«Трактор» — единственный работающий в Челябинске социальный лифт» — Дмитрий Довженко

В последние недели в Челябинске разгорелся нешуточный скандал, связанный с затратами на содержание ХК «Трактор». С одной стороны, команда – это гордость региона, с другой – надо жить по средствам.

Дмитрий Довженко, депутат Челябинской городской Думы: 

— Прежде всего, стоит принять за отправную точку одну простую вещь: весь большой спорт в России финансируется — в той или иной степени — государством. Единственное исключение из правила — Галицкий с футбольным клубом «Краснодар», но и это лишь еще более четко оттеняет сложившуюся ситуацию. Отказ от государственного финансирования сразу ставит крест на профессиональном спорте. Потому что затраты на содержание толкового спортсмена, у которого тренировки — два раза в день, а еще требуются всевозможные восстановительные мероприятия, тактическая подготовка, поездки на международные соревнования начинаются от суммы в 500 тысяч рублей в год. Лиги в командных видах спорта вынуждены жить в реалиях сугубо рыночной экономики. Нет денег — до свидания.

Да, местные спортивные клубы — важный момент локальной идентичности. Спортивные успехи родной команды сплачивают жителей региона, дают поводы для гордости и радости, примиряют с многими негативными моментами. Вместе с тем, в Челябинской области не нашлось состоятельных патриотов, которые готовы были бы в частном порядке вкладываться в спортивные клубы. И раз уж речь идет о бюджетных деньгах, то вполне закономерно, что в нынешние непростые времена возникает вопрос: оправданны эти немалые затраты?

Так ли необходимы Челябинской области сразу два больших хоккейных клуба — «Трактор» и «Металлург»? Большой вопрос.

Если, допустим, в семье резко снизился уровень доходов, и уже не хватает денег на то, чтобы обслуживать две дорогих иномарки, то логично оставить только одну машину. Или пересесть на что-то более бюджетное. Понятно, все мечтают о «Бентли», но давайте будем реалистами: а есть ли деньги, чтобы платить транспортный налог, регулярно оплачивать дорогостоящее техобслуживание, страховку и прочее? Может, стоит выбрать автомобиль по карману?

Это вопрос этики. Продолжать выпрыгивать из трусов и набрать кредитов, чтобы хвастаться «Бентли» и при этом приходить в квартиру с голыми стенами и пустым холодильником. Либо поумерить спесь и пересесть на «Ладу». Это, к слову, проблема не Челябинска, а всего российского большого спорта. И то, что в последнее время истории, подобные судебному разбирательству по Кокорину и Мамаеву, стали мелькать в информационной повестке, должно стать определенным сигналом. То, что банальная пьяная драка вылилась в широкое информационное пространство и вызвала огромный общественный резонанс – это явно не случайное стечение обстоятельств. Таких историй – сотни. Но вытянули именно эту и устроили показательную порку с общественным порицанием. По той простой причине, что к определенным представителям профессионального спорта уже сложилась искренняя ненависть народных масс. И эта история стала неким громоотводом.

В Советском союзе не было такого огромного разрыва между зарплатами спортсменов и средних советских граждан. Средняя зарплата в стране была рублей сто пятьдесят, хоккеист, даже звездный, уровня Харламова, получал тысячу-полторы. Разница всего в десять раз. Да, были дополнительные блага: заграничные командировки (и, соответственно, суточные в валюте), машина вне очереди, кооперативная квартира. Но все равно разрыв не был таким вопиющим, как сегодня, когда даже не топовый игрок получает от 100 тысяч долларов в год. И до бесконечности. И, кстати, абсолютно копеечные, по нынешним меркам, гонорары абсолютно не мешали нашим командам завоевывать медали международных состязаний во всех видах спорта.

И, к слову, недавно двукратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Алла Шишкина на своей странице в «Инстаграме» возмутилась зацикленностью соотечественников на отдельных видах спорта и призналась, что ее бесит, что мало-мальски удачные выступления футболистов превозносят до небес, а «20 лет без поражений у синхронисток все принимают как должное и свершившийся факт». И эмоции спортсменки вполне объяснимы: попробуйте вспомнить имя хоть одной из ее коллег по сборной? Зато имена футболистов у всех на слуху, даже если они уже два года сидят на скамейке запасных. Получается, мы своими руками создали фетиш и поклоняемся ему. И если бы в свое время ответственный чиновник принял решение, что мы болеем не за хоккей, а, допустим, за футбол или водное поло, литерной командой региона мог бы стать ФК «Челябинск» или «Уралочка». Получай команды по миллиарду каждый год в течение десятка лет, принесли бы и медали, и воспитали олимпийских чемпионов. Но мы, так уж сложилось, дружно болеем за хоккей.

И это, в принципе, настоящая американская мечта для Челябинска. Любой мальчишка мечтает играть в «Тракторе», любая девчонка мечтает выйти замуж за «тракториста». Социальный лифт, который реально возносит практически до небес.

Да, сегодня со стороны чиновников звучат громкие слова, что «Трактор» - это не только команда, но и целая школа, в том числе множество детских спортивных секций. Но, может быть, стоит раскрыть эти статьи расходов, чтобы люди четко понимали: на что тратится миллиард? Детский спорт — в одну графу, космические гонорары «звезд» — в другую. И вопросы отпадут сами собой.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.