«Создавать то, что обеспечит прорыв в развитии»

«Прибыль в бизнесе — это следствие. А первоначально важно произвести продукт, решающий конкретные проблемы». О бизнесе и благотворительности рассказывает челябинский предприниматель Алексей Гашков.

Алексей Гашков, бизнесмен, инвестор проекта NCT, генеральный директор компании ПСК «Оптима», — один из претендентов на получение премии «Человек года — 2019» в номинации «Новая экономика». Бизнесмен со стажем развивает сразу несколько проектов — в сфере девелопмента, производства светопрозрачных конструкций, сельского хозяйства и нанотехнологий. На премию он был выдвинут бизнес-сообществом за создание инновационного производства линейки стоматологических имплантатов. Оно запущено в Челябинске в 2019 г. под брендом NCT. Корреспондент DK.RU поговорил с Алексеем о том, какие перспективы открывает новая продукция, как коррелируются между собой бизнес-проекты в разных отраслях и отчего зависит их успех.

Хотим прорыва в медицине

Алексей, компания NCT создана совсем недавно, но уже успела вызвать интерес своими разработками. Расскажите, что именно здесь делают, и действительно ли продукция столь уникальна?

— NCT — это пока небольшое научно-производственное объединение, включающее лабораторию и производственный цех. Аббревиатура названия расшифровывается как «нанокарбоновые технологии». У нас собралась команда, которая разработала уникальное на данный момент решение проблемы в замещении дефектов костных тканей с использованием искусственных имплантатов, разработав биосовместимое композитное покрытие для медицинских имплантатов из титана и других материалов. В результате исследований было доказано, что это покрытие стимулирует остеогенез: на ранних этапах регенерации образуется более прочная «на разрыв» кость, что сокращает срок постоперационной реабилитации в два раза. Локальные реакции костного мозга и реакции регионарных лимфатических узлов на внедренные в кость металлических имплантатов минимизируются. Несколько месяцев назад было запущено высокотехнологическое производство линейки стоматологических имплантатов. Качество медицинского изделия подтверждено удостоверением Росздравнадзора РФ, международным сертификатом по стандарту качества. На выставке «Иннопром — 2019» компания получила положительные отзывы от Министерства промышленности и торговли РФ.

Еще недавно это был стартап, в который я инвестировал средства. Сейчас мы выходим на следующий уровень — полноценную работу по бизнес-модели. В том числе ведутся активные переговоры по заключению экспортных контрактов с компаниями Индии, Франции, Израиля, Великобритании, США и др.

Я правильно понимаю, что разработанные вами материалы можно использовать не только при производстве дентальных имплантатов, но и более широко?

— Совершенно верно. Дентальные имплантаты – только первая ступень применения наноматериалов. Многочисленные фундаментальные и прикладные исследования заявляют, что лучшим материалом для изготовления дентальных имплантатов на сегодня является титан марки Grade 4 (СP4). Так вот, сотрудничая с учеными, мы научились так обрабатывать СP4, чтобы его структура становилась еще более прочной — примерно в 100 раз. А кроме этого, сумели облегчить его вес. При этом повысили стойкость к нагрузкам и биологическую совместимость с тканями человека, добились стопроцентного отсутствия так называемого иммунного ответа организма.

Многие пытались сделать что-то подобное. Но удалось это именно нам.

И следующим шагом будет создание из этого совершенно нового материала таких имплантатов, которые можно применять более широко. Я уверен, что это позволит решить множество острейших проблем. Например, для кардиохирургии актуален вопрос, как добиться максимально гладкой поверхности и однородности внутренней стенки стента – во избежание образования бляшек, тромбов и отторжений инородного тела. Над этой задачей мы сейчас активно работаем.

Широчайшие возможности для наших наработок открываются в сфере суставной медицины. У всех на слуху операции по замене коленных и других суставов, но не все в курсе, что идеальных материалов все еще не создано. Мы хотим существенно улучшить достижения в этом направлении за счет применения того же нанотитана, проводим технические испытания.

Также наши материалы имеют большой потенциал в работе с сухожилиями. Условно говоря, толщина сухожилий иногда сравнима со спичкой. И если мы сумеем добиться того, чтобы существенно сократить диаметр штифтов и винтов, при этом заставив их выдерживать более высокие нагрузки, это будет впечатляющий результат. И без сомнения, он вызовет интерес не только у российских специалистов, но и за рубежом.

Окна – это тоже про инновации

Откуда у вас такой глубокий интерес к разработкам в сфере медицины? Насколько я понимаю, последние 10 лет вы возглавляли компанию по производству пластиковых окон? 

— Да, это самый мой известный проект, но далеко не единственный. И я с гордостью могу сказать, что ПСК «Оптима» — тоже инновационный лидер региона. Причем это подтверждено рядом независимых отраслевых заключений. Практически с момента основания компании по производству оконных конструкций в 2009 году мы сразу начали работать не с обычным стеклом, а со стеклом, который имеет в своем составе специализированное покрытие.

Немного предыстории. Мне всегда были безумно интересны новые и передовые технологии, ведь у меня классическое советское инженерное образование – фундаментальное, основанное на матчасти. И благодаря этому у меня сформировались способности и тяга к производственным дисциплинам. В юности я работал наемным сотрудником. При этом перебрал много сфер. Несколько раз я сознательно уходил с более высокооплачиваемой должности туда, где мог прокачать свои знания и навыки в полезных для меня направлениях. Это были ниши, о которых я мало что знал, но был уверен, что мне они нужны.

Когда рассматривал возможность открыть свой бизнес, я искал дело, связанное с производством какого-то конкретного полезного продукта. Продукта, который решает конкретную проблему и решает лучше, чем продукция конкурентов. Идеально, когда ты создаешь что-то прорывное.

Поэтому наша продукция уже на старте была технологически сложнее, чем в среднем по рынку. При этом отрасль была уже существенно развита, имела сформированный ценник. А так как мы сразу были более высокотехнологичны, у нас и себестоимость была априори выше, чем в среднем по рынку. И тем не менее наше производство пошло в гору. Продажи росли. Конечно, не без определенных усилий. Во-первых, я принял дополнительно затратное решение создать холдинговую структуру, добавив в нее дистрибьюторское подразделение, в котором стали концентрироваться крупные федеральные контракты. И такой подход себя полностью оправдал. Так мы получили определенный финансовый рычаг влияния, потому что могли получать комплектующие напрямую от завода по цене производителя, заводить на рынок какие-то бренды, перераспределять доли их присутствия. В общем, регулировать обстановку в нужных нам пропорциях.

То есть вам удалось вырастить ПСК «Оптима» с нуля до крупной федеральной компании? Где вы сегодня представлены?

— Сегодня «Оптима» входит в пятерку крупнейших заводов в Урало-Сибирском регионе. Мы работаем также в Ямало-Ненецком автономном округе, в Башкортостане, в центральных регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. На счету компании множество наград, дипломов, признание коллег и потребителей по всей стране. Мы стараемся совершенствовать продукцию, внедряем высокие технологии. Коэффициент сопротивления теплопередачи окон «Оптима» достигает 1,2. Это уникальный сертифицированный показатель для России.

Более того, два года назад мы сделали шаг в сторону экспорта — и отправились покорять Европу. Мысль была крайне рискованная. Та же самая Германия – родина пластиковых окон. Лучшие из лучших окон — там. Но в итоге все сложилось. Сейчас мы имеем официальное представительство в Евросоюзе. Мы получили международный сертификат на наши окна, который соответствует самым жестким европейским требованиям энергоэффективности – это максимальный А++ класс. И обеспечили тем самым спрос на свою продукцию и в Германии, и в странах Восточной Европы, и в Великобритании.

Европа все-таки территория, где привыкли бережно относиться к ресурсам. При этом регулярное общение с партнерами из Европы нас подталкивает к дальнейшим переменам и проектам.

Когда ты начинаешь контактировать с людьми, которые находятся за рубежом, ты начинаешь постоянно видеть новые точки приложения усилий. Бизнесмены — по определению мобильные и подвижные люди. Они знают, что под лежачий камень вода не потечет. Поэтому любую информацию пропускают сквозь собственные возможности. А если есть подготовленная почва, новые бизнес-идеи рождаются очень быстро. Тем более что я периодически выступаю в качестве эксперта по энергоэффективности на разных мероприятиях. Вот недавно меня вновь приглашали в Москву на заседание межправительственной делегации Кювейта в рамках экспортного союза. А кроме того, благодаря такой синергии у меня появились новые проекты девелоперского характера.

То есть вы занялись строительством?

— Да, я развиваю еще один проект, своего рода производный из стекольного бизнеса: поселок «Бризпарк – дома на воде». В какой-то момент пришло понимание, что, раз рынок сжимается, нам нужно попробовать сформировать сбыт под свои нужды. Возникло новое предприятие в партнерстве с уже достаточно известной компанией DevelopmentPro и ее руководителями Андреем Бодрягиным и Вахтангом Чикаберидзе, силами которой реализуется строительство поселка с индивидуальными домами у самой воды.

Это тоже история про то, что мы хотим сделать в регионе что-то уникальное. За пример мы взяли скандинавские страны, где подобными домами на воде застроены все фьорды.

У нас была земля с искусственным водоемом. Мы год потратили на то, чтобы изменить береговую линию. Отсыпали там косу, решили вопросы с поддержанием уровня воды в разное время года.

Идея в том, что все дома «Бризпарка» будут стоять вдоль береговой линии, и одна стена каждого дома будет полностью панорамной, то есть целиком из стекла. И вот на эту идею я наложил возможность применить современные технологии. Мы используем уникальное строение стеклопакетов из самого современного алюминиевого профиля. Они будут очень большие, энергосберегающие, солнцезащитные.

За счет них фронтальная часть будет полностью прозрачная – начиная от земли и заканчивая коньком крыши второго этажа. Эта тема про то, что люди, которые будут приобретать это жилье, будут иметь потрясающий вид из своего дома. Сейчас все проектные работы закончены, получено разрешение на строительство. Начато возведение выставочного коттеджа. В «Бризпарке» будет ряд строительных фишек, которые на Урале еще никто не применял. Проект отталкивается от одной базисной вещи – теплотехники. Кроме стандартных коммуникаций в поселке предполагаются автономные источники электричества и газоснабжения, тепловые насосы, солнечные батареи на крышах. Надеюсь, что все у нас получится и «Бризпарк» станет отправной точкой для других долгоиграющих проектов.

Про долгоиграющий бизнес. И не только. 

То есть вы сознательно диверсифицируете ваш бизнес?

– Разумеется, ничего не бывает навсегда, но если какое-то дело получается хорошо, его нужно развивать. К сожалению, а может быть, и к счастью, такие проекты не выстреливают быстро. Поэтому, вкладываясь, я вынужден постоянно думать над тем, чтобы создать классный и полезный продукт, который нужен людям и который будет пользоваться спросом. Например, в 2018 году я принял участие в проекте по сельскому хозяйству. Мы с партнерами решили выращивать овощи – купили технику, засеяли довольно большие площади земли, собрали урожай. Но финансово этот проект был не слишком успешным, потому что в тот год не удалось получить хороших цен на урожай. И именно потому, что мы не получили сразу какого-то глобального эффекта, мы вынуждены были двигаться дальше и думать о вариантах развития. Как следствие, сейчас созданы две компании – «Агратор» и «Опцион-технолоджи».

«Агратор» занимается разработкой и развитием мобильного приложения «Фермер-маркет» по адресной доставке свежей фермерской продукции. Мне это интересно, я вижу в этом будущее и готов вкладываться в развитие. В «Опцион-технолоджи» на основе интернет-площадки развиваем некий виртуальный фонд взаимопомощи. То есть люди, когда хотят участвовать так или иначе в каком-то фермерском бизнесе, могут выступить его инвесторами. Но самое главное, там мы занимаемся разработкой аппаратной модели ведения бизнеса. То есть ищем возможности, как при участии различной автоматики и возможных дронов полностью оцифровать процесс посевной и уборочной. При этом минимизировать потери по урожаю, болезням, последствиям засухи.

По большому счету, это все уже работает. Но мы постоянно развиваем эти сервисы, пробуем и экспериментируем.

У вас есть помимо бизнеса доля благотворительных проектов. Как вы пришли к участию в них?

— Благотворительность – это осознанно. У нас давно сложилась традиция: вот открывали мы в каком-то регионе филиал и считали своим долгом взять шефство над детским домом или приютом на этой территории. Например, подарки купить детям к Новому году. Потом я где-то почерпнул такую мысль, что порыв — это хорошо, но помогать надо обдуманно. Это самый простой и, как следствие, самый распространенный вид помощи. И как итог – гора конфет, от которых детям далеко не всегда есть польза. И есть риск того, что помощь не дойдет по адресу. И спустя некоторое время я решил сменить подход. Работая с теми же детскими домами и интернатами, я уже адресно пытаюсь понять, кто и в чем нуждается. То есть мы приходим и спрашиваем — в чем нужда, что требуется на сегодняшний момент прежде всего. Провести ремонт, текстиль поменять, приобрести мебель… И на самом деле, чем ты больше делаешь, тем больше люди обращаются за помощью. Нам поступает довольно много просьб — например, помочь в восстановлении храма, в строительстве приютов, приобрести коляску инвалидную или еще какое-то средство реабилитации для ребенка. Как правило, мы не даем напрямую денег. Но мы просим счет и оплачиваем непосредственную вещь или услугу напрямую поставщику. Я лично уже не первый год являюсь официальным попечителем фонда «Родная», который реализует проект помощи тяжелобольным детям «Добрые среды», там просто уникальные люди подобрались. Возможно, мы не можем помочь всем нуждающимся в этом, но по возможности стремиться к этому – уже серьезный шаг.

Карина Смольникова

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.