Татьяна Кузнецова, экс-глава минэкономразвития области: «Без стратегии далеко не уплывете»

Экс-министр экономического развития Челябинской области, преподаватель ЮУрГУ Татьяна Кузнецова рассуждает о том, почему жизненно необходимо даже малым предприятиям выработать свою стратегию.

Татьяна Кузнецова, экс-министр экономического развития Челябинской области, доцент кафедры «Экономика и финансы» Южно-Уральского государственного университета:

«Задумываясь о стратегии, как правило, все сразу делятся на два лагеря – оптимистов (без нее жить нельзя) и пессимистов (ерунда все это, пылится в шкафу, только деньги на консультантов потратили), поддерживающих ее и опровергающих ее практическую ценность.

Революционер маркетинга Дж. Траут не зря сказал, что Стратегия и Время – вот Гималаи современного бизнеса. Все остальное – пригорки. И сегодня это еще более актуально, чем когда либо. За кратчайшие сроки почти полностью, до неузнаваемости, меняется технология, а, значит, экономика, ее лидеры – настоящие и будущие.

Тотальная информатизация, роботизация, композитные материалы, нанотехнологии, беспилотные транспортные средства, интернет-торговля, активная замена и удешевление источников электроэнергии, замена ДВС на электродвигатель и так до бесконечности.

Заканчивается эра старопромышленных технологий и бизнесов, эпоха предприятий с сотнями тысяч занятых, на смену им приходит малый, гибкий, инновационный бизнес.

Поэтому если тебе кажется, что ты маленький и от тебя ничего не зависит - ничего подобного. Ты должен понимать, как будет развиваться технология, продукт, рынок, отрасль, территория, предприятие в перспективе 10-15 лет с учетом стратегий города, агломерации, региона или, к примеру, конурбации «Челябинск-Екатеринбург».

Не начнешь об этом думать сейчас, то железно наступишь на грабли. Будешь учить людей, развивать продукт, а потом окажется, что всё: рынка нет, потребитель ушел, и у него другие потребности. Бесполезно грести сильнее, если ты гребешь в неправильном направлении.

Надеюсь, что в споре стратегических пессимистов и оптимистов истина посередине. Пыльные тома с умными, заимствованными идеями точно никому не нужны. Стратегия должна умещаться максимум на десяти страницах, а лучше - на пяти. Ее обязательно надо оцифровать, иначе она так и останется лозунгом. И документ важно встроить в  “матрешку” стратегий города, региона, отрасли.

Кому доверить разработку стратегии? Если доверить сторонним консультантам, то есть вероятность получить далекие от компании, от рынка и от жизни вещи. Но если будешь делать сам, то рискуешь не увидеть всего, не понять будущего и общеэкономических тенденций. Поэтому истина опять посередине.

Чтобы стратегия была живой, привлеките к разработке консультанта, но в качестве тренера, лектора. Он научит технологии создания подобных документов, расскажет про рынки. Сам документ делать должен ты и твой коллектив - на стратегических сессиях. Их можно назвать как угодно - вечеринка, чаепитие, собрание и пр. Но ты должен привлечь сотрудников, чтобы каждый был вовлечен в этот процесс.

Только прояви политическую волю, ни при каких условиях и суете не позволяй себе расслабится, доведи до конца. Это требует пару месяцев.

Хорошо, стратегию мы разработали. Что сделать, чтобы она не лежала в шкафу? Есть несколько необходимых условий. Во-первых, социальная и материальная мотивация человека. Каждый сотрудник должен понимать свой вклад, вовлеченность, причастность. В конце концов, религия короля со временем становится религией народа. Но, к сожалению, рубль – материя суровая, ее человек лучше понимает, поэтому не обойтись без системы премирования. Сегодня есть много разумных технологий, учитывающих не только оперативные результаты деятельности, но и стратегические аспекты.

Требуется разработать систему стратегических целей-показателей исходя из функциональных стратегий (маркетинговая, производственная, финансовая, кадровая и пр.). Эти цели нужно декомпозировать (разделить) и  раздать каждому от пяти до десяти параметров, которые в сумме вносят вклад в общую цель. Достигаешь показателей - получаешь премии, нематериальное поощрение и т.д.

В идеале нужно дать человеку карту, как пошагово реализовать все показатели. Ему нужно понимать, как он придет к этому. Даже если у вас в компании три человека, и все процессы видны, вы все равно должны объяснить сотруднику, как достичь результата. А если ты вовлек человека, позволил ему смелость мышления, вдохновил - считай, половину дела сделал.

Вот мы достигли и вовлеченности, и мотивации, разработали технологию достижения. Будет ли стратегия работать? Не факт.

Русский человек по своей природе ленив, любим мы в болоте сидеть.

Поэтому со стороны руководителя должен быть системный контроль за реализацией. Помните, что организация – это удлиненная тень одного-единственного человека. Найди в себе силы как управленец собраться с коллективом один раз в полгода на два часа и выяснить, где вы находитесь, как к этому пришли, сколько было сделано и не сделано. Политическая воля руководителя - это необходимая составляющая работы стратегии. Ваши собрания нужны, чтобы пересматривать, корректировать документ. Реже или чаще - все зависит от рынка, на котором работаешь, потому что везде ситуация меняется с разной периодичностью.

Крупные компании учить этому бессмысленно - они и без этого умные и самостоятельные. Но малые и средние компании мало внимания обращают на стратегию - у них не хватает ни ресурсов, ни времени. И это ошибочное мнение, спрашивайте себя почаще – зачем и куда вы идете? Ведь мир уступает дорогу только тем, кто знает, куда идти!

Колонка подготовлена специально для рубрики «Записки босса Челябинск»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.