Торговые центры втягивают киносети в гонку на выживание

эксперты Кирилл Иванов заместитель генерального директора сети «Синема Парк» (Москва) Игорь Ильчук генеральный директор сети кинотеатров «КАРО Фильм» (Москва) Илья Козак генеральный директор киноте

Полноценная экспансия федеральных кинотеатральных сетей в регионы только началась. Ключевые игроки озвучивают грандиозные планы, заявляя о запуске десятков новых кинотеатров в городах-миллионниках. Независимые аналитики сомневаются в реальности этих проектов: в крупнейших мегаполисах рынок кинопроката уже близок к насыщению. Строительная гонка, в которую киносети оказались втянуты благодаря девелоперам торгово-развлекательных центров, может обернуться стремительным падением рентабельности для всех операторов рынка.

эксперты
Кирилл Иванов
заместитель генерального директора сети «Синема Парк» (Москва)
Игорь Ильчук
генеральный директор сети кинотеатров «КАРО Фильм» (Москва)
Илья Козак
генеральный директор кинотеатра «Киномакс-Урал»
Сергей Лавров
редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» (Москва)
Ксения Леонтьева
аналитик «Невафильм Research» (Санкт-Петербург)
Алексей Сидоров
директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект» (Москва)
Ян Скардов
директор челябинского филиала ЗАО «Синема Парк»
Александр Чикалов
директор по маркетингу холдинга культурно-развлекательных комплексов «Мегаполис»

За счет чего растут кассовые сборы
Какой формат кинотеатров доминирует
Зачем девелоперам собственные мультиплексы

В настоящее время присут­ствие федеральных кинотеатральных сетей за пределами двух столиц пока незначительно. Самая крупная региональная сеть (14 кинотеатров, 44 зала) принадлежит компании «Киномакс», она вполне сопоставима с размерами новосибирской сети «Арт Сайнс Синема» (9 кинотеатров, 27 залов) или екатеринбургской «Премьер-зал» (16 кинотеатров, 23 зала). Лидер по количеству кинотеатров в России «КАРО Фильм» в регионах имеет лишь четверть всех своих точек – 7 кинотеатров, 36 залов. В первую десятку крупнейших киносетей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, по версии «Невафильм Research», входят также столичные «Синема Парк», «ИнвестКиноПроект» (ТМ «Киноплекс») и «Роскино», причем первые два игрока имеют в регионах всего по три 8-9-зальных мультиплекса и в крупнейших операторах числятся за счет большого количества залов. По оценкам «Невафильм Research», все крупнейшие федеральные киносети по количеству залов занимают не более 17% на рынке кинопоказа в России.

Маяки для федералов

Сегодня федеральные операторы заявляют о желании значительно увеличить присутствие в регионах. По прогнозам игроков, активная экспансия развернется в ближайшие 3-4 года и коснется практически всех городов-миллионников. Самые грандиозные планы у сети кинотеатров «Киномакс». До 2010 г. компания рассчитывает добавить к своей сети не менее 50 современных мультиплексов.

В планах столичной сети «Синема Парк» открыть в регионах к 2010 г. как минимум 20 многозальных кинотеатров. «Те три кинотеатра, которые есть в регионах (в Тюмени, Челябинске и Набережных Челнах), – это только начало, – говорит КИРИЛЛ ИВАНОВ, заместитель генерального директора сети «Синема Парк». – Уже в этом году мы откроем не менее четырех мультиплексов: два – в Уфе, один – в Перми, и один – в Новосибирске. В планах следующего года – Волгоград. Дальше будем продвигаться еще в 17-18 городов, включая Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Решение еще не принято по поводу Самары и Краснодара». По расчетам г-на Иванова, емкость рынка одного города-миллионника – три современных мультиплекса с общим количеством залов 24-25 плюс 1-2 небольших кинотеатра. Не менее масштабные планы вынашивает «ИнвестКиноПроект», строящая сеть киноразвлекательных центров под маркой «Киноплекс». В августе в компании планируют открыть второй кинотеатр в Екатеринбурге (в ТЦ «Карнавал») на шесть залов, а к 2011 г. – довести число киноплексов в уральской столице до пяти. «В городах с населением больше миллиона человек мы рассматриваем потенциал в 4-5 кинотеатров нашего формата», – говорит АЛЕКСЕЙ СИДОРОВ, директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект». Помимо Екатеринбурга, компания намерена открыть киноплексы в Челябинске, Самаре, Уфе, Новосибирске, Волгограде. «Под вопросом – Ростов-на-Дону и Нижний Новгород из-за недостатка подходящих проектов ТЦ и Красноярск из-за его удаленности от столицы», – добавляет г-н Сидоров. В сети кинотеатров «КАРО Фильм» признают, что рынки кинопоказа в Екатеринбурге и Челябинске уже достаточно развиты, а в Новосибирске и Самаре и вовсе близки к насыщению. Однако в компании считают, что при удачном выборе местоположения будущего кинотеатра сеть может успешно зайти даже в насыщенные города. Для сети кинотеатров «КАРО Фильм», по словам генерального директора ИГОРЯ ИЛЬЧУКА, наиболее привлекательны рынки Новосибирска, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону (каждый из них в состоянии принять от 3 до 7 кинотеатров). В 2007-2008 гг., помимо пяти кинотеатров в Москве и двух кинотеатров в Санкт-Петербурге, компания планирует открыть по одному кинотеатру в Уфе, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре и подмосковном Орехово-Зуеве.

Кинотеатрам скоро не хватит зрителей

Стремление кинотеатральных сетей расширяться за счет регионов понятно. Столичные рынки насыщены, регионы начали подтягиваться по уровню доходов. Радужную картину светлого будущего дорисовывают международные аналитики. По прогнозам компании PricewaterhouseCoopers, входящей в четверку крупнейших в мире аудиторско-консультационных агентств, к 2011 г. кассовые сборы в российских кинотеатрах вырастут более чем вдвое и достигнут $941 млн, а посещаемость увеличится на 55% – до 155 млн посетителей в год. Такой внушительный рост в PricewaterhouseCoopers связывают с увеличением доходов населения и развитием киносетей в регионах. «Российский кинорынок будет стабильно расти, ведь сейчас степень его насыщения всего около 20-25%, – утверждает Игорь Ильчук. – Сегодня в России около 1400 кинозалов, то есть на 100 тыс. человек приходится всего 0,96 зала, это очень маленькая цифра. Для сравнения: в Италии на 100 тыс. человек приходится около пяти залов, в Германии и Велико­британии – приблизительно шесть залов. Потенциал нашей страны в ближайшие годы – 4-5 тыс. экранов, и мы хотим активно участвовать в их открытии». Российские аналитики дают прямо противоположные прогнозы. Согласно данным специализированного журнала «Кинобизнес сегодня», кассовые сборы на российском кинорынке действительно растут: в 2006 г. – на 30%, к концу 2007 г. – на 23%, а вот посещаемость стагнирует. По словам СЕРГЕЯ ЛАВРОВА, редактора отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня», количество зрителей по итогам 2006 г. выросло всего лишь на 10%, и по сравнению с 2003 г. рост посещаемости замедлился в шесть раз. «К концу 2007 г. количество зрителей прибавится на 7-8%, а в следующем году роста уже не будет», – прогнозирует он. Кассовые сборы, по утверждению аналитиков, сейчас растут в основном за счет цены билета. К концу 2007 г. средняя стоимость посещения киносеанса вырастет на 13% и достигнет 135 руб. Однако этот ресурс небезграничен. По мнению Сергея Лаврова, максимум, до которого может вырасти средняя цена кинобилета, – 150 руб. «Уже сегодня многих не устраивает цена билетов. Реальность такова, что зрители моментально реагируют на поднятие цен и перестают ходить в кино. Благосостояние людей в регионах растет медленно, да и уровень пиратства в нашей стране слишком высок», – поясняет он. С Сергеем Лавровым согласна КСЕНИЯ ЛЕОНТЬ­ЕВА, аналитик компании «Невафильм Research». Она ссылается на данные Росстата, согласно которым россияне около трети доходов тратят на продукты, в то время как европейцы тратят на питание лишь 12-15% своего бюджета. Именно разницей в структуре расходов г-жа Леонтьева объясняет невозможность измерить емкость российского кинотеатрального рынка по западным стандартам. «В европейских городах на 100 тыс. жителей приходится в среднем восемь современных кинозалов. В России же эталоном насыщенности можно считать показатель в 3-3,5 кинозала на 100 тыс. жителей, к которому близки Москва и Санкт-Петербург», – замечает она. Превышение этого показателя чревато, о чем свидетельствует пример Казани, где к тысячелетию города построили сразу несколько многозальных кинотеатров. В результате показатель насыщенности в столице Татарстана достиг 4,04 зала на 100 тыс. жителей, что обернулось снижением общей посещаемости и, как следствие, снижением общих кассовых сборов. «Построили кинотеатров больше, чем нужно, зрители «разбрелись» по залам. Чтобы поддержать рентабельность, киносети повысили цены на билеты, и люди стали меньше ходить в кино», – объясняет г-н Лавров. Между тем, некоторые города-миллионники вплотную приблизились к оптимальному показателю насыщенности кинотеатрами. По данным «Невафильм Research», в Екатеринбурге на 100 тыс. жителей уже сейчас приходится 2,6 зала, в Челябинске – 2,47, в Новосибирске – 2,15, в Самаре – 2,1. Таким образом, в этих городах достаточно всего 1-2 мультиплексов, чтобы достичь оптимального показателя. В Ростове-на-Дону, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске степень насыщенности еще не столь высока – менее двух залов на 100 тыс. жителей, но и в этом случае есть место только для 3-4 мультиплексов.

Девелоперы открывают собственные кинотеатры

Многие кинотеатральные сети прекрасно отдают себе отчет в том, что потенциал городов-миллионников уже сильно ограничен. В этом не признаются только девелоперы строящихся торгово-развлекательных центров, утверждают все операторы. «Девелоперы провоцируют перенасыщение рынка кинопроката, – констатирует Кирилл Иванов. – Например, в Омске на ближайшие три года заявлено порядка 16 объектов, из них минимум восемь намерены открыть у себя мультиплекс. Кинотеатр воспринимается девелоперами как автоматический эталон качества ТРЦ. И неважно, есть ли рядом мультиплекс. Их это мало заботит». Мультиплекс в ТРЦ – самый распространенный сегодня формат кинотеатра. Во-первых, в отдельно стоящие кинозалы заманить зрителя становится все сложнее, замечает Игорь Ильчук. Куда проще сделать это, если, помимо просмотра фильмов, предложить посетителю другие развлечения. Во-вторых, кинозалы, расположенные в ТРЦ, намного быстрее окупаются. «На строительство такого кинотеатра уходит меньше времени, и оно обходится гораздо дешевле», – объясняет г-н Ильчук. Кирилл Иванов добавляет, что для покупки земли под кинотеатр и строительства киносетям пришлось бы создавать соб­ственные девелоперские структуры: «Намного проще и дешевле дождаться, когда придет крупный инвестор, построит ТРЦ правильного формата, и расположиться там». Поэтому неудивительно, что девелоперы становятся локомотивом развития кинотеатрального рынка. «Они просто навязывают открытие кинотеатров, не думая о последствиях, – замечает Ксения Леонтьева. – В результате уже сейчас сталкиваются с тем, что не могут найти себе оператора». В Петербурге, по ее словам, уже есть несколько девелоперов, которые, не сумев привлечь на свои площади ни один из сетевых кинотеатров, вынуждены были создать соб­ственных операторов кинопоказа. Так было, например, с ТЦ «Июнь»: никто из киносетей не пожелал разместить мультиплекс в торговом центре, на одной станции метро с которым (и в гораздо более удачном месте) уже работает кинотеатр «Кронверк Синема». «Группа компаний «Регион», строящая по России сеть ТЦ под названием «Июнь», встречалась с киносетями, в том числе и с нами, – рассказал Кирилл Иванов. – Предложение было такое: они строят 50 объектов, им нужно 50 кинотеатров. Мы ответили, что собираемся открывать не 50 кинотеатров, а только 24, и только в самых лучших местах. Судя по тому, что «Регион» планирует самостоятельно открывать кинотеатры, такой ответ дали все киносети, которым по­ступило подобное предложение».

Альтернативы кинотеатрам в ТЦ пока нет

Как признают аналитики, не считаться с прогнозами о скором насыщении рынков в городах-миллионниках девелоперов и кинооператоров заставляет общая для всех надежда – открыться в самом удачном месте и раньше других, попасть со своими проектами в то заветное число мультиплексов, которое рынок еще воспримет. Делая ставку на местоположение кинотеатра, от которого, по словам Кирилла Иванова, на 50-60% зависит успех проекта, киносети предъявляют соответствующие требования и к ТЦ. «Торговый центр должен стоять в местах, где уже сформировался пешеходный и автомобильный трафик, – отмечает Алексей Сидоров. – Загородные ТЦ в регионах России для нас пока неинтересны, по­скольку в таких центрах кинотеатры не могут создавать самостоятельный поток посетителей: люди не поедут туда смотреть кино». Чтобы уменьшить свою зависимость от девелоперов, некоторые сети одновременно с открытием мультиплексов в торговых центрах развивают формат крупных досугово-развлекательных центров, в которых основной силой притяжения является уже не шопинг, а сам кинотеатр, вокруг которого выстраиваются боулинг, детская игровая зона и фуд-корт. По такому пути пошла компания «Киномакс», рассчитывающая до конца 2010 г. открыть в России около шести таких специализированных центров, первый из которых появится в конце 2007 г. в Челябинске. Борис Асриев, президент компании «Киномакс», озвучивая эти планы РБК Daily, заметил, что на Западе концепция строительства кинотеатров в торговых центрах устарела почти десять лет назад, и там необходимости привлекать людей в кинотеатры шопингом уже нет. Аналогичной стратегии придерживается и «ИнвестКиноПроект», имеющая в своем портфеле также четыре ресторанных бренда (кофейня «Кофенэро», суши-ресторан «Мисаго», фастфуд «Блин Сметаныч» и пиццерия «Лос пиратос»). Первый пробный проект кино-развлекательного центра компания осуществила в Екатеринбурге на площадке ТЦ «Карнавал», открыв рядом с «Киноплексом» собственный боу­линг-центр «Болливуд» и пару точек на фуд-корте. «Такая диверсификация дает нашим посетителям больше возможностей проведения досуга, а компании позволяет компенсировать издержки от кинопроката, где сборы от месяца к месяцу могут серьезно отличаться», – поясняет г-н Сидоров. Однако аналитики считают, что формат досугово-развлекательного комплекса, предложенный «Киномаксом» и «ИнвестКиноПроектом», не нов. «В ТРЦ они существуют в таком же формате, только под управлением разных операторов. А здесь все объединяется под одним крылом – вот и вся разница», – замечает Ксения Леонтьева.

Кинотеатрам придется искать свое лицо

Эксперты отмечают, что рынок кинопроката развивается пока количественно, но не качественно. По словам Ксении Леонть­евой, несмотря на рост числа залов, ассортимент афиш остается очень узким. В городах-миллионниках на киноэкранах идет не более 20 фильмов в неделю, в то время как в Москве – около 50. «Даже в Казани, где сейчас самый высокий уровень насыщенности кинозалами, ассортимент афиш не стал разнообразнее: все те же 20 фильмов, как и везде», – отмечает она. Этому есть свое объяснение. Пока основным фактором в выборе кинотеатра остается его месторасположение и общий комфорт, поэтому нет нужды заботиться о репертуарной политике. Эксперты признают, что сейчас киносети борются не за своего зрителя, а за зрителя вообще. «Построив сегодня очередной кинотеатр в городе, в котором уже работают твои конкуренты, рассчитывать на то, что у тебя появится 100% своя аудитория, очень смело. Просто ты заберешь у кого-то часть зрителей», – уверен Кирилл Иванов. Поэтому репертуарное планирование, признает Ксения Леонтьева, во многих кинотеатрах ведется на примитивном уровне. «Я знаю случаи, когда один человек составляет репертуарные планы сразу для нескольких независимых кинотеатров», – говорит она. И пока идет первичное насыщение рынка стандартными форматами, ситуация не изменится, убеждены участники рынка и аналитики. Но города-миллионники уже близки к тому порогу, когда количество начнет перерастать в качество. Вторая волна развития рынка, прогнозируют эксперты, будет связана со специализацией и поиском кинотеатрами своего лица. «Некоторые залы уже начинают выходить в некие специализированные ниши и конкурировать уже за своего личного зрителя, но это скорее исключение, чем правило», – замечает Ксения Леонтьева. По ее словам, в будущем появятся форматы кинотеатров «второго экрана» и арт-хаусного кино, которые вне столиц пока не развиты из-за их более низкой рентабельности. Пополнят арсенал инструментов в конкурентной борьбе за зрителя и цифровые развлечения (спортивные трансляции и концерты онлайн в 3D), активное развитие которых ожидается в ближайшие несколько лет. «Через два года произойдет цифровая революция в кино, – уверен Кирилл Иванов. – Выиграют те, у кого больше денег, так как переоборудование одного зала стоит от 130 тыс. евро – в три раза больше аналогового. Вполне вероятен такой сценарий, при котором прокатчиков поставят перед фактом, что кино на 35 мм больше не будет». В то же время сами кинотеатры, по прогнозам экспертов, будут уделять больше внимания продвижению собственных брендов. Первым фактом, свидетельствующим об этой тенденции, стала имиджевая рекламная кампания «КАРО Фильм», стартовавшая в середине июня 2007 г. под лозунгом «Жизнь – это кино. Кино – это КАРО». «Они фактически использовали метод Coca-Cola – простой запоминающийся слоган, который быстро заседает в голове, – говорит г-жа Леонтьева. – Они первые, кто занялся созданием имиджа. И они становятся узнаваемыми. А вслед за продвижением индивидуального имиджа начнется и индивидуальная репертуарная политика».

мнение
«Однозальным кинотеатрам будет тяжело удержаться на плаву»
Илья Козак
генеральный директор кино­театра «Киномакс-Урал»
Насыщенность кинотеатрального рынка Челябинска составляет 55-60%. Это с учетом восьми залов в ТРК «Фокус». Мы планируем открыть кинотеатр в ТЦ «Родничок» на восемь залов и пристроить четыре зала в «Киномакс-Урал». На Северо-Западе строится еще один комплекс, в котором разместится кто-то из операторов, на въезде в Копейск планировал открыть кинотеатр DVI, «Мегаполис» расширяется. Такими темпами мы скоро заполним челябинский рынок на 80-90%. Через два года город будет насыщен кинотеатрами.
Уровень заполняемости залов колеблется в зависимости от аншлаговых позиций в среднем от 25 до 35%. Конкуренция очень острая, нет тех сливок, которые можно было снимать 2-3 года назад. Позиции федеральных сетей в городе прочны, но я считаю, что через 2-3 года «Киномакс» займет лидирующее место, к тому времени у нас будет уже 16 залов. Местным однозальным кинотеатрам скоро станет еще тяжелее конкурировать с мультиплексами. Когда федералы открывают 6-9-зальные киноцентры в ТРК, им просто нечего противопоставить.
Узконишевые форматы не востребованы в России так, как за рубежом, они не раскручены и вряд ли приживутся. Во-первых, кинорынок довольно скудный, чтобы заполнить неформатные экраны. Во-вторых, любителей такого кино мало, чтобы можно было на этом зарабатывать. В рамках девятизальника, где один зал будет показывать неформатное кино, это интересно. Скорее востребованы технические новинки: спецэффекты, парящие экраны, ароматы и т. д. Только с их помощью можно привлечь дополнительные финансовые потоки. Я думаю, скоро произойдет перенасыщение рынка, так как построено много комплексов, сдающих площади в аренду. Но заполняемость их низкая, потому что наступил профицит этого вида услуг. Хорошие места в городе уже распределены.

мнение
«Кинозритель, проголосовав рублем, не даст выжить слабому»
Ян Скардов
директор челябинского филиала ЗАО «Синема Парк»
Для Челябинска с его населением более 1,2 млн жителей, в котором пока работает единственный мультиплекс «Синема Парк» и не вся потенциальная аудитория еще привыкла ходить в кинотеатр с высоким уровнем безопасности и сервиса, остаются актуальными 3-4 мультиплекса с общим количеством залов порядка 35-40. Поэтому острой конкуренции между киноэкранами в Челябинске сейчас нет. Но будущее регионального кинопроката – за смешанным форматом многозального мультиплекса, в котором идет прокат как кассового мейнстрима, блокбастеров, так и арт-хауса, семейного кино, мультфильмов.
Я думаю, привлечение девелоперами кинопрокатчиков в качестве якорных арендаторов не приведет к перенасыщению региональных рынков. Рынок вообще, и кинорынок в частности, является саморегулируемой системой, и никакую профессиональную киносеть насильно привлечь в невыгодный торговый комплекс невозможно. Даже если это произойдет, зритель, проголосовав рублем, не даст выжить слабому. По-моему, основное, что будет происходить в ближайшие 2-3 года, – это активное внедрение цифрового кинопрокатного оборудования. Например, в «Синема Парк» цифровой экран появится уже в этом году.

мнение
«Лидером станет тот, кто выгодно разместит кинотеатр»
Александр Чикалов
директор по маркетингу холдинга культурно-развлекательных комплексов «Мегаполис»
Сегодня конкуренция между залами за зрителя достаточно острая. С открытием новых проектов часть публики начинает «мигрировать» и распределяться между кинотеатрами. По результатам наших исследований, порядка 30% кинозрителей выбирают кинотеатр, исходя из удобства его месторасположения, поэтому лидером станет тот, у кого кинотеатр будет выгодно размещен. Но при этом он должен быть высокого уровня и с большим числом кинозалов, иначе люди туда не пойдут.
Кинотеатр повышает привлекательность торгового комп­лекса. Около 30-40% посетителей выбирают тот торговый центр, в котором есть кинотеатр. В Челябинске федеральные сети занимают достаточно активные позиции с точки зрения рекламы. Они присутствуют и на радио, и на телевидении, используют наружную рекламу. По мере ввода новых кинозалов рекламная активность, конечно, будет усиливаться, потому что сила бренда – мощный фактор привлечения зрителей в кино. У кинотеатров можно выделить две целевые аудитории: зрители, пришедшие на конкретный фильм, и посетители, которые любят «потусоваться», а фильм выбирают из уже имеющегося репертуара. Первой группе надо рассказать о фильмах, заинтересовать их. Для второй аудитории – создать атмосферу и подкрепить желание прийти в кинотеатр. Поэтому надо давать больше информации о кино и создавать креатив. Собственно говоря, все кинотеатры этим и занимаются. Для одной аудитории используются стандартные методы: брошюры, газеты, флаеры о фильмах, сюжеты на ТВ, рассказы о фильмах в прессе и т. п. Для другой – премьеры, акции, скидки, призы, бонусные программы, розыгрыши.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.