Подписаться
Курс ЦБ на 30.11
74,98
84,48

Рынок лизинга выезжает на легковых авто

По данным РА «Эксперт», в 2007 г. объем нового бизнеса на российском лизинговом рынке составлял 997 млрд руб. Уже в следующем году, с началом кризиса, рынок просел на 29%. В 2009 г., за первые 9 м

После нескольких лет бурного роста рынок лизинга упал почти в 2 раза. Больше всего пострадали такие отрасли, как промышленность и строительство, раньше обеспечивающие игрокам многомиллионные контракты. Спасительной «подушкой» для лизинговых компаний оказалось то, с чего они начинали — легковые автомобили. Однако игроки считают, что легковой транспорт не «вытянет» рынок из кризиса. Под силу это лишь спецтехнике.

По данным РА «Эксперт», в 2007 г. объем нового бизнеса на российском лизинговом рынке составлял 997 млрд руб. Уже в следующем году, с началом кризиса, рынок просел на 29%. В 2009 г., за первые 9 месяцев, по объему нового бизнеса рынок сократился на 69,4% по сравнению с тем же периодом 2008 г. и составил 185 млрд руб. По оценкам директора филиала г. Челябинска «Балтийский лизинг» Марата Шафикова, за год рынок упал в 2-2,5 раза. Многие лизинговые компании практически прекратили финансировать новые сделки и сокращали филиальные сети. Требования лизинговых компаний к клиентам значительно ужесточились, и взять теперь имущество в лизинг так же легко, как раньше, не получится. Единственным сегментом, в котором участники рынка были готовы идти на послабления, оказался лизинг легковых автомобилей. Спрос на машины оказался гораздо стабильнее, чем в других сегментах, а сами сделки представляли для компаний меньший риск.

Компании устояли
Больше всего лизинговый рынок «подрезал» крах строительной сферы и грузового транспорта. По оценкам Дмитрия Митронина, директора челябинского филиала «Халык-Лизинг», до кризиса локомотивами роста были рынки строительной спецтехники и грузового транспорта. Большая часть заказов поступала именно из этих сфер. С началом кризиса ситуация изменилась: рынок строительной спецтехники упал сильнее всего и потянул за собой вниз лизинговый бизнес. Как отмечает Марат Шафиков, о том, насколько упала строительная сфера и грузоперевозки, можно судить по количеству изъятой у них техники и тяжелого грузового транспорта: «За год сформировался целый вторичный рынок изъятого имущества, который сейчас начинает распродаваться».
Лизинговые компании остались на рынке во многом за счет диверсификации портфелей. «У абсолютного большинства лизинговых компании доля строительных организаций занимала в портфеле до 50%, а иногда и больше. Крах строительства нанес серьезный удар по этим компаниям»,— замечает генеральный директор компании «Транслизинг» АНДРЕЙ БЕЛОГЛАЗОВ. Часть компаний сворачивала свою филиальную сеть, минимизировала расходы, некоторые игроки были вынуждены уходить с рынка.
Меньше всего изъятий оказалось среди легкового транспорта. Директор компании «УралПромЛизинг» АНТОН ГУГНИН подтверждает: в его компании таких случаев практически не было. «Изъятия и возвраты из-за неплатежей касались в основном техники и оборудования. Как ни странно, за легковые автомобили клиент держится до последнего, и все, кто приобретал легковой автомобиль в лизинг у нас, продолжали вносить платежи»,— уточняет г-н Гугнин. Директор челябинского филиала ГК «Ураллизинг» ВИКТОР КАШИН добавляет, что за 5 лет существования челябинского филиала случаев с возвратом легкового транспорта было всего два или три: «Нельзя сказать, что кризис радикально изменил ситуацию: у людей не исчезла потребность в транспорте, меньше ездить не стали».
Важным фактором, на который стали обращать внимание лизинговые компании, стала ликвидность имущества— и здесь автомобили оказались наиболее выгодными объектами. «Если раньше ликвидность не имела большого значения, то последний год показал, что такая проблема и связанные с ней риски существуют»,— замечает Виктор Кашин. К примеру, его компания на сегодняшний день осторожно относится к сделкам по котельному оборудованию, потому что оно считается неликвидным имуществом. На другом полюсе ликвидности стоят легковые автомобили, считает менеджер по связям с общественностью компании «Каркаде» ОЛЬГА КОНОНЕНКО. «Легковые автомобили являются высоколиквидными активами, и в случае дефолта клиента изъять и реализовать легковой автомобиль на вторичном рынке гораздо проще, чем, например, узкоспециализированное оборудование или строительную технику»,— объясняет она. Учитывая этот фактор, некоторые игроки готовы при сделках по легковым автомобилям шли навстречу клиенту. По словам Марата Шафикова, компания «Балтийский Лизинг» при заключении подобных контрактов предъявляет более мягкие требования к лизингополучателю: лояльнее рассматривается кредитная история клиента, ускоряются сроки заключения сделки, снижается сумма первоначального аванса.
Легковые автомобили спасают рынок
Сегмент легкового транспорта во многом явился той спасительной «подушкой», которая сумела поддержать лизингодателей. По словам Марата Шафикова, 2009 г. прошел под эгидой легковушек— спрос на них был самый стабильный, а вот новых запросов по оборудованию почти не поступало. Ольга Кононенко иллюстрирует стабильность лизинга автомобилей тем, что в 2009 г. на общероссийском рынке в сегмент автотранспорта пришли новые игроки, до этого вообще не занимавшиеся этой сферой.
Марат Шафиков отмечает, что на ситуацию повлияло то, что автодилеры готовы были делать большие скидки: «Рынок автотранспорта существенно упал, и дилеры, чтобы продать свои машины, проводили специальные акции, снижали цены, отчего стоимость на автомобили падала на десятки процентов. Все это сыграло роль в том, что многие компании решили приобрести себе транспорт». По мнению Виктора Кашина, все, кто планировал покупать или менять себе автомобиль, не отказались от своих намерений.
Спрос приходился, в основном, на автомобили премиум-класса. Так, в «Балтийском Лизинге» основными заказчиками были руководители компаний и топ-менеджеры, говорит Марат Шафиков: «Директора привыкли ездить на хороших автомобилях, привыкли к комфорту, и их уже не пересадишь на дешевые машины. Они заказывали автомобили под себя, поэтому cреди марок популярностью пользовались представительские BMW, Volvo, Audi». Антон Гугнин комментирует: «Для многих сегодня автомобиль— это часть имиджа. Поэтому брали и Toyota Camry за 1 млн руб., и Infinity за 2,5 млн. Все зависело от желания и возможностей человека и его бизнеса».
Спрос на автомобили поддерживали, главным образом, компании пищевой и торговой отраслей. Виктор Кашин связывает это с тем, что эти сферы меньше всего затронул кризис: «Эти сферы чувствовали себя хорошо, поэтому брали в лизинг автомобили и представительского класса, и коммерческий транспорт, представленный, в основном, легкими грузовыми авто». Ритейлеровым сетям, пищевой отрасли, сфере услуг требовался транспорт для перевозки своих грузов по городу, поэтому внутригородские перевозки, в отличие от межгородских, чувствовали себя более-менее хорошо, поясняет эксперт. По словам г-на Кашина, эти компании, как правило, заказывали малотоннажный грузовой транспорт типа «Газелей» и Ford Transit.
Поможет техника и грузовой транспорт
Хотя спрос на легковые автомобили и поддерживал весь год лизинговый рынок, он не способен вывести его из кризиса, считают эксперты. «Как показал опыт 2009 г., сегменту легкового транспорта не «вытянуть» на себе весь лизинговый бизнес,— анализирует Марат Шафиков.— Причина— в низкой стоимости сделок по машинам. Если сделка по оборудованию составляет несколько миллионов рублей, то средняя сделка по легковому транспорту— всего полтора миллиона».
Улучшение ситуации на рынке лизинга игроки связывают с ростом в строительной сфере и промышленности. Антон Гугнин: «Точки роста— это, прежде всего, жилье, в том числе и в Челябинске, которое влияло на экономику города. Бурный рост начнется, когда люди станут активно покупать квартиры, не только в ипотеку, но и за счет личных средств». Марат Шафиков связывает ожидания лизинговых компаний с возрождением промышленности и, как следствия, спроса на оборудование и спецтехнику. «В свою очередь, предприятия тоже ждут от лизинговых компаний послаблений в плане процентных ставок и сроков рассмотрения сделок»,— добавляет он.
Во многом ситуация с лизингом будет зависеть и от действий государства. Так, Андрей Белоглазов полагает, что отрасль выведет из кризиса изменения порядка уплаты НДС лизинговыми компаниями. «Сейчас у лизинговых компаний остался достаточно большой входящий финансовый поток. Ничего с этого потока не приобретая, лизинговые компании вынуждены отдавать огромные НДС, что делает лизинг дорогим и для клиентов, и лишает капитала лизинговых компаний»,— говорит он. Виктор Кашин полагает, что ситуация будет зависеть от того, в какой сектор экономики государство направит инвестиции. Та сфера и сможет «вытянуть» на себе рынок лизинга. Важным фактором, по его мнению, является также стоимость заемных средств, от которых зависит и лизинговая ставка. «Что может заставить банк снизить ставки? Только государство, снизив ставку финансирования»,— утверждает он.
Нынешний год игроки связывают пусть и с небольшим, но улучшением. Марат Шафиков говорит, что сейчас начали поступать обращения по покупке оборудования: «Это значит, что у предпринимателей появилась уверенность, что можно развиваться. Если учитывать, что в 2009 г. таких обращений были единицы, то можно говорить, что сейчас спрос на эти объекты поднялся в разы». В компании «Каркаде» говорят, что автолизинг также будет расти и ожидаемый рост в 2010 г. составляет 10-15%. «Бизнес не может вечно придерживать деньги, необходимо вкладывать их, обновлять парк оборудования и транспорта,— замечает Дмитрий Митронин.— Те предприятия, которые в прошлом году вообще заморозили свои инвестиционные проекты, в этом году начинают потихоньку их реанимировать». По его подсчетам, рынок лизинга в этом году по сравнению с прошлым подрастет на 20%.

Больше всего контрактов приносит автотранспорт
Структура рынка лизинга по количеству контрактов за 9 месяцев 2009 г.
Самое читаемое
  • Двух руководителей челябинского завода отправили в колониюДвух руководителей челябинского завода отправили в колонию
  • Бывший вице-мэр Челябинска Олег Извеков стал фигурантом нового уголовного дела о взяткеБывший вице-мэр Челябинска Олег Извеков стал фигурантом нового уголовного дела о взятке
  • Известный челябинский рок-музыкант зарегистрировал свой псевдоним как товарный знакИзвестный челябинский рок-музыкант зарегистрировал свой псевдоним как товарный знак
  • За езду по «выделенкам» на Комсомольском проспекте начнут штрафовать в декабреЗа езду по «выделенкам» на Комсомольском проспекте начнут штрафовать в декабре
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.