«Я — продавец идей». ПРАВИЛА бизнеса Егора Хребтова, ГК «Белый кит»

О конкуренции, сверхвысокой марже и цифровой революции в стоматологии, и о том, как находить и удерживать ценные кадры, DK.RU рассказал основатель и генеральный директор ГК «Белый кит» Егор Хребтов.

Егор Хребтов, основатель и генеральный директор группы компаний «Белый кит»:

1. Есть простой способ быстро понять, что за человек перед тобой – спросить, кого он считает своим учителем, чье мнение уважает в сфере своей профессиональной деятельности. И если таких людей нет — это повод задуматься. Как и то, если человека ставит в тупик вопрос, какие книги он считает настольными. В моей жизни первым и, пожалуй, самым главным наставником стал отец. Он из глубинки, родом из простой деревенской семьи и всего в жизни добился сам: учился на вечернем, днем работал столяром, был технарем высокого уровня. Уже став профессором, возглавляя кафедру ракетостроения, он постоянно что-то мастерил: рисовал, лепил, выжигал, резал по дереву уникальные вещи — все в доме было сделано его руками. Так что твердая рука и творческий вкус передались по наследству. Родители сумели разглядеть эту склонность — хотя в собственных детях мы часто не видим предрасположенности, наклеиваем различные ярлыки — и направили в  выборе будущей профессии.

2. Я мог бы не стать стоматологом, но точно открыл бы свой бизнес, просто в иной сфере. Предпринимательский склад ума проявился с детства. Можно вспомнить кучу историй, когда я выступал инициатором очередного «бизнес-проекта» – начиная от торговли цветами и жвачкой до сбора макулатуры. Мы жили на улице Тимирязева, рядом с хладокомбинатом, где легко можно было достать некондиционную фольгу. А для детей советского времени она была очень ценным сырьем для изготовления бомбочек с селитрой. Я сразу смекнул: бобина огромная, в одиночку не поднять. Я — продавец идей. Увидел возможность, собрал пацанов со двора, нарисовал красивое видение — и дело пошло.

Так что дальнейший выбор – заниматься бизнесом, предпринимательством – был предопределен. Мне и сейчас безумно интересно вовлекать людей в общее дело и, если говорить языком бизнеса, находить точки роста, новые рынки, создавать инновационные продукты.

3. Сегодня при выстраивании вектора развития бизнеса приходится опираться уже не только на статистику и маркетинговые исследования, но и на прогнозы футурологов. Мы живем в такое время, когда происходит технологическая революция в информационной сфере: технологии, связанные с интернетом, блокчейн, искусственный интеллект, умные вещи, big data — все это развивается стремительно. Сейчас любая компания должна быть IT-бизнесом. Если у бизнеса нет IT-стратегии, фокуса на автоматизацию, инновационные технологии, у него нет завтрашнего дня.

4. Стоматология — это стык творчества и технологий. Западная медицина — вся в алгоритмах. Может быть, это и правильно. Но сильная медицина, на мой взгляд, хотя и опирается на стандарты и алгоритмы, как и любое дело, но настоящее мастерство – это способность врача обобщать огромное количество данных и выработать творческий подход. Создание зуба – это, по сути, создание микроскульптуры, творческий процесс. Надо уметь творить руками, лепить, уметь различать десятки оттенков белого, желтого, воссоздать анатомию, знать пропорции… Скажем так, это творческо-производственная специальность.

5. Есть мнение, что у стоматологических клиник маржа заоблачная. Это не так. Частная медицина сейчас переживает бурный рост — в прошлом году размер инвестиций в отрасль вырос в шесть раз, открываются специализированные клиники различного профиля, многопрофильные центры. И показатели рентабельности по некоторым направлениям там такие, какие стоматологическим клиникам никогда и не снились.

Стоматологов почему-то совершенно незаслуженно сравнивают с рвачами, якобы мы как сыры в масле катаемся. На самом деле все, что зарабатываем, инвестируем в развитие, а инвестиционная программа всегда нацелена на приобретение инновационного диагностического оборудования.

Наша стоматология сейчас практически полностью перешла на «цифру»: снимаем цифровые оттиски, печатаем на 3D-принтере, проектируем будущий зуб, сценарий операции в CAD – CAM программах, а станок затем по этому файлу выпиливает – все технологии сильно диджитализировались. Результат — качественно иной уровень точности, скорости и эстетики.

6. Концентрация рынка стоматологических услуг растет с каждым годом. В Челябинске нет федералов: все свободные ниши заняли несколько сильных местных игроков. Время от времени возникают демпинговые истории, связанные с эффектом масштаба. Каждая стоматологическая клиника знает, на какие продукты или услуги можно уронить цену без ущерба для бизнеса. Если я хочу продать автомобиль, я сделаю тест-драйв бесплатным. Те, кто не идет в демпинг, руководствуются в своей стратегии не ценой, а ценностью – это то, за что покупатель готов заплатить большую цену, чем, условно говоря, в клинике за углом. В итоге настоящая конкурентоспособность — это способность создавать дополнительную ценность.

7. Сейчас я бы уже не пошел в стоматологический бизнес, десять раз бы подумал. Частная медицина – в принципе капиталоемкая история. Но за последние три-пять лет порог входа в медицинский и, в частности, в стоматологический бизнес скакнул сильно. И новые игроки заходят сразу с большими деньгами, открывая не кабинет no-name, а полноценные клиники с широким спектром услуг, с современным оборудованием. Хорошая идея для старта — занять экспертную позицию в определенной узкой нише или открыть поликлинику, где, возможно, представлено и какое-то смежное направление, например, косметология. А вот клиники премиум-сегмента, как мне кажется, несколько переоценивают емкость ниши. Чтобы наработать бренд, новой клинике придется как минимум два-три года прокачивать рынок, инвестировать значительные средства в маркетинг. Конечно, определенная доля пациентов может идти на конкретного врача, но один в поле не воин.

Так что если и открывать бизнес, то грамотно оценивая риски – есть масса историй, в том числе и в Челябинске, когда новые клиники бесславно закрывались буквально через пару месяцев, в Москве просто огромный вторичный рынок бизнеса.

8. Стратегию бизнеса надо выстраивать на его сильных сторонах. Зачем пытаться перепрыгнуть Майкла Джордана, если вы хорошо стреляете из лука? Фактор конкурентоспособности — это целый комплекc. Бывают, конечно, и более конкурентные рынки, чем стоматологические услуги, но все же насыщенность очень высокая. Кризис, как считается, прошел, и многие стоматологические клиники активизировались с точки зрения инвестиционных программ. «Белый кит» — это горизонтально и вертикально диверсифицированный медицинский холдинг: помимо сети клиник есть и другие направления бизнеса: это и консалтинг, и учебный центр, и серьезное лабораторное производство, и франчайзинг, и IT-проекты. И эта диверсификация дает хорошую устойчивость. В последний кризис средний чек упал, но клиентский поток снизился не принципиально: клиенты делали выбор в пользу неполного лечения, менее дорогих технологий.

9. К открытию первой клиники мы подошли концептуально: начиная от названия и заканчивая основными принципами и позиционированием бизнеса. Это, по сути, была моя дипломная работа на факультете экономики и предпринимательства в ЮУрГУ, в основе которого лежало большое маркетинговое исследование с глубоким анализом рынка. Там было все: ниша, целевая аудитория, продвижение, финансовые показатели, организационный план, кадровый план – словом, все те вещи, о которых рассказывалось в западных учебниках.

Никто в то время в принципе не писал бизнес-план: просто берем и делаем. Что бюрократию разводить, бумагу тратить? А мы писали, считали, выдвигали гипотезы и доказывали их, и это было правильно и тогда, и тем более сейчас.

Когда я получил первую лицензию на стоматологическую клинику, мне было 25 лет. В банках кредиты на стартап, как и сейчас, не выдавали. Продал однокомнатную квартиру, машину, что-то занял у друзей – так и получился стартовый капитал на то, чтобы арендовать небольшое помещение в Торговом центре и открыть клинику.

10. Мы изначально решили, что хотим отличаться, не быть похожими на обычную стоматологию. Поэтому намеренно ушли от всевозможных «дентал», «дантист» в названии. Белый кит – символ возрождения и природы, полумифическое животное, которое ныряет глубоко и обитает в голубых водах океана, где еще никто не бывал, животное со сверхспособностями, обладающее особым чутьем. Правда, первые пару лет нам приходилось отвечать на телефонные звонки: нет, это не рыбный магазин. Но сегодня «Белый кит» — это бренд, символ инноваций, развития, способности анализировать и воплощать в жизнь все самое лучшее и передовое.

11. Собеседования я провожу не по шаблону, не так, как учили на MBA, у меня своя технология. Это не стресс-собеседование, когда кандидата намеренно ставят в неудобную ситуацию, прессуют. Это, скорее, разговор по душам. Один из вопросов, которые я задаю обязательно: кем ты себя видишь, чего ты хочешь добиться через пять-десять лет? Ответы из серии «квартира-машина-дача» — это тоже неплохо, но в моих глазах это не самый определяющий план. Чем более подробно человек способен описать свои мечты и стремления — тем более он осознан и, как следствие, более результативен. Ну, и второй обязательный вопрос: как построен день, чем занят в свободное время?

Увлечения тоже многое рассказывают о человеке и его жизненных ценностях. Как говорил мой учитель, все проблемы людей — от смутных ценностей и неясных целей.

12. Быть на острие не всегда благодарно: возникают последователи, которые учатся на твоих ошибках, пользуются твоими достижениями. Но это единственный способ оставаться в бизнесе — всегда идти на шаг впереди. Каждый сотрудник в моей команде должен быть, безусловно, в чем-то лучше, чем я, и не бояться вызовов. Высокая зарплата не всегда является определяющим фактором. Должна быть корпоративная культура, стратегия, которая позволяет сотруднику знать: если он будет с этой командой, то сможет прокачать свои профессиональные навыки в той или иной сфере, и сам проект подкупает своей амбициозностью. Обратная сторона подхода: в какой-то момент сотрудники неизбежно «перерастают» и уходят в конкурирующие компании, открывают свой бизнес. Но не уходит наша корпоративная культура: создавать тенденции, а не следовать им. Это не копируется. Так что мы были и остаемся кузницей кадров.

13. Убежден, что в бизнесе и в жизни настоящий успех не построить, если поступать так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой. Все рано или поздно прилетит бумерангом.

14. В бизнесе должны быть проекты социальной направленности. Сейчас это уже вопрос не только совести, но и маркетинга. У нас в компании традиционно ведется работа по поддержке сирот из детских домов. Мы сотрудничаем с детскими образовательными учреждениями и в волонтерском режиме проводим уроки здоровья для детей и родителей, участвуем в благотворительных проектах по посадкам деревьев, планируем запускать проект профориентации для подростков. Я сейчас ребенку читаю книгу «Профессии будущего»: это же так интересно — что будет актуально, например, в 2020 году. Там сказано, что специалист по организации частных партнерств в социальной сфере или эко-вожатый — это те профессии, которые будут в будущем. Получается, что мы в тренде.

Текст подготовлен в рамках проекта «Правила»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.