Соцсети вовсе не рупор свободы, а успешный бизнес-проект

История социальных медиа в России тривиальна. Те, кто провел последние пять лет в интернете, из первого ряда видели эволюционный ход от новомодной игрушки к инструменту пропаганды.

Стерилизованное информационное поле и отсутствие дискуссий в Госдуме закономерно вытеснили весь социально-политический пар в Сеть. Народилось целое поколение, для которого онлайн-режим стал ежедневной потребностью, а телевизор, напротив, перестал быть обязательным предметом обстановки квартиры. Соответственно, уровень доверия к СМИ падал, а к сказанному в сети анонимным «френдом» рос с каждым днем.

Можно легко назвать моменты, подтолкнувшие эволюцию социальных медиа в России. Во время пожаров 2010 г. тысячи «виртуалов» на волне борьбы с общей бедой получили возможность более тесного знакомства друг с другом, часто в «реале». Дальнейшее присутствие в интернете приобрело совершенно другой смысл. Участники виртуального общения осознали, что их количество достаточно велико, при необходимости они могут действовать слаженно и вместе. То есть осознали себя силой.

Тем злополучным летом социальные медиа показали себя самым эффективным координатором общественных действий. Именно тогда соцсети перестали быть вещью в себе и стали частью общественно-политического ландшафта, к немалой растерянности многих власть предержащих, которые только что радовались его парковой стройности. Но что самое интересное и важное, эти изменения почувствовали сами руководители и менеджеры соцмедиа. Для них настали просто звездные времена, которые принесли и повышенное внимание СМИ, и, что еще важнее, приток новых и новых пользователей.

Именно это изменившееся самосознание соцсетей спровоцировало события минувшего декабря, когда пользователи с подачи лидеров общественного мнения начали публиковать результаты экзит-пулов в твиттере. Особо массовый характер получили перепосты о «волшебствах». Сложившийся когнитивный диссонанс вытолкнул интернет-активистов на улицу. А менеджеры социальных медиа снова потирали руки. Как и летом 2010-го, им были обеспечены приток новых пользователей и «подкрутка» своих ресурсов через СМИ. В конце января участники IT-рынка сообщили: за первые три недели 2012 года аудитория LiveJournal в России выросла более чем на 50% к уровню аналогичного периода 2011 года.

Что сделали для этого соцсети? В общем-то ничего особенного: разработали и внедрили механизмы упрощенного распространения информации как внутри отдельной социальной сети, так и между таковыми. Правилом хорошего тона для любого сайта, в том числе для официального, стало наличие социальных виджетов, облегчающих репост текста в социальной сети. Причем не дай Бог вам, скажем, прозевать момент, когда у какой-то из сетей случится рестайлинг и изменится ее официальная иконка. Страшный моветон!

Скорость обмена информацией, анонимность пользователей и безусловная вера сетевым авторитетам встревожили власть, и она  воспылала желанием дать адекватный, по ее мнению, ответ. И стали ударными темпами на разных уровнях собираться армии сетевых «хомячков», поднимаясь на борьбу с «бандерлогами». Но в «интернетах», кажется, все просчитали, предвидели и метко нанесли власти второй удар. Еще в ноябре 2011 года в компанию SUP Media, управляющую русским «Живым Журналом», вернулся Антон Носик, известный своей непримиримой позицией по отношению к властям. Этот шаг стал сигналом для сетевой общественности: пользователи вполне могут доверять ЖЖ и быть уверенными, что и их блоги, и персональные данные останутся в сохранности.

Руководство «Вконтакте» не отставало и 8 декабря, показав знаменитый собачий язык спецслужбам, так же дало понять, что группы пользователей, которые стали центром координации протестных действий, останутся вне прикосновенности до тех пор, пока их не признают нарушителями закона. Социальные сети становятся все более удобными и приспособленными для нужд «городских недовольных». И что самое интересное, это будет происходить тем быстрее, чем больше и яростнее власти будут бросать на амбразуру своих «троллей».

Со стороны может показаться, что единственное желание руководителей соцсетей — отстоять гражданские права и свободы, а я вот очень сомневаюсь. Не хочу никого демонизировать, но задайте себе вопрос: кто больше заинтересован в борьбе за «интернеты» и в создании пугающей власть мифа о твиттер-революциях, помимо имеющих заработок на трафике и рекламе? Пока что из всех сражений, развернувшихся на просторах Сети, реальными победителями выходят разве что владельцы социальных медиа. Потому что пользователь любой социальной сети - это бесплатное приложение к ней со стороны реальности, поставщик столь необходимого контента и таких желанных денег.

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.