Правительство РФ ввело утилизационный сбор на самоходную технику. Прицеп, который стоил 40 тыс., теперь стоит 330 тыс. руб. Как из положения выходят машиностроители, рассказал Дмитрий Нестеров.
В феврале 2016 г. Правительство РФ ввело новый утилизационный сбор на самоходную технику (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, краны, прицепы, квадроциклы, комбайны и др.). В итоге цены на машины выросли в несколько раз.
По словам генерального директора производственной компании «Прайд» Дмитрия Нестерова, с введением сбора многие предприятия приостановили свою деятельность. Главная проблема в непродуманности нововведения. Базовая ставка на спецтехнику составляет 150 тыс. рублей, к ней власти разработали коэффициенты в зависимости от веса, мощности и возраста техники. Так, для мини-экскаватора, себестоимость которого 600-700 тыс. руб., размер утилизационного сбора составил 600 тыс. руб.
Дмитрий Нестеров рассказал «Деловому кварталу», как из ситуации выходят предприятия машиностроения, что ждет отрасль в ближайшем будущем и кто на самом деле сможет решить проблему.
- Дмитрий, как вы отнеслись к введению утилизационного сбора?
Сам по себе сбор – правильная вещь. Важно как для экологии, так и для отечественных производителей. Изначально он задумывался как мера по ограничению ввоза подержанной импортной техники, потому что для нее сбор вырос в разы. Но и для отечественных производителей сумма оказалась неожиданно высокой. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Постановление вышло в неадекватном виде. Мне непонятно, по какому принципу рассчитывались коэффициенты. Почему прицеп с грузоподъемностью до 750 кг с себестоимостью в 40 тыс. руб. по закону сейчас должен стоить больше 330 тыс. руб.? И я не верю, что нужно заплатить 600 тыс. за утилизацию экскаватора, на изготовление которого уходит столько же - 500-600 тыс. Это же глупость.
- Что сейчас предпринимают производители самоходной и прицепной техники?
Некоторые предприятия-партнеры просто приостановили свою деятельность. Но бизнес не паникует. Предприниматели просто не умеют паниковать, но они ищут пути выхода из ситуации. Пока каждый будет выкручиваться, как может, как-то договариваться с покупателем. Естественно, пытаемся донести до руководства страны о проблеме.
- В конце февраля правительство выпустило постановление, согласно которому отечественные производители спецтехники будут получать компенсацию за утилизационный сбор. Это как-то поможет?
Малый бизнес не попадает под это постановление. Те требования, которые прописаны в этом приказе, подходят лишь для ряда крупных компаний, таких как ЧТЗ. Кроме того, чтобы получить помощь, производители самоходных машин обязаны доказать, что они производят самоходные машины не менее пяти лет. А мы производим их четыре года, поэтому в любом случае просто не сможем получить эту компенсацию.
- В итоге предприятия машиностроения просто уйдут с рынка?
За два года рынок серьезно провалился. Если в 2013-2014 г. мы отгружали в месяц около 100 единиц техники, то сегодня это 5-10 единиц. Но маленький рынок – это тоже рынок. Совсем потребление техники не исчезнет. Кроме того, с учетом того же постановления об утилизационном сборе, подержанная техника не будет ввозиться в том же объеме. Предприятия, выполняющие госзаказы и нефтегазовые компании, будут покупать отечественную технику.
Плюс с рынка уйдут слабые игроки – в основном, это предприятия, которые медленно реагируют на изменения. Нам помогло то, что мы сократили свои площади почти в семь раз. А предприятие, с которым мы сотрудничали, не успело это сделать и фактически оказалось банкротом.
В 2016-2017 гг. выйдут небольшие мобильные компании, которые сконцентрируются на каком-то узком сегменте. Мы, например, живем сейчас за счет установок горизонтального бурения - их в России больше никто не производит.
- Что могут сейчас сделать власти, чтобы помочь вам?
Самое правильное – приостановить действие постановления, привести его адекватное состояние. Пообщаться с экспертными группами, создать реестр производителей, реестр техники, ото всех получить добро. Мы готовы платить от 5 до 10% и в то же время сможем развиваться и экспортировать технику. 5-10% с каждой машины – это большие поступления в бюджет.
Утилизационный сбор задумывался как помощь отечественному производителю. Но нам не нужна такая помощь – курс доллара уже все сделал, оградил нас от китайцев и европейцев. За последние два года я все чаще думаю – лучше не надо о нас заботиться, оставьте нас в покое. А то вся забота выливается в проблемы. Мы сами можем развиваться.