 2006 г.
Турция 1 368 187 1 333 834
Китай 827 516 928 293
Египет 423 321 525 967
Финляндия 277 321 451 021
Испания 186 231 213 653
Италия 165 065 196 600
Германия 182 075 178 471
Греция 123 521 178 449
Болгария 116 258 140 657
ОАЭ 108 509 108 343

Источник: Федеральное агентство по туризму.


Уполномоченный офис  туристическое агентство, представляющее интересы только одного оператора: продавать его турпродукт на жестко определенных условиях.


детали

Финансовые гарантии влетят турфирмам в копеечку
6 февраля президент России подписал закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который обязывает туроператоров ежегодно оплачивать банковскую либо страховую гарантию своей деятельности. С 1 июня 2007 г. (когда закон вступит в силу) до 1 июня 2008 г. размер финансового обеспечения должен быть не менее 5 млн руб. для операторов, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, 500 тыс. руб. для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, а также 5 млн руб. для тур­операторов, работающих в обеих сферах.
Источник: «ДК».

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.