Страховой рынок Челябинской области переживает глубокую рецессию

В рамках специального проекта "ДК" "Итоги года 2015" территориальный директор АО «СОГАЗ» по УрФО Татьяна Ковалева рассказала, что было и что ждет страховой рынок Челябинской области.

Страховой рынок переживает глубокую рецессию, уверена Татьяна Ковалева, территориальный директор АО «СОГАЗ» по УрФО. Для сохранения рентабельности бизнеса, страховщики сосредоточились на качестве портфеля.  Вместе с тем,  ожидается уход с рынка слабых компаний - только за 2015 г. ЦБ лишил лицензий около 10 страховых компаний. Регулятор продолжает «очищать» рынок.

Что было

В целом по стране драйверами страхового рынка по сборам, кроме ОСАГО, стали страхование имущества физлиц и страхование жизни. Челябинский рынок «поддержал» эту тенденцию только отчасти. Так, за девять месяцев этого года сборы по ОСАГО составили 4,1 млрд руб. – на 43% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; темп роста сборов по этому продукту практически совпадает с общероссийским (+46,5%). В сегменте страхования жизни сборы составили 1,2 млрд рублей, однако темп роста оказался почти вдвое выше общероссийского – 34% против 18%. В сегменте страхования имущества физических лиц рынок Челябинской области показал рост всего на 3% до 377 млн рублей, в то время как по стране рост оказался в пять раз выше и составил почти 16%, и это, пожалуй, то направление, которое не оправдало ожиданий челябинских страховщиков. В регионе на 10% увеличились сборы по добровольному медицинскому страхованию. В сегменте обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков сборы увеличились на 18,6%; для сравнения, в целом по стране сборы снизились почти на 11%. Ожидаемо снизились сборы челябинских страховщиков по страхованию автоКАСКО (-28,5%) и страхованию от несчастных случаев и болезней (-30%) – оба этих сегмента напрямую зависят от банковского кредитования, объемы которого из-за экономической ситуации в стране заметно снизились.  

Одно из важных законодательных нововведений, оказавших влияние на потребителей страховых услуг, самих страховщиков и страховой рынок в целом, - это перемены, коснувшиеся рынка ОСАГО. Причем, на мой взгляд, они имели как положительный, так и отрицательный тренд. Положительный, в том числе и для потребителей,  - это повышение ЦБ РФ более чем в три раза лимита выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП и изменение порядка выплат. Для рынка и страховщиков повышение базовых тарифов и, как следствие, сборов позволило на какой-то период стабилизировать ситуацию с ОСАГО, которая в прошлом году была на грани полного  коллапса. Впрочем, возникла она не в одночасье, и о том, что такое может произойти, страховщики  предупреждали в течение нескольких последних лет.  Негатив же в том, что в связи с увеличившимися лимитами страхового покрытия уже в октябре темп роста выплат по страховым случаям в ОСАГО превысил темп роста сборов. Расчет выплат производится на основании Единых справочников, которые регулярно корректируются с учетом изменения стоимости запасных частей. Закономерно, что чем больше страховых случаев будет урегулировано с новым страховым покрытием, тем больше будут выплаты. И постепенно на рынке ОСАГО мы снова придем к ситуации прошлого года. То есть вопрос ОСАГО так до конца и не закрыт. Вместе с тем, возможность приобрести полис через интернет сделало эту услугу более удобной и доступной для граждан.

Еще одно нововведение на страховом рынке - под эгидой Российского союза автостраховщиков запущена работа Бюро страховых историй, которая позволит применить индивидуальный подход к клиенту при формировании тарифа КАСКО. В некоторых видах корпоративного страхования (в частности, страхование складских помещений и торгово-материальных ценностей) наметилась тенденция более консолидированного подхода серьезных страховщиков к оценке качества рисков.

На страховой рынок в 2015 году негативно повлияла в целом экономическая ситуация в стране.  Прогнозируя ситуацию год назад, мы отмечали, что 2015 год будет сложным, кризис будет только усугубляться, ведь страховой рынок, как  и другие финансовые инструменты, зависит в целом от экономики. К  сожалению, прогнозы оправдались. Более того, за этот год значимых изменений в лучшую сторону в экономике не произошло. Страховой рынок сегодня переживает глубокую рецессию, и для сохранения рентабельности бизнеса мы сосредоточились на улучшении качества страхового портфеля.

Что будет

Увы, могу предположить, что 2016 год для страхового рынка легче не будет. На мой взгляд, усилится концентрация рынка, все большая доля сборов премий будет приходиться на крупные федеральные компании, при этом в целом объемы страхования будут снижаться. Ужесточится конкуренция за рентабельные виды страхования. В то же время исход страховых компаний с рынка продолжится – это связано с усилением надзора со стороны ЦБ РФ за финансовой деятельностью страховщиков: в последнее время государство проводит политику по очищению рынка от недобросовестных и финансово неустойчивых компаний, и этот тренд, на мой взгляд, относится к разряду положительных, так как повышает доверие к страховому рынку со стороны бизнеса и граждан.

Конечно, страховщики ждут и позитивных перемен. Рассчитываем, что страхование будет более востребовано нашими гражданами, и будет восприниматься ими как действенный способ надежной защиты своих финансовых рисков. В связи с увеличением страхового покрытия будут расти выплаты в ОСАГО. В корпоративном страховании рост сборов ожидать не приходится, причина все та же – экономическая ситуация в стране, снижение кредитования. Предприятия будут пытаться экономить, в том числе, и на страховании. Что касается обязательных видов, то из-за снижения базовых тарифов в ОПО, сборы также заметно снизятся. Притом, что на фоне общего роста техногенных катастроф ожидается увеличение аварийности.

На мой взгляд, в сложившихся  экономических условиях у крупных компаний есть все шансы для усиления позиции на страховом рынке Челябинской области. В кризис страхователи отдают предпочтение надежным, устойчивым компаниям, с хорошей репутацией, поэтому компании будут работать над качеством предоставляемых услуг – это и клиентский сервис, и урегулирование убытков, и повышение технологичности. При этом ориентироваться в работе страховщики будут не на долю рынка, а в первую очередь, – на качество страхового портфеля, прибыль и репутацию компании.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.