«Стоп трёпу и конгресс-холлу». 10 советов Текслеру, как вернуть Челябинску транспорт

Хотите вернуть челябинцам автобусы и трамваи? Увольте чиновников, остановите инвестпроекты и закопайте метро, уверен эксперт в транспортной сфере Яков Гуревич.

Яков Гуревич, эксперт в транспортной сфере, гендиректор консалтинговой компании «Кэмп»:

1. Уволить чиновников немедленно!

Первое, что врио губернатора должен сделать,  уволить всех топовых чиновников, которые имеют отношение к транспорту. Немедленно! Речь идёт не только о министре дорожного хозяйства области, но и об управлении транспортом в Челябинске. Потому что последние 15 лет эта сфера ничего не получала, кроме вредительства, и ждать от этих людей чего-то нового совершенно бессмысленно.

Где найти новых специалистов? Проблема. Потому что заместители, которые могут занять эти  места, — тоже вряд ли будут гениями: всё-таки начальники подбирают в замы себе подобных и угодных. Может быть, стоит объявить открытый конкурс.

2. Бессмысленно просто закупать новые трамваи. Где стратегия?

Чтобы двигаться дальше, нужно точно знать текущую ситуацию и куда мы хотим двигаться. При отсутствии стратегии все разговоры бессмысленны, будет такой же бардак. Достаточно разговоров! Какой транспорт мы используем? Какой будем использовать? Транспортная схема? Объёмы инвестиций? Всё должно войти в стратегию.

В мире 600 городов-миллионников, есть международный союз общественного транспорта… Поэтому если где-то проблема с транспортом не решена, всё равно есть понимание, куда двигаться. В Челябинске этого не происходит. А ведь 600 этих городов брали пример с Советского Союза и конкретно с Челябинска, где была одна из лучших в мире транспортных систем, она славилась развитой трамвайной сетью. Сейчас делать что-то отдельное  закупать трамваи, рисовать схему организации движения  бессмысленно. Это всё равно что строить седьмой этаж, не имея фундамента. Все прожекты сейчас  это прихоти отдельных чиновников, а нужен продуманный план действий и цель.

3. Остановить все инвестпроекты в области!

Нужно немедленно приостановить все инвестпроекты, особенно касающиеся дорог. В Челябинске нужно прекратить строительство развязки на Братьев Кашириных. Да, она построена наполовину. Но нужно её бросить и думать. Иначе мы закопаем ещё миллиард рублей. Надо остановить работы на Троицком тракте: строить надо, но не расширять улицу Дарвина. 10 миллиардов закапывается в конгресс-холл  если остановить безумный проект, получим деньги на развитие общественного транспорта. ШОС и БРИКС всё равно будут (если еще будут) проходить в конгресс-холле у Наговицына (на пересечении улиц Труда и Энгельса — прим. ред.)

4. Прекратить разговоры о концессионере!

Разговоры об инвесторах-концессионерах из Москвы, которые позарились на челябинский транспорт, — это пустота. Это результат работы никуда не годных чиновников и губернатора, который молол всё, что угодно. Какие концессионеры? Что такое концессия, в Челябинске вообще никто не понимает. Транспорт должен быть бюджетным и стремиться стать бесплатным. Это знают во всём мире, только наши чиновники могут говорить об инвесторах.

5. Избавиться от маршруток в любом виде!

Маршрутки не надо переводить в легальное русло. Их просто не должно быть, даже автобусов среднего класса. Если бы Челябинск был  деревней в 500 человек, возможно, были бы нужны микроавтобусы. Но Челябинск не деревня. В миллионном городе это просто вредительство — не развивать транспорт большой вместимости. Вспомните хвостатые трамваи, автобусы, троллейбусы. Почему 50 лет назад это было понятно, а челябинские чиновники не могут этого понять уже 20 лет подряд?

6. «Умный город»  это тоже трёп!

50 лет назад один из великих кибернетиков академик Глушков сказал: «Нельзя автоматизировать хаос». Пока в Челябинске хаос, безумно инвестировать в «умный город», требующий чёткого порядка и крупных затрат. Москва тратит на это 130 млрд руб., чтобы получить реальный результат, у нас же речь идёт о каких-то грошах на отдельные непонятные кусочки: естественно, они будут разбазарены.

7. Смириться: местных производителей транспорта у нас нет!

Усть-Катавский вагоностроительный завод гробили 15 лет, практически довели до банкротства. Да, когда-то он был монополистом, но сейчас в стране три производства трамваев. И УКВЗ — неконкурентен. УралАЗ никогда автобусы не производил, лишь делал робкие попытки 20 лет назад. Газомоторный транспорт — тупик. Нигде в мире в эту технологию и не заходили. Все переходят на электротранспорт  электробусы, в том числе китайцы.

8. Закопать метро!

Когда Мутко приезжал в Челябинск, Дубровский требовал деньги на метро. Но тот ответил — нужно рассмотреть целесообразность. А у нас последний раз целесообразность метро рассматривали в 1987 г. Тогда среди аргументов была необходимость в бомбоубежище. Очевидно, это уже неактуально.

А во всём мире сегодня есть два критерия, которые обосновывают необходимость метро. Во-первых, если в городе мощные транспортные потоки, а во-вторых, если наземная инфраструктура не позволяет эти потоки пропустить. Это когда плотная застройка, например. Таких признаков в Челябинске нет.

В 2007 году Путин проводил в Красноярске госсовет, посвящённый городскому транспорту. На нём была чётко обозначена позиция — метро в городах-миллионниках не нужно. После этого финансирование метро постепенно приостанавливалось. Сейчас в Омске уже закапывают метро, в Красноярске отказались от метро. А почему Челябинск продолжает отсасывать деньги?

9. Не продолжать безумный проект ВСМ!

Если ВСМ столь эффективна, почему её до сих пор не построили между Москвой и Питером? Да, есть «Сапсан». Так вы поставьте на существующую железную дорогу Челябинск-Екатеринбург-Тюмень хотя бы «Ласточку». И всё, проблема решена. «Ласточка» за 2,5 часа до Екатеринбурга доедет, а за 3,5  до Тюмени. В 100 раз дешевле и эффективнее. Нужно в аэропорт? Садитесь в такси или автобус, и едете. То же самое касается направления Челябинск-Курган. Предыдущий губернатор мог говорить и про ВСМ до Луны.

10. Попытаться стать частью потоков восток-запад

В 2013 году Си Цзинпин презентовал концепцию «один пояс  один путь». Но еще до этого в стратегии РЖД до 2030 г., принятой в 2008 году, было прописано развитие железнодорожного комплекса Челябинской области для обеспечения этого транзита через Карталы. Официальная, выраженная письменно позиция Челябинской области: «Транспортная инфраструктура Челябинской области в развитии не нуждается». Сейчас потоки на восток-запад идут мимо Челябинской области, переключить их непросто. 2 млн контейнеров в год  мимо нас.

Колонка написана специально для DK.RU. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.