«Самое плохое, что можно сейчас сделать — начать поднимать цены», — Михаил Кучмент, Hoff

При каких условиях можно купить IKEA, почему разрешение на работу непродовольственной торговли бессмысленно, и бояться ли производителей мебели из Беларуси — об этом рассказывает основатель Hoff.

Михаил Кучмент, сооснователь сети гипермаркетов Hoff:

— Ситуация очень сложная. Непродовольственный ритейл борется с тремя факторами. Первое: непродовольственные магазины закрыты во всех регионах. Второе: очень сильное снижение платёжеспособного спроса. И третье: девальвация рубля может привести к повышению цен, и это на самом деле уже происходит, потому что во многих товарах есть импортная составляющая.

Например, в нашей мебели доля российского производства — 86%, то есть зависимость от импорта, казалось бы, не такая высокая. Но даже в мебели, которая производится в России, используется импортная фурнитура. Импортная составляющая даже при подавляющем российском производстве может быть от 15 до 30%. Сейчас мы в постоянных переговорах с поставщиками — это порядка 200 фабрик по России: ищем варианты, чтобы повышение себестоимости не привело к удорожанию товара для конечного покупателя. Где-то жертвуем маржинальностью, нет других вариантов. На фоне резкого снижения платёжеспособности населения самое плохое, что можно сделать, — начать поднимать цены.

Этот кризис, или, как некоторые говорят, «война», разделит компании на цифровые и традиционные. Мы находимся на высокой стадии цифровой трансформации, благодаря чему удаётся сохранить примерно 30% продаж. До вируса доля онлайна была 15-16%. Правда, есть и смещение в сторону более дешёвых товаров. Особенно это видно в регионах. 

Решение правительства о льготной ипотеке по ставке 6,5% подстегнёт строительную отрасль. Мы, безусловно, от этого зависим: если будет вводиться меньше жилья, это прилетит сначала в сегмент DIY — «Леруа Мерлен» и так далее, а дальше — крупным мебельным сетям.

Конечно, большая проблема — платёжеспособный спрос, и основные меры поддержки должны быть направлены туда. Если посмотреть на то, что происходит в Германии и в ряде европейских стран, то политика простая: компания на свой счёт получает 80% денег, которые выплачивает сотрудникам. При такой системе нет безработицы и сохраняется платёжеспособный спрос, потому что деньги доходят до конечного пользователя. У нас мер недостаточно, это может привести к росту безработицы, цепочке банкротств. Проблема уже не в том, когда закончится карантин — 15 июня или 15 июля. Проблема в том, как долго экономика будет выходить из кризиса.

Даже если мы будем сидеть с нулевой платой за аренду и платить только за коммуналку, при падении продаж на 50% бизнес будет убыточным. Мы общаемся с другими бизнесами и понимаем: сейчас вообще нет смысла сидеть с открытыми магазинами, всё равно поток будет очень низким.

И мы видим, что происходит в странах, которые уже открылись после карантина. Там трафик в торговых центрах всё равно крайне низкий. Люди всё равно сохраняют опасения по поводу посещения людных мест. Доходы падают.

Думаю, платёжеспособный спрос упадёт минимум на 20% в среднем, но на категорию непродовольственных товаров удар придётся более сильный. Потому что в потребительской корзине 50% составляют расходы на продукты и коммуналку.

Самый простой способ остаться на плаву — бороться за продажи: рынок есть, и даже при закрытых магазинах, только в онлайне можно занять свою долю. Да, конечно, у онлайн-кинотеатров себестоимость услуг гораздо меньше, поэтому они могут себе позволить раздавать подписку. Но и мы стараемся быть сегодня более агрессивными, снижаем цены. В Москве, Питере, Екатеринбурге культура онлайн-заказов достаточно развита.

Аренда — это 30% расходов. И даже несмотря на то, что магазины закрыты, есть нехорошие люди, которые даже задирают ценник. И очень удручает, что у них есть механизмы легально получать плату за площади в этой ситуации. Если мы не договоримся по аренде, просто не будет открывать магазины. Катастрофы удастся избежать, если мы сильно ужмёмся в арендных платежах. Мы для арендодателя — якорь. Если к нам не придёт 70 тыс. человек, то эти люди не придут в торговый центр в принципе и не купят ничего в других магазинах.

В целом, на рынке недвижимости высвобождается большое количество коробок. Продовольственные гипермаркеты — в очень плохом состоянии, клиенты оттуда перетекают в магазины у дома. Судьба гипермаркетов под большим вопросом. Появляются новые формы недвижимости, и нет дефицита: если где-то не сложилось, мы с большим удовольствием можем переехать.

Безусловно, IKEA — наш основной конкурент. И у западных компаний запас прочности выше. Но я думаю, что на своём рынке мы работаем лучше зарубежных компаний, потому что мобильнее и быстрее выводим товар на рынок. И если бы IKEA приняла решение уйти с российского рынка и предложила: «Мы уходим, но вот франшизу оставим». Наверно такой бизнес можно было бы взять, но это всё теоретически.

Российские производители мебели более конкурентоспособны по цене, и не существует риска захвата рынка белорусскими производителями. Потому что в мебели очень важна логистика. Если на Урале продавать диван, который производят в центральной России, удорожание составит 10%. Допускаю, что в какой-то момент — так как неизвестно, когда откроется Европа — объём экспорта мебели превысит объём импорта.

Текст написан на основе выступления Михаила Кучмента на Synergy Online Forum

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Металлурги прогнозируют кризис в отрасли в течение всего 2026 годаМеталлурги прогнозируют кризис в отрасли в течение всего 2026 года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.