Торговля лицом, или Как личную харизму обратить в звонкую монету?

Многие руководители компаний сталкиваются с проблемой: вроде все они делают правильно, но подчиненные работают без азарта, и ободряющие призывы их не зажигают. В других компаниях, наоборот, даже

Компаниям с харизматичными лидерами не нужно применять сильные административные рычаги влияния. Более эффективной мотивацией для коллектива становится обаяние руководителя. Если его правильно использовать, можно сэкономить на оплате труда, сделать команду более сплоченной и добиться больших успехов при переговорах с клиентами.

Участники

Александр Букреев генеральный директор компании «Легион»
Леонид Вахрамеев председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Ильдар Гафаров директор ЧРЦ «СКБ Контур»
Антон Гончаров генеральный директор компании «Лаборатория программных продуктов»
Владимир Горшенин декан международного факультета ЮУрГУ
Ирина Кудрякова заместитель управляющего челябинским филиалом ЮниКредит Банка
Андрей Лазарев генеральный директор ГК «Профинвестсервис»
Елена Мозолева директор челябинского представительства банка «Национальная факторинговая компания»
Антон Рудаков директор по маркетингу ЧОП «Варяг»
Вахтанг Чикаберидзе директор по маркетингу компании «Западный берег»
Мария Юрченко директор челябинского филиала Группы Ренессанс страхование

Многие руководители компаний сталкиваются с проблемой: вроде все они делают правильно, но подчиненные работают без азарта, и ободряющие призывы их не зажигают. В других компаниях, наоборот, даже без больших премий люди трудятся с завидным энтузиазмом. Зачастую объяснение этой разницы оказывается предельно простым: все дело в харизме1 — у одних руководителей она есть, у других нет. В тех компаниях, где есть харизматичный лидер, сотрудники не просто отбывают положенные часы на рабочем месте — они заражены общей идеей. Считается, что от руководителя-харизматика не уходят — уходят за ним. Каким образом харизма может сделать руководителя более эффективным — этой теме посвятили свое очередное заседание участники Дискуссионного клуба, организованного «ДК», компанией «Мак-груп» и Центром МВА международного факультета ЮУрГУ.

Харизматик умножает активы компании
Буквально с начала обсуждения выяснилось, что само слово «харизма» эксперты Дискуссионного клуба понимают каждый по-своему. По мнению генерального директора компании «Легион» АЛЕКСАНДРА БУКРЕЕВА, качества, которые позволяют человеку влиять на других людей, главным образом, врожденные, то есть харизматиками, как правило, рождаются, а не становятся. Генеральный директор ГК «Профинвестсервис» АНДРЕЙ ЛАЗАРЕВ, напротив, подчеркнул, что в харизме присутствует не только божественный дар, но и те способности, которые человек сам может развить в себе, например, оптимизм. Для директора челябинского филиала Группы Ренессанс страхование МАРИИ ЮРЧЕНКО харизма, как оказалось, заключается, прежде всего, в силе духа. А вот декан международного факультета ЮУрГУ ВЛАДИМИР ГОРШЕНИН назвал зерном харизматика осознанную систему ценностей: «Харизматичные лидеры — целостные гармоничные личности, которые говорят и действуют в одном направлении».
Когда модератор клуба, бизнес-тренер и директор компании «Мак-груп» ЮЛИЯ КУЛЬЧИЦКАЯ поинтересовалась у присутствующих, в чем главный секрет их харизмы, слово взяла директор челябинского представительства банка «Национальная факторинговая компания» ЕЛЕНА МОЗОЛЕВА: «Может быть, это нескромно, но я считаю, что моя харизма заключается в том, что люди идут за мной из компании в компанию». Что позволяет удерживать их возле себя? «Наверное, душевное отношение, понимание, что не в деньгах счастье, а в том, что людям нужно давать возможность карьерного роста, — поделилась Елена. — Бывает, в декретный отправляешь силой, люди говорят «спасибо», потом приходят и продолжают работать дальше». Кто-то из зала предположил, что магическое влияние харизматика на людей заключается в его же страстном увлечении идеей — если человек влюблен в жизнь, в проект, ему нетрудно вовлечь в него и других людей. Александр Букреев поделился своим секретом: чтобы люди хотели разделять твои мысли и убеждения, надо просто не врать им и называть вещи своими именами. «А я считаю, что самое главное, чего требует харизматичность, — это возможность быстро решать возникающие проблемы», — присоединился к дискуссии Андрей Лазарев. Харизматик, по его представлению, в любой ситуации может поддержать эмоциональное состояние коллектива: «По опыту могу сказать, что с помощью голого оптимизма и возникающего затем энтузиазма можно решить даже те проблемы, которые, казалось бы, решить было невозможно».
Обменявшись первыми суждениями, собравшиеся сделали вывод: один из активов, которые харизматик привносит в компанию, — это сохранение работоспособного, сильного коллектива. На вопрос «А какую еще выгоду может принести харизматик?» — кто-то из зала воскликнул: «Это нельзя измерить рублем!» На выпад отреагировал директор по маркетингу компании «Западный берег» ВАХТАНГ ЧИКАБЕРИДЗЕ, возра­зив: «На самом деле харизматичность очень легко измерить рублем! Когда у руководителя есть харизма, то фонд оплаты труда у компании меньше, чем по рынку, эффективность работы выше, а текучесть кадров пассивная». О том, как конвертировать харизму в деньги, рассказал и Андрей Лазарев: «В моем деле, где я беру чужие деньги и пытаюсь на них заработать (компания занимается доверительным управлением. — Прим. ред.), быть харизматичным принципиально важно. Это помогает легче находить контакт с человеком, обсуждая с ним довольно интимные вещи — его капитал».
Лидер с харизмой играет на доверии
Из зала примером харизматичного лидера в истории назвали английскую монархию: уровень доверия народа к представителю монаршей семьи, как к маме с папой. «Но доверие не берется из ниоткуда, и к монархии в том числе!» — подхватил тему бизнес-тренер, директор по маркетингу ЧОП «Варяг» АНТОН РУДАКОВ. По его мнению, руководитель, который хочет стать харизматичным, во-первых, должен умеет брать ответственность на себя за любые поступки, во-вторых, «знать все»: «Если ко мне приходят люди и спрашивают о чем-то, чего я толком не знаю, я сделаю вид, что очень занят, и скажу: «Завтра с утра дам тебе ответ». Я буду всю ночь искать решение, но никогда не покажу, что не знаю».
«Мне кажется, харизматик — это нечто другое, — подключился к спору председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» ЛЕОНИД ВАХРАМЕЕВ. — Очень часто я принимаю решение, не зная ответа, почему я это делаю. Я говорю: народ, нужно сделать так. Проходит две-три недели, и становится понятно, почему. Видя, что каждый раз интуиция срабатывает, люди начинают тебе доверять». Александр Букреев запротестовал: «Здорово, когда человек может принимать решения на более высоком уровне, нежели логический расчет, сложно сказать, следствие ли это огромного опыта или дар свыше. Но это все-таки не харизма». С его слов, умение принимать интуитивные решения тоже позволяет воздействовать на людей, но есть руководители, которые этой способностью не обладает, а им все равно люди верят.
«Какие обязанности накладывает харизма на руководителя, и насколько тяжело быть харизматиком?» — спросила у клуба Юлия Кульчицкая. «Да ему не должно быть тяжело. Это его естественное состояние», — понеслись реплики. «В магазин зайти невозможно!» — нашелся Леонид Вахрамеев, вызвав радостное оживление в зале. Когда с вопросом обратились к Андрею Лазареву, он отметил, что на поверхности лежит как раз ответственность за деньги: «Ты берешь их у клиентов под личный бренд, а распоряжаются ими управляющие. Не ты нажимаешь на кнопки, составляешь графики и проводишь аналитику, но на тебе лежит ответственность за ошибки твоих подчиненных. Что касается внутреннего чувства, тяжести я не ощущаю». А вот Александр Букреев признался: ощущение того, что не имеешь права на ошибку, угнетает.
«Харизматик — это генератор идей, сам по себе он не двигает бизнес, под него всегда нужно заводить команду, — посмотрел на проблему с другой стороны генеральный директор компании «Лаборатория програм­мных продуктов» АНТОН ГОНЧАРОВ. — Если генератор идей — собственник бизнеса, то здесь дополнительная ответственность накладывается на тех людей, которые двигаются вместе с ним». Кто же эффективнее для компании: харизматик-владелец бизнеса или харизматик-наемный менеджер? «В большей степени харизма должна быть у собственника бизнеса, — высказала свое мнение Мария Юрченко. — Наемному менеджеру достаточно быть хорошим профессионалом и понимать то дело, которое ему поручили». «Харизматик в команде, безусловно, необходим — это личность, которая стягивает всех, как магнит. А кто будет харизматиком, собственник или кто-то из топов — неважно», — рассудил в свою очередь Леонид Вахрамеев.
Об опасности, которую несет в себе харизматичный лидер, первой сказала заместитель управляющего челябинским филиалом ЮниКредит Банка ИРИНА КУДРЯКОВА, заметив, что харизматичный руководитель настолько силен для окружающих, что люди просто идут за ним, не глядя: «Но на самом деле такой лидер может делать гораздо большие ошибки, чем нехаризматичный. Харизма сама по себе не является залогом успеха в бизнесе».
«Харизма вообще изначально деструктивная вещь! — неожиданно сменил ракурс дискуссии директор ЧРЦ «СКБ Контур» ИЛЬДАР ГАФАРОВ. — Под влиянием харизмы у людей происходит подмена понятий, они не могут противопоставить себя харизматичному лидеру, который может сделать с ними все, что он хочет. Вспомните массовое самоубийство членов секты в Джонстауне. Есть масса примеров деструктивной харизматичной личности. На мой взгляд, харизма одиозна!» «В самом начале беседы нас немножко занесло: мы старалась смотреть на харизму как явление однозначно положительное, а сейчас вспомнили об отрицательных сторонах, — продолжил тему Александр Букреев. — Мария правильно сказала: харизма — это сила. А сила может быть как негативной, так и позитивной. Были ли харизматиками Сталин и Гитлер? Безусловно. Люди верили им и шли за ними. Да, харизматичность может дать большие возможности, но она таит в себе и большие опасности». И напоследок Александр напомнил всем о практике выбора руководителей в перестроечные годы: «Была игра такая. Кого, по-вашему, выбирали? Харизматиков. И, как оказалось, самый неэффективный слой руководителей — как раз те, кто был избран таким образом. К счастью, этот период был коротким».

1 Харизма (греч.) — божественный дар, благодать. В классическую социологию термин ввел Макс Вебер. По его представлению, харизма — качество, которое позволяет человеку влиять на окружающих таким образом, что они признают в нем вождя, лидера, способного убедить в своей правоте и повести за собой.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.