Насколько важны заемные средства для строителей и какую долю в общем объеме оборотных денег они составляют? — Строители миллиарды за пазухой не держат, естественно, прибегают к заемным ресурсам. О
Насколько важны заемные средства для строителей и какую долю в общем объеме оборотных денег они составляют?
— Строители миллиарды за пазухой не держат, естественно, прибегают к заемным ресурсам. Особенно нужны кредиты для коммерческого строительства, поскольку оно не финансируется розничным покупателем. Жилье же может строиться как за счет покупателей-дольщиков, так и за счет банковских кредитов. Думаю, в целом по рынку примерно половина жилья строится за счет дольщиков, половина — за счет займов.
— На рынке сейчас хаос. Сказать, что перестали давать деньги, — нельзя, сказать, что деньги дают, — тоже нельзя. Одни банки подняли процентные ставки, другие прекратили выдачу кредитов, третьи пока оставили все как было.
Скорее всего, уменьшится количество виртуальных денег, которые поддерживали неоправданно высокие цены на сырье, нефть, ценные бумаги, недвижимость Стоимость жилья в столице была виртуальной, потому что 6 тыс. евро за 1 кв. м в Москве — это мистика. Кто покупает такие квартиры и кому они по карману? Жилье — это продукт потребления, оно не может столько стоить.
Но последние два года стоимость недвижимости в Москве увеличивалась на 5%, что даже ниже доходности банковского депозита. Естественно, с рынка стали уходить инвесторы и начали приходить покупатели. Произошла смена целевой аудитории. Покупатель рассматривает квартиру как объект потребления, она ему нужна для того, чтобы в ней жить. Чтобы купить жилье, ему нужна ипотека. Но уровень цен такой, что доходы потенциальных потребителей не позволяют выплачивать такие кредиты. Это вызывает спад спроса и возмущение населения.
— Резко падает количество потребителей, покупающих жилье с помощью ипотеки. На рынок снова возвращаются инвесторы, поскольку только жилье пока еще дает положительную динамику. Падает в цене все: золото, металл, акции. И люди покупают жилье. Единственная тихая гавань сейчас притягивает деньги инвесторов. Спрос увеличился, но он может быть непродолжительным: сейчас многие изъяли деньги из банков и побежали покупать жилье. Кроме того, наступил сезон спроса, после летнего затишья на рынке недвижимости начинается оживление. Статистики за этот год пока нет, поэтому четкого сравнения с прошлым годом дать не могу.
Вал инвестиций поможет удержать высокие цены на недвижимость. Для меня как бизнесмена это хорошо, а для меня как гражданина это грустно. Потому что из-за кризиса упадут доходы людей, а их даже сейчас не хватает на покупку квартиры. На предприятиях начнется сокращение, безработица. В первую очередь пострадают те компании, которые без кредитов жить не могут: металлургические предприятия, машиностроительные, а это целые отрасли. О какой покупке жилья рядовыми потребителями в такой ситуации может идти речь?
— Не буду называть имен. Больше других пострадают те компании, которые не работали по долевой схеме, а кредитовались в банках. Кризис ударит по самым правильным схемам строительства — основанным на заемных средствах. При долевом участии все этапы строительства сильно зависят от поступления денег, поэтому возникают необоснованные издержки. А когда работаешь с банком, он открывает тебе кредитную линию, и голова не болит о том, поступят ли средства, можно сосредоточиться только на процессе строительства, а не бегать в поиске денег с шапкой по кругу. Теперь же из-за биржевых спекулянтов использование в работе этой грамотной схемы затруднительно.
— Бартером. Старыми добрыми взаимозачетами. Деньги и капитал ходят по кругу: деньги — товар — производство — деньги. Строительные компании при грамотно выстроенных отношениях с покупателями и поставщиками смогут удержаться на плаву. Даже в 90-е гг. компании могли развиваться. Нет денег — переходите на взаимозачеты. Это лучше, чем замораживать стройки.
— Больше всего пострадает коммерческая недвижимость. Например, та, которая строилась под торговые площади. А жилые здания так же необходимы, как хлеб. Строили всегда, даже во время войны. Кстати, если компания не может строить новое жилье, она может ремонтировать старое. Кто-то переключится на ремонтные работы. Кто-то уйдет с рынка и будет торговать арбузами или вязать шарфики. Может, спекуляции с землей прекратятся. Тогда земля упадет в цене, снизится стоимость квадратного метра. Это позволит снизить цены для потребителя. Компании рынка недвижимости возьмутся за подсчеты: если строительство рентабельно, то будут продолжать работать, пусть уже не с такой доходностью, как в прошлом. Если строить будет невыгодно, придется консервировать строительство. Здесь, кстати, есть опасность: строители, которые работают и с дольщиками, и с кредитами, могут в недострой затянуть и дольщиков. Таким компаниям нужно будет грамотно пересматривать строительство, снижать цены, например, за счет изменения проекта.
Выход найдем, лишь бы государство ничего не регулировало на рынке недвижимости. Стоит оставить строителей в покое и наблюдать. Деньгами этот финансовый пожар не потушить. Это все равно что человеку, падающему в пропасть, пытаться приклеить бумажные крылышки.
— Ожидаю даже не столько сокращения количества компаний, сколько объемов строительства. О цифрах говорить рано. Пока видны только тенденции. Могу предположить: если объем кредитования уменьшится в два раза, капитальное строительство объектов сократится втрое. Строительство — это вид бизнеса, который наиболее чувствителен к дефициту денег. Соответственно, не будет заказов у подрядчиков, служб капитального строительства. При возникновении дефицита городского бюджета в первую очередь сократятся расходы на строительство детских садов, бюджетного жилья, школ.
Все же надеюсь, что наша экономика устоит. А пока предлагаю всем строителям успокоиться и съездить отдохнуть. Посмотрим, чем это все закончится.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.