Сотовые операторы мобилизуют Интернет

zapevalova@dkchel.apress.ru эксперты Вячеслав Бежин директор филиала ОАО «МТС» в Челябинской области Леонид Вахрамеев председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» Владислав Гуцул коммерческий

Операторы сотовой связи начали беспрецедентную активность в сегменте широкополосного доступа в Интернет. На рынок регулярно выводятся новые продукты, внедряются более современные технологии. Сегодня игроки делают ставку на связь третьего поколения — по распространенному мнению, ее внедрение в корне изменит общую ситуацию, сделав сотовых операторов косвенными конкурентами для классических интернет-провайдеров.

zapevalova@dkchel.apress.ru

эксперты
Вячеслав Бежин
директор филиала ОАО «МТС» в Челябинской области
Леонид Вахрамеев
председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Владислав Гуцул
коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон — Урал»
Олег Перминов
начальник отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязь­информ»
Сергей Урманчеев
коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом»

 

Сколько сотовым операторам приносит интернет-провайдинг?
Зачем компании вкладывают миллионы в сети 3G?
Когда федеральные сотовые операторы начнут поглощать региональных провайдеров?

 

Вначале августа компания МТС объявила о намерении в скором времени запустить в Челябин­ске в эксплуатацию сеть 3G, обеспечивающую абонентам мобильную связь треть­его поколения (подробности см. в «ДК» № 29 от 18 августа 2008 г.). Подобные планы вынашивают и два других федеральных оператора — «МегаФон» и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), по словам руковод­ства, в течение ближайшего полугодия их 3G-сети также заработают в столице Южного Урала.

Скорость передачи данных в сетях треть­его поколения составит порядка 3,6 Мб/с, а в перспективе она может быть увеличена до 7,2 Мб/с. По мнению экспертов, появление новой технологии в корне изменит рынок сотовой связи и будет способствовать росту многих его сегментов. Игроки рассчитывают, что появление 3G-сети подстегнет развитие одного из самых перспективных направлений их деятельности — широкополосного интернет-доступа. «К 2011 г. объем рынка мобильного Интернета в России достигнет $4,5 млрд. Этот сегмент станет главным драйвером дальнейшего роста сотовых операторов», — заявляет ВЯЧЕСЛАВ БЕЖИН, директор филиала ОАО «МТС» в Челябинской области.

Мобильный Интернет лидирует по темпам роста в сегменте допуслуг

По данным исследования агентства ComNews Research, в I квартале 2008 г. неголосовые услуги (VAS) заняли 15,2% в общем доходе отечественных сотовых операторов. Их объем составил около $926 млн, за последний год он увеличился на 46%. Лидер сегмента VAS — компания МТС: сегодня ее доля по России составляет 32%. Второе место делят между собой операторы «Вым­пелКом» и «МегаФон» — каждому из них принадлежит по 28,7% (см. «Детали» на стр. 26). Аналитики дают радужные прогнозы относительно будущего рынка VAS: в условиях насыщенности сегмента голосовых услуг он в скором времени станет основной ареной борьбы для игроков.

Из всего спектра дополнительных услуг наибольшие темпы роста сего­дня показывает мобильный Интернет: по сравнению с IV кварталом 2007 г. доходы сотовых компаний в этом сегменте увеличились примерно на 31% и составляют четверть рынка VAS в денежном выражении. Аудитория российского мобильного Интернета превышает 17 млн человек. Как отмечает ОЛЕГ ПЕРМИНОВ, начальник отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ», эта услуга по-прежнему относится к дополнительным, но по востребованности уступает лишь голосовому соединению и SMS-сервису. «Сегодня сотовую компанию, не предоставляющую доступ в Интернет с мобильника, вряд ли можно назвать высокотехнологичной», — подчеркивает г-н Перминов.

Операторы, работающие в Челябин­ске, отмечают, что на Южном Урале спрос на мобильный Интернет показывает такой же устойчивый рост, как в целом по России. ВЛАДИСЛАВ ГУЦУЛ, коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон — Урал», оценивает объем местного рынка в 2007 г. приблизительно в 100 млн руб. «В нашей компании объем выручки от GPRS-трафика по услуге «Мобильный Интернет» в июне 2008 г. вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. И такой рост мы наблюдаем не первый год. В 2008-2009 гг. ожидается еще большее увеличение доходов от этого направления дополнительных услуг», — улыбается г-н Гуцул. В ОАО «Уралсвязьинформ» (торговая марка Utel) также говорят о росте популярности мобильного Интернета. По словам Олега Перминова, за последний год объем ежедневного трафика в компании увеличился в 2,6 раза, а количество абонентов, зарегистрированных в сети GPRS, — в три раза.

Сегодня в Интернет при помощи сотового телефона выходит около 10% населения Челябинской области, говорят эксперты. По их мнению, есть несколько основных причин для взрывного развития мобильного Интернета. Первая — это общее распространение стационарного широкополосного доступа во Всемирную сеть. Во-вторых, на ситуацию положительно влияет внедрение новых технологий, обеспечивающих высокую скорость передачи данных, и одновременно снижение цен на телефонные аппараты, поддерживающие такие технологии. Третья причина — снижение розничных цен на мобильный Интернет и появление безлимитных тарифов, которые операторы вводят для привлечения клиентов. Особенно большой потенциал игроки видят в абонентах, у которых нет возможности пользоваться стационарным Интернетом. «По нашим данным, почти половина владельцев домашних компьютеров в настоящий момент не выходит в сеть. При этом 38% из них заявляют, что у них нет для этого технической возможности. Действия сотовых операторов сегодня направлены на то, чтобы удовлетворить эту потребность», — говорит СЕРГЕЙ УРМАНЧЕЕВ, коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом».

Чаще всего абоненты пользуются мобильным Интернетом с целью развлечения: посещают различные сайты общения, скачивают в сети музыку, игры и картинки (см. «Детали» на стр. 29). Эта картина кардинально отличается от той, что сложилась в странах Европы и США: там мобильный Интернет используют в основном для получения новостей и почты. Аналитики связывают различия с широким распространением на Западе сотовой связи третьего поколения, которая подразумевает более низкую стоимость интернет-трафика. После начала работы сетей 3G в России приоритеты отечественных пользователей в отношении контента, возможно, также изменятся, считают эксперты.

Связь третьего поколения подстегнет развитие рынка

Впервые связь третьего поколения в России была презентована прошлой осенью, когда «МегаФон» запустил услугу на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Затем интерес к новой сфере проявили другие федеральные операторы, и сегодня «большая тройка» активно занимается строительством сетей 3G в крупных городах страны. Условия, на которых операторы получили лицензии на эту деятельность, подразумевают, что сети связи третьего поколения во всех регионах России должны начать функционировать до конца 2009 г.

В строительство сетей компании готовы инвестировать огромные суммы: так, в МТС в течение четырех лет намерены вложить в развитие новой технологии в России около 38 млрд руб. По подсчетам аналитиков ИК «Атон», для полноценного покрытия сети в пределах одного города необходимо не менее $100 млн. На рентабельность такой проект сможет выйти через 2-3 года после начала эксплуатации. Масштабные вложения, необходимые для внедрения связи третьего поколения, заставляют региональных сотовых операторов отодвигать запуск собственных 3G-сетей на неопределенное будущее. Так, Олег Перминов полагает, что пока вкладывать деньги в связь третьего поколения нецелесообразно: «Несмотря на то что скорость передачи данных по технологии GPRS ниже, чем через оптические линии и 3G-сеть, я считаю, что большин­ство абонентов продолжит пользоваться традиционным мобильным Интернетом. Это связано с высоким уровнем проникновения сотовой связи GSM».

Для того чтобы окупить дорогостоящее оборудование, необходимое для функционирования сети 3G, операторы должны будут загружать ее «тяжелым» контентом. Основной услугой станет мобильная передача видео: видеозвонки и проведение телеконференций. Также через сеть нового стандарта можно будет прослушивать радио и смотреть потоковое телевидение. Одним из предложений на основе 3G станет доступ в Интернет с помощью модемов, а не сотовых телефонов. Такая технология сможет конкурировать с набирающим популярность Wi-Fi. Подобный проект реализует компания МТС совместно с Microsoft и Fujitsu Siemens Computers: они представляют ноутбук со встроенным модулем 3G. Доступ в Интернет будет предоставляться на базе услуги «МТС Коннект». 3G-модемы, по словам участников рынка, собирается продавать и «ВымпелКом». «Наш по­следний продукт «Билайн Интернет Дома» обеспечивает возможность выхода в сеть со стационарного компьютера или ноутбука посредством технологий передачи данных GPRS/EDGE/UMTS/HSDPA. В комплект входит модем производства компании ZTE или Huawei и наша сим-карта со специальным тарифным планом для передачи данных, — говорит Сергей Урманчеев. — В дальнейшем мы будем разрабатывать и другие подобные проекты в области мобильного Интернета». Остальные крупные операторы также говорят о скором выводе на рынок неких уникальных продуктов на базе 3G, их продвижение начнется после коммерческого запуска сетей.

Новые технологии будут стимулировать развитие рынка мобильного Интернета и смогут поднять темпы его роста примерно на 30%, отмечают аналитики. Пока преждевременно говорить о том, как изменится соотношение сил на рынке сотовой связи после начала работы 3G. По их мнению, по крайней мере в ближайшие год-два оно останется прежним: ни один из операторов пока не располагает возможностью перетянуть к себе значительное количество «чужих» интернет-пользователей.

Некоторые эксперты ожидают, что конкуренция в будущем перестанет быть внутриотраслевой: сотовые операторы начнут соперничать с классическими интернет-провайдерами. Однако большин­ство игроков отмечает, что мобильный доступ в Интернет вряд ли полностью заменит собой фиксированные сети. Сегодня правильнее говорить о сотрудничестве сотовых компаний и классических провайдеров, по­скольку крупные операторы идут по пути универсализации. «Сегодня мы изучаем все возможности синергии мобильного и фиксированного широкополосного интернет-доступа, чтобы предоставить клиенту полный пакет необходимых ему услуг. Мы собираемся работать в этом сегменте как самостоятельно, так и в партнерстве с другими компаниями», — заявляет Вячеслав Бежин. Среди участников рынка есть мнение, что со временем сотовые компании «большой тройки» закрепятся на рынке фиксированной телефонии и провайдинга и станут основными его игроками, причем они будут оказывать услуги как юридическим, так и физическим лицам — для этого они сегодня активно наращивают ресурсы. Региональные интернет-провайдеры и операторы телефонии будут интегрированы в структуры федеральных компаний. По мнению экспертов, заметные изменения на рынке можно будет наблюдать уже через 3-4 года.

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.