Татьяна Кузнецова, экс-глава минэкономразвития области: «Без стратегии далеко не уплывете»

Экс-министр экономического развития Челябинской области, преподаватель ЮУрГУ Татьяна Кузнецова рассуждает о том, почему жизненно необходимо даже малым предприятиям выработать свою стратегию.

Татьяна Кузнецова, экс-министр экономического развития Челябинской области, доцент кафедры «Экономика и финансы» Южно-Уральского государственного университета:

«Задумываясь о стратегии, как правило, все сразу делятся на два лагеря – оптимистов (без нее жить нельзя) и пессимистов (ерунда все это, пылится в шкафу, только деньги на консультантов потратили), поддерживающих ее и опровергающих ее практическую ценность.

Революционер маркетинга Дж. Траут не зря сказал, что Стратегия и Время – вот Гималаи современного бизнеса. Все остальное – пригорки. И сегодня это еще более актуально, чем когда либо. За кратчайшие сроки почти полностью, до неузнаваемости, меняется технология, а, значит, экономика, ее лидеры – настоящие и будущие.

Тотальная информатизация, роботизация, композитные материалы, нанотехнологии, беспилотные транспортные средства, интернет-торговля, активная замена и удешевление источников электроэнергии, замена ДВС на электродвигатель и так до бесконечности.

Заканчивается эра старопромышленных технологий и бизнесов, эпоха предприятий с сотнями тысяч занятых, на смену им приходит малый, гибкий, инновационный бизнес.

Поэтому если тебе кажется, что ты маленький и от тебя ничего не зависит - ничего подобного. Ты должен понимать, как будет развиваться технология, продукт, рынок, отрасль, территория, предприятие в перспективе 10-15 лет с учетом стратегий города, агломерации, региона или, к примеру, конурбации «Челябинск-Екатеринбург».

Не начнешь об этом думать сейчас, то железно наступишь на грабли. Будешь учить людей, развивать продукт, а потом окажется, что всё: рынка нет, потребитель ушел, и у него другие потребности. Бесполезно грести сильнее, если ты гребешь в неправильном направлении.

Надеюсь, что в споре стратегических пессимистов и оптимистов истина посередине. Пыльные тома с умными, заимствованными идеями точно никому не нужны. Стратегия должна умещаться максимум на десяти страницах, а лучше - на пяти. Ее обязательно надо оцифровать, иначе она так и останется лозунгом. И документ важно встроить в  “матрешку” стратегий города, региона, отрасли.

Кому доверить разработку стратегии? Если доверить сторонним консультантам, то есть вероятность получить далекие от компании, от рынка и от жизни вещи. Но если будешь делать сам, то рискуешь не увидеть всего, не понять будущего и общеэкономических тенденций. Поэтому истина опять посередине.

Чтобы стратегия была живой, привлеките к разработке консультанта, но в качестве тренера, лектора. Он научит технологии создания подобных документов, расскажет про рынки. Сам документ делать должен ты и твой коллектив - на стратегических сессиях. Их можно назвать как угодно - вечеринка, чаепитие, собрание и пр. Но ты должен привлечь сотрудников, чтобы каждый был вовлечен в этот процесс.

Только прояви политическую волю, ни при каких условиях и суете не позволяй себе расслабится, доведи до конца. Это требует пару месяцев.

Хорошо, стратегию мы разработали. Что сделать, чтобы она не лежала в шкафу? Есть несколько необходимых условий. Во-первых, социальная и материальная мотивация человека. Каждый сотрудник должен понимать свой вклад, вовлеченность, причастность. В конце концов, религия короля со временем становится религией народа. Но, к сожалению, рубль – материя суровая, ее человек лучше понимает, поэтому не обойтись без системы премирования. Сегодня есть много разумных технологий, учитывающих не только оперативные результаты деятельности, но и стратегические аспекты.

Требуется разработать систему стратегических целей-показателей исходя из функциональных стратегий (маркетинговая, производственная, финансовая, кадровая и пр.). Эти цели нужно декомпозировать (разделить) и  раздать каждому от пяти до десяти параметров, которые в сумме вносят вклад в общую цель. Достигаешь показателей - получаешь премии, нематериальное поощрение и т.д.

В идеале нужно дать человеку карту, как пошагово реализовать все показатели. Ему нужно понимать, как он придет к этому. Даже если у вас в компании три человека, и все процессы видны, вы все равно должны объяснить сотруднику, как достичь результата. А если ты вовлек человека, позволил ему смелость мышления, вдохновил - считай, половину дела сделал.

Вот мы достигли и вовлеченности, и мотивации, разработали технологию достижения. Будет ли стратегия работать? Не факт.

Русский человек по своей природе ленив, любим мы в болоте сидеть.

Поэтому со стороны руководителя должен быть системный контроль за реализацией. Помните, что организация – это удлиненная тень одного-единственного человека. Найди в себе силы как управленец собраться с коллективом один раз в полгода на два часа и выяснить, где вы находитесь, как к этому пришли, сколько было сделано и не сделано. Политическая воля руководителя - это необходимая составляющая работы стратегии. Ваши собрания нужны, чтобы пересматривать, корректировать документ. Реже или чаще - все зависит от рынка, на котором работаешь, потому что везде ситуация меняется с разной периодичностью.

Крупные компании учить этому бессмысленно - они и без этого умные и самостоятельные. Но малые и средние компании мало внимания обращают на стратегию - у них не хватает ни ресурсов, ни времени. И это ошибочное мнение, спрашивайте себя почаще – зачем и куда вы идете? Ведь мир уступает дорогу только тем, кто знает, куда идти!

Колонка подготовлена специально для рубрики «Записки босса Челябинск»

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.