Татьяна Ворожцова: «В бизнес-реалити-шоу умение находить компромиссы важнее лидерских качеств»

Делая из жизни менеджеров шоу, телевидение сегодня стремится занять нишу, свойственную скорее деловым изданиям. Пионером можно назвать канал ТНТ, заказавший в прошлом году продакшн-студии Junior

Каждый наемный менеджер мечтает повысить личную капитализацию. Один из новых и весьма экзотичных способов стать известным в бизнес-сообществе и увеличить свою стоимость на рынке труда – участвовать в телевизионном реалити-шоу «про бизнес». О том, насколько это действенный способ и что остается за кадром телеэфира, рассказала «ДК» Татьяна Ворожцова, шеф-редактор программы «Кандидат-2». досье
Татьяна Ворожцова
Шеф-редактор проекта «Кандидат».
В 13 лет работала в Свердловской областной молодежной газете «На смену!». Окончила факультет журналистики МГУ и Российскую академию госслужбы при Президенте РФ (специальность – «связи с общественностью»). Работала в столичных газетах, на радиостанциях, телевидении, в политическом и бизнес-PR. Была помощником депутата Госдумы, начальником отдела по связям со СМИ Госкомитета по делам молодежи. Руководила рекламным агентством «ТМК». Была шеф-редактором рубрик «Доброе утро» на «Первом канале» и «Утро» на НТВ, курировала программы «Ты – супермодель» (СТС), «Субботник с Оксаной Федоровой и Никой Ганич» («Россия»), «Большая стирка» («Первый канал»), «МетеоТВ» на разных каналах и др.

На что рассчитывают молодые менеджеры, участвуя в реалити-шоу «про бизнес»?
Кто попадает на шоу и выигрывает его?
Почему телевидение взялось исследовать корпоративные взаимоотношения?
Насколько менеджеры-участники и задания-конкурсы близки к реальности?

Делая из жизни менеджеров шоу, телевидение сегодня стремится занять нишу, свойственную скорее деловым изданиям. Пионером можно назвать канал ТНТ, заказавший в прошлом году продакшн-студии Junior TV программу «Кандидат» – адаптированный к российской действительности вариант американского The Apprentice, выходившего на NBC шесть сезонов. Реакцией на успех проекта стало появление шоу «Офис», «Капитал» и, разумеется, «Кандидат-2», где роль ведущего взял на себя глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин, сменивший ресторатора Аркадия Новикова, отработавшего первый сезон.

Участников для «Кандидата-2» нужно было отобрать в десяти городах России. Татьяна Ворожцова начала кастинг с Екатеринбурга: по ее словам, опыт первой серии проекта показал, что здесь концентрация «дельных людей» была максимальной. Напомним, что в прошлом году кандидатом от Урала стала Ирина Каримова, директор по маркетингу компании «Марко Поло». Нынче менеджеров, желающих повысить личную капитализацию, участвуя в шоу, оказалось в несколько раз больше, несмотря на весьма скудную рекламу мероприятия. Были среди них и участники местного ТВ-аналога – программы «Золотой резерв», созданной под патронажем «Северной казны», но им не удалось пройти в шорт-лист. Г-жа Ворожцова дала шанс трем местным управленцам, однако Владимир Потанин на финальном кастинге оставил в списке потенциальных топ-менеджеров «Интерроса» только Екатерину Любимову1.

Вы можете влиять на качество отбора участников проекта, но как быть с целевой аудиторией программы: в среде амбициозных менеджеров смотреть телевизор, тем более реалити-шоу, – моветон, да и сам мотив людей, которые едут сниматься на ТВ, вместо того чтобы строить карьеру здесь и сейчас, может показаться профессиональному сообществу сомнительным. Получается, вы сильно рискуете, рассчитывая увлечь решением бизнес-кейсов зрителей «Дома-2» или, кстати, выполненного в схожей скандально-бытовой идеологии шоу «Офис».

– Не скрою, и у Junior TV перед покупкой прав на шоу, и у ТНТ перед трансляцией программы были весьма обоснованные опасения в своевременности, а следовательно, успехе проекта. Причем эти сомнения разделяли и правообладатели The Apprentice: соглашались продать лицензию, если ведущим станет яркая фигура российского бизнеса. Аркадий Новиков хорошо известен в бизнес-среде, но мало знаком широкой аудитории, так получилось, что перед сделкой его имя стало часто мелькать в западной деловой прессе, и это сыграло нам на руку. Ну а Владимира Потанина знают все, и перспектива второго сезона «Кандидата» ни у кого сомнений не вызывает.

Компания «Гэллап Медиа» подсчитала, что на время прошлогоднего показа средняя доля «Кандидата» в общем объеме телесмотрения у целевой аудитории – людей в возрасте 18-30 лет – составила 11%, а вообще шоу посмотрело около 6% людей старше 18 лет. Это хорошие показатели, неожиданно хорошие. Да и аффинити было близко к максимальному.

«Кандидат-2» по ожиданиям должен показать заметно лучший результат: другие масштабы ведущего, съемок, заданий, участников. Аркадий Новиков, кстати, участвовал в съемках одного эпизода «Кандидата с Владимиром Потаниным», посмотрел на новых конкурсантов – позавидовал, сказал, что этих взял бы к себе всех.

В прошлом году я посмотрел только эссенцию из всех выпусков «Кандидата», которую на ТНТ прогнали в один день. Но этого хватило, чтобы понять: уровень профессиональной подготовки большинства участников существенно ниже, чем, скажем, навыки большинства респондентов «ДК», среди которых немало молодых менеджеров. Я говорю об унылости предлагаемых идей, качестве их исполнения, манере общаться шаблонными фразами, почерпнутыми из брошюр типа «Как сделать карьеру за 14 дней», странной, чопорной политкорректности и т. д. В общем, сложилось впечатление, что передо мной кто угодно, но не люди из реального бизнеса.

– Легко рассуждать, сидя на диване. Когда же на тебя уставилось пять объективов, яркий свет, кругом враги, ни на секунду нельзя остаться одному – просто поразмышлять и собраться с мыслями, а тут еще нужно придумать решение, да такое, чтобы его приняли все остальные – такие же амбициозные и желающие победить Вдобавок ко всему приходится работать на камеру – фильтровать слова и эмоции, иначе «эти телевизионщики» обязательно при монтаже вставят самую дурацкую твою фразу Представляете, какой это стресс?!!

Что бы мы ни говорили, но в экономике задействовано не так много людей: узкоспециализированные бизнес-дайджесты интересны очень узкой аудитории – меньше одного пункта рейтинга. «Кандидат» – шоу о бизнесе, составленное по законам шоу-бизнеса. Почему оно интересно простому зрителю? Здесь есть человеческая драма, а задания строятся так, что приоритетными становятся не узкоспециальные знания, а качества личности и то, как участники выстраивают отношения.

Как автор бизнес-сериала, публикуемого в «ДК», я не мог не оценить такой эффект: поведение участников будто срежиссировано под определенные задания. Уже во время выдачи вводной было понятно, какая команда победит. Прогнозирование развития ситуации и соблюдение баланса выигрыша-проигрыша – часть лицензионного формата The Apprentice?

– Формат, действительно, строгий, но он распространяется только на технологию создания шоу, на количество участников, заданий, на сам принцип выполнения задания и финальную фразу «Вы уволены», которую произносит ведущий после «разбора полетов» в конце каждой серии. А начинку, контент делает группа редакторов во главе со мною: тут нет лицензионных ограничений, напротив, мы стараемся, чтобы задания были максимально адаптированы к нашей действительности. Ваше наблюдение о якобы запрограммированности шоу любопытно, но все развивается спонтанно, и мы никого не «кодируем». Все, чем ребята занимаются, – действительная работа «в поле»: это переговоры с реальными людьми, решения, которые приносят ощутимый эффект (деньги, заключенная сделка, бизнес-концепция, рекламный ролик и т. д.). Единственное требование к заданию – его «телегеничность»: кому интересно смотреть, как группа людей пишет бизнес-план?! В то же время если участник идет договариваться с директором супермаркета об аренде торговой площади, сделку действительно заключают, просто все формальности сделают юристы за кадром, а на передний план будут вынесены переговоры.

В новом шоу в два раза больше реальных конкурсов по типу «сделать рекламный ролик для МТС» – их пишут вместе со спонсорами проекта, в результате участники должны создать продукт, который будет внедрен в этой компании. После выхода первого «Кандидата» оказалось, что претендентов на такой продакт-плейсмент очень много. Опять-таки мы были вынуждены выбирать более телегеничные, например, поступило много заявок от инвестфондов, банков, ПИФов и т. д., но как можно сделать конкурс на их специфике зрелищным, мы не решили.

Когда я беседовал с Ириной Каримовой, она тоже говорила о постоянном стрессе на съемках и о том, что всем, и ей в том числе, пришлось стать жестче, расчетливее, быть всегда готовыми к драке. Почему же в первом «Кандидате» победила Татьяна Бурделова – самый мягкий, компромиссный и неконфликтный участник?

– А что тут удивительного? Владимир Потанин, например, говорит, что хороший менеджер – это прежде всего не яркая индивидуальность, а человек, который может искать и находит компромиссы. Лидеры нужны, но если все будут лидерами, дело не сдвинется. Тут суть в компромиссе: найти лучшую идею, принять ее и, даже если она не твоя, приступить к ее воплощению. Татьяна так может, Аркадий Новиков это увидел, и сегодня результат превзошел обещания: Таня стала исполнительным директором новиковского ресторанного холдинга с зарплатой, превышающей заявленные 1,5 млн. руб. в год.

По каким критериям идет входной отбор участников? Насколько круты должны быть их должности?

– Формально они лишь должны быть старше 18 лет. Мы смотрим на хорошее образование, на опыт работы, необязательно на больших должностях, есть ребята, у которых свой бизнес, есть линейные менеджеры и топы крупных компаний. Вообще-то в расчет идут только личностные навыки. Скажем, на первом «Кандидате» был такой Василий Смольный – 19-летний бармен, но такой классный переговорщик – уболтает кого угодно. Ребята сразу повелись на это его качество: ему удалось убедить всех, даже самых именитых и жестких, принять для команды предложенное им название, на мой взгляд неудачное.

В этом году финальным кастингом занимается Потанин, он легко вычисляет, где человек действительно разбирается в предмете, а где врет, – ему помогает широкая эрудиция и умение расставлять психологические ловушки для собеседника.

Вы упомянули о том, что все хотят быть лидерами. Это было заметно по передаче. Но также было очевидно, что многие претендовавшие на сей статус выглядели как зомби, накачанные корпоративной масскультурой и произносящие речевые модули, когда-то загруженные в мозг на штатном тренинге. В свое время экс-директор по маркетингу компании «Тинькофф» Самвел Аветисян назвал их бройлерами: стандартные системные существа, творцы банальных идей, без харизмы, но с исполнительским азартом – отличное сырье для руководителя-манипулятора. К сожалению, подобных «менеджеров, сориентированных на результат» сейчас становится все больше, смотреть на них тяжело... Вы специально таких выбираете?

– Нет, но они хорошо умеют маскироваться, есть такой типаж: сверху лощеные, а внутри пустота. Я не соглашусь с вами, что их на проекте было много, но признаю, что были. К примеру, Илья Строков. Поначалу все думали, что он главный претендент на победу – такой уверенный, грамотный, рассудительный Аркадий Новиков долго не мог его раскусить, хотя очень хорошо разбирается в людях. Когда же дело дошло до конкретных поступков и решений, все стало ясно. Новиков даже потом сказал: «Я готов взять всех, но только не Строкова!» – и уволил его с формулировкой «Вы много говорите и мало делаете».

Задача шоу – дать срез современного молодого менеджмента России. Если среди таких людей попадаются, как вы говорите, бройлеры, тем интереснее наблюдать, как они взаимодействуют с другими. Если получается живая картинка, значит, наша задача выполнена.


1 Екатерина Любимова – директор центра международного сотрудничества и академической мобильности УГТУ-УПИ. 26 лет, два высших образования, училась во Франции, Испании, Нидерландах, Санкт-Петербурге, сейчас заканчивает аспирантуру. Количество подчиненных – 4 человека.

Affinity – показатель, характеризующий долю определенной социальной группы в общем объеме посмотревших трансляцию. В данном случае это линейные и топ-менеджеры, руководители и владельцы предприятий.

детали
Что такое «Кандидат»
Реалити-шоу «Кандидат» – лицензионная версия американской программы The Apprentice (на NBC ее вели Дональд Трамп и Марта Стюарт). Автор идеи – Марк Бернетт, придумавший культовое шоу Survivor, известное в России как «Последний герой». В 2006 г. 16 участников, отобранные по всей России из 12 тыс. претендентов, соревнуются за право занять должность топ-менеджера в компании «Интеррос». Ведущий – Владимир Потанин. Он поделил кандидатов на две команды – мужскую и женскую, в ходе проекта состав команд может поменяться. Команды, последовательно выбирая лидера, должны выполнить 14 бизнес-заданий. В конце каждого задания после коллективного обсуждения ошибок Потанин говорит одному из членов проигравшей команды: «Вы уволены». Победившая команда получает бонус: встречу с известным бизнесменом, ужин со звездой или загранпоездку. В финале шоу останется только один участник.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.