Сотовые операторы мобилизуют Интернет

zapevalova@dkchel.apress.ru эксперты Вячеслав Бежин директор филиала ОАО «МТС» в Челябинской области Леонид Вахрамеев председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» Владислав Гуцул коммерческий

Операторы сотовой связи начали беспрецедентную активность в сегменте широкополосного доступа в Интернет. На рынок регулярно выводятся новые продукты, внедряются более современные технологии. Сегодня игроки делают ставку на связь третьего поколения — по распространенному мнению, ее внедрение в корне изменит общую ситуацию, сделав сотовых операторов косвенными конкурентами для классических интернет-провайдеров.

zapevalova@dkchel.apress.ru

эксперты
Вячеслав Бежин
директор филиала ОАО «МТС» в Челябинской области
Леонид Вахрамеев
председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Владислав Гуцул
коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон — Урал»
Олег Перминов
начальник отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязь­информ»
Сергей Урманчеев
коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом»

 

Сколько сотовым операторам приносит интернет-провайдинг?
Зачем компании вкладывают миллионы в сети 3G?
Когда федеральные сотовые операторы начнут поглощать региональных провайдеров?

 

Вначале августа компания МТС объявила о намерении в скором времени запустить в Челябин­ске в эксплуатацию сеть 3G, обеспечивающую абонентам мобильную связь треть­его поколения (подробности см. в «ДК» № 29 от 18 августа 2008 г.). Подобные планы вынашивают и два других федеральных оператора — «МегаФон» и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), по словам руковод­ства, в течение ближайшего полугодия их 3G-сети также заработают в столице Южного Урала.

Скорость передачи данных в сетях треть­его поколения составит порядка 3,6 Мб/с, а в перспективе она может быть увеличена до 7,2 Мб/с. По мнению экспертов, появление новой технологии в корне изменит рынок сотовой связи и будет способствовать росту многих его сегментов. Игроки рассчитывают, что появление 3G-сети подстегнет развитие одного из самых перспективных направлений их деятельности — широкополосного интернет-доступа. «К 2011 г. объем рынка мобильного Интернета в России достигнет $4,5 млрд. Этот сегмент станет главным драйвером дальнейшего роста сотовых операторов», — заявляет ВЯЧЕСЛАВ БЕЖИН, директор филиала ОАО «МТС» в Челябинской области.

Мобильный Интернет лидирует по темпам роста в сегменте допуслуг

По данным исследования агентства ComNews Research, в I квартале 2008 г. неголосовые услуги (VAS) заняли 15,2% в общем доходе отечественных сотовых операторов. Их объем составил около $926 млн, за последний год он увеличился на 46%. Лидер сегмента VAS — компания МТС: сегодня ее доля по России составляет 32%. Второе место делят между собой операторы «Вым­пелКом» и «МегаФон» — каждому из них принадлежит по 28,7% (см. «Детали» на стр. 26). Аналитики дают радужные прогнозы относительно будущего рынка VAS: в условиях насыщенности сегмента голосовых услуг он в скором времени станет основной ареной борьбы для игроков.

Из всего спектра дополнительных услуг наибольшие темпы роста сего­дня показывает мобильный Интернет: по сравнению с IV кварталом 2007 г. доходы сотовых компаний в этом сегменте увеличились примерно на 31% и составляют четверть рынка VAS в денежном выражении. Аудитория российского мобильного Интернета превышает 17 млн человек. Как отмечает ОЛЕГ ПЕРМИНОВ, начальник отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ», эта услуга по-прежнему относится к дополнительным, но по востребованности уступает лишь голосовому соединению и SMS-сервису. «Сегодня сотовую компанию, не предоставляющую доступ в Интернет с мобильника, вряд ли можно назвать высокотехнологичной», — подчеркивает г-н Перминов.

Операторы, работающие в Челябин­ске, отмечают, что на Южном Урале спрос на мобильный Интернет показывает такой же устойчивый рост, как в целом по России. ВЛАДИСЛАВ ГУЦУЛ, коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон — Урал», оценивает объем местного рынка в 2007 г. приблизительно в 100 млн руб. «В нашей компании объем выручки от GPRS-трафика по услуге «Мобильный Интернет» в июне 2008 г. вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. И такой рост мы наблюдаем не первый год. В 2008-2009 гг. ожидается еще большее увеличение доходов от этого направления дополнительных услуг», — улыбается г-н Гуцул. В ОАО «Уралсвязьинформ» (торговая марка Utel) также говорят о росте популярности мобильного Интернета. По словам Олега Перминова, за последний год объем ежедневного трафика в компании увеличился в 2,6 раза, а количество абонентов, зарегистрированных в сети GPRS, — в три раза.

Сегодня в Интернет при помощи сотового телефона выходит около 10% населения Челябинской области, говорят эксперты. По их мнению, есть несколько основных причин для взрывного развития мобильного Интернета. Первая — это общее распространение стационарного широкополосного доступа во Всемирную сеть. Во-вторых, на ситуацию положительно влияет внедрение новых технологий, обеспечивающих высокую скорость передачи данных, и одновременно снижение цен на телефонные аппараты, поддерживающие такие технологии. Третья причина — снижение розничных цен на мобильный Интернет и появление безлимитных тарифов, которые операторы вводят для привлечения клиентов. Особенно большой потенциал игроки видят в абонентах, у которых нет возможности пользоваться стационарным Интернетом. «По нашим данным, почти половина владельцев домашних компьютеров в настоящий момент не выходит в сеть. При этом 38% из них заявляют, что у них нет для этого технической возможности. Действия сотовых операторов сегодня направлены на то, чтобы удовлетворить эту потребность», — говорит СЕРГЕЙ УРМАНЧЕЕВ, коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом».

Чаще всего абоненты пользуются мобильным Интернетом с целью развлечения: посещают различные сайты общения, скачивают в сети музыку, игры и картинки (см. «Детали» на стр. 29). Эта картина кардинально отличается от той, что сложилась в странах Европы и США: там мобильный Интернет используют в основном для получения новостей и почты. Аналитики связывают различия с широким распространением на Западе сотовой связи третьего поколения, которая подразумевает более низкую стоимость интернет-трафика. После начала работы сетей 3G в России приоритеты отечественных пользователей в отношении контента, возможно, также изменятся, считают эксперты.

Связь третьего поколения подстегнет развитие рынка

Впервые связь третьего поколения в России была презентована прошлой осенью, когда «МегаФон» запустил услугу на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Затем интерес к новой сфере проявили другие федеральные операторы, и сегодня «большая тройка» активно занимается строительством сетей 3G в крупных городах страны. Условия, на которых операторы получили лицензии на эту деятельность, подразумевают, что сети связи третьего поколения во всех регионах России должны начать функционировать до конца 2009 г.

В строительство сетей компании готовы инвестировать огромные суммы: так, в МТС в течение четырех лет намерены вложить в развитие новой технологии в России около 38 млрд руб. По подсчетам аналитиков ИК «Атон», для полноценного покрытия сети в пределах одного города необходимо не менее $100 млн. На рентабельность такой проект сможет выйти через 2-3 года после начала эксплуатации. Масштабные вложения, необходимые для внедрения связи третьего поколения, заставляют региональных сотовых операторов отодвигать запуск собственных 3G-сетей на неопределенное будущее. Так, Олег Перминов полагает, что пока вкладывать деньги в связь третьего поколения нецелесообразно: «Несмотря на то что скорость передачи данных по технологии GPRS ниже, чем через оптические линии и 3G-сеть, я считаю, что большин­ство абонентов продолжит пользоваться традиционным мобильным Интернетом. Это связано с высоким уровнем проникновения сотовой связи GSM».

Для того чтобы окупить дорогостоящее оборудование, необходимое для функционирования сети 3G, операторы должны будут загружать ее «тяжелым» контентом. Основной услугой станет мобильная передача видео: видеозвонки и проведение телеконференций. Также через сеть нового стандарта можно будет прослушивать радио и смотреть потоковое телевидение. Одним из предложений на основе 3G станет доступ в Интернет с помощью модемов, а не сотовых телефонов. Такая технология сможет конкурировать с набирающим популярность Wi-Fi. Подобный проект реализует компания МТС совместно с Microsoft и Fujitsu Siemens Computers: они представляют ноутбук со встроенным модулем 3G. Доступ в Интернет будет предоставляться на базе услуги «МТС Коннект». 3G-модемы, по словам участников рынка, собирается продавать и «ВымпелКом». «Наш по­следний продукт «Билайн Интернет Дома» обеспечивает возможность выхода в сеть со стационарного компьютера или ноутбука посредством технологий передачи данных GPRS/EDGE/UMTS/HSDPA. В комплект входит модем производства компании ZTE или Huawei и наша сим-карта со специальным тарифным планом для передачи данных, — говорит Сергей Урманчеев. — В дальнейшем мы будем разрабатывать и другие подобные проекты в области мобильного Интернета». Остальные крупные операторы также говорят о скором выводе на рынок неких уникальных продуктов на базе 3G, их продвижение начнется после коммерческого запуска сетей.

Новые технологии будут стимулировать развитие рынка мобильного Интернета и смогут поднять темпы его роста примерно на 30%, отмечают аналитики. Пока преждевременно говорить о том, как изменится соотношение сил на рынке сотовой связи после начала работы 3G. По их мнению, по крайней мере в ближайшие год-два оно останется прежним: ни один из операторов пока не располагает возможностью перетянуть к себе значительное количество «чужих» интернет-пользователей.

Некоторые эксперты ожидают, что конкуренция в будущем перестанет быть внутриотраслевой: сотовые операторы начнут соперничать с классическими интернет-провайдерами. Однако большин­ство игроков отмечает, что мобильный доступ в Интернет вряд ли полностью заменит собой фиксированные сети. Сегодня правильнее говорить о сотрудничестве сотовых компаний и классических провайдеров, по­скольку крупные операторы идут по пути универсализации. «Сегодня мы изучаем все возможности синергии мобильного и фиксированного широкополосного интернет-доступа, чтобы предоставить клиенту полный пакет необходимых ему услуг. Мы собираемся работать в этом сегменте как самостоятельно, так и в партнерстве с другими компаниями», — заявляет Вячеслав Бежин. Среди участников рынка есть мнение, что со временем сотовые компании «большой тройки» закрепятся на рынке фиксированной телефонии и провайдинга и станут основными его игроками, причем они будут оказывать услуги как юридическим, так и физическим лицам — для этого они сегодня активно наращивают ресурсы. Региональные интернет-провайдеры и операторы телефонии будут интегрированы в структуры федеральных компаний. По мнению экспертов, заметные изменения на рынке можно будет наблюдать уже через 3-4 года.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.