В современных экономических условиях предприматели оптимизируют затраты на аренду офисов. Один из вариантов - работа в формате home-office. DK.RU выяснил "плюсы" и "минусы" офисов на дому.
«Плюсы» работы на дому
Опрошенные DK.RU бизнесмены, которые имеют опыт перевода сотрудников на домашний офис, рассказывают, что им удается, в частности, экономить на аренде. Так, директор одного молодежного IT-центра Игорь Утманов говорит, что его знакомые предприниматели из сферы интернета, переехавшие в офисы в квартирах, смогли сэкономить на аренде в месяц около 40 тыс. руб. Ещё одним выгодным вариантом размещения офиса компании предприниматель называет коворкинг-центры. Так, по его словам, средняя стоимость одного рабочего места в красноярских коворкингах - 3000 рублей в месяц.
Президент компании "Humanökologie e.V." Лора Калер говорит, что переведя сотрудников на удаленную работу, кроме аренды, она смогла сэкономить на расходных материалах, на коммунальных услугах, на бухгалтерии и на корпоративах. К тому же, найти удаленного сотрудника проще, так как нет привязки к определенному городу.
Соучредитель "Женского дела" Ксения Павлова рассказывает, что перешла на формат home-office в прошлый кризис в 2008 г.
- Это дало возможность сохранить компанию и даже повысить зарплаты. Когда ситуация улучшилась, снова сняла офис, но команда стала работать хуже. Хоум-офис при ответственном подходе - это минимум отвлечений: никаких перекуров, чаев, даже пообедать можно за компьютером. Это экономия времени на сборы и дорогу. Это уют, в конце концов.
По мнению председателя совета директоров ОАО (ПАО) «Объединенная Микрофинансовая Корпорация» (ОМФК), первого Вице-президента ОПОРЫ РОССИИ Павла Сигала, инициатива перейти на работу из дома чаще всего исходит от сотрудников.
- Часть работников считает, что они экономят на проезде, на питании и т.д. Здесь есть определённые плюсы - некая экономия затрат в условиях не повышения зарплат. Минусы состоят в том, что немногие могут дома сосредоточиться и так же эффективно работать, как и на работе. Слишком много факторов, которые отвлекают.
Маркетинг-директор холдинга по трудоустройству Jobmax.ru & Careerist.ru Ольга Шестопалова отмечает, предприниматель, в свою очередь, экономит на организации рабочего места для сотрудников и чаще всего, отпадает необходимость в предоставлении социальных гарантий. При этом сотрудники, работая в таком формате, экономят больше.
- В первую очередь он (сотрудник – прим. ред.) экономит на проезде. Даже если брать во внимание только один вид транспорта, то по итогам месяца выходит внушительная сумма сбережённых средств. Следующим не менее важным преимуществом является экономия времени: отпадает необходимость добираться в офис. Добавьте сюда комфорт домашней обстановки, возможность не заботиться о дресс-коде и строгом рабочем графике. Надо сказать, что подобный режим идеально подходит для творческих профессий.
Руководитель направления по связям с общественностью Job.ru Анна Чуксеева добавляет, что переход на домашний офис – решение для многих компаний и не только в кризис.
- Это помогает сэкономить на офисном пространстве и оптимизировать издержки. Для того, чтобы переход прошел без потери качества работы, важно понимать, какие категории сотрудников можно перевести на удаленку и как управлять их работой. Такой переход, скорее всего, потребует четко прописанных KPI, если их не было ранее, дополнительной отчетности, - отмечает Анна Чуксеева.
Подводные камни
Генеральный директор PR Partner Инна Алексеева рассказывает, что 2008 г. она переходила на формат офиса на дому, но через полгода отказалась от этой идеи. Такой формат работы не устроил сотрудников, которым хотелось работать в бизнес-центре, а не в квартире. Причем, сотрудникам было предложено увеличить зарплату до 500 долларов, но этому условию они предпочли работу в офисе.
- Сотрудники ответили, что не хотят работать из дома, как фрилансеры, а хотят ходить на работу и выгуливать платья, общаться каждый день.
Генеральный директор «Фотобанк Лори" Ирина Терентьева добавляет, что личный опыт ей показал, что работать удаленно могут далеко не все. Поэтому на поиск сотрудников уходит много времени.
Лора Калер ещё одним минусом называет невозможность контролировать рабочий процесс сотрудника.
- Невозможность контролировать действительно ли человек работает и у него что-то не получается или стопорится, или занимается своими делами и просто придумывает причины, почему работа не выполнена к заданному сроку.
PR-директор группы компаний Шаг Инна Власова советует в этом случае предлагать сотрудникам сдельную оплату труда - платить зарплату в зависимости от результатов работы.
- Эффективно управлять коллективом мне помогает назначение KPI, регулярные сессии в skype и crm-система, в которой хранятся все проекты, легко назначать исполнителей, контролировать работу, - говорит директор PR-агентство Zebra Company Вероника Кириллова, работники которой работают в режиме home-office.
Анна Чуксеева отмечает, что сложно переходить на домашний офис, если работа связана с процессом, так как сложно проследить, насколько качественно будет она исполняться. Работать удаленно могут копирайтеры, дизайнеры, менеджеры по продажам. Для большинства же сотрудников необходимы хотя бы периодические встречи всем коллективом.
- Сотрудникам все равно нужно общаться с коллегами, чтобы эффективно работать. То что нельзя решить многодневной перепиской, может быть решено одной общей встречей. В таком случае, часть компаний практикует гибкий офис. Большинство сотрудников трудится удаленно в свободном режиме, но приезжают в офис на встречи, собрания, - рассказывает Анна Чуксеева.
Павел Сигал полагает, что тенденций для массового перехода на формат home-office в России нет. Экономия на переводе штата в такой формат невелика.
- Я думаю, что без крайней необходимости, работодатель на это идти не будет. В связи с этим, я не вижу каких-то особых перспектив и тенденций перехода на такой формат работы. Конечно, есть такие профессии в интернет-сфере, некоторые бухгалтерские направления, когда можно работать из дома, удаленно. Но даже в средних компаниях home-работа и home-офисы создают больше неудобств, чем удобств, - заключает Павел Сигал.
Однако Ольга Шестопалова полагает, что переходить на home-office будут чаще.
- По данным статистики, которой располагают Careerist.ru и Jobmax.ru, в 2014 году каждая 12-я компания искала сотрудников для работы в удалённом режиме. Это на 10% больше, чем в 2013 году. В 2015-м году ожидается увеличение количества компаний, которые переведут часть штата на удалённую работу, - говорит Ольга Шестопалова.
Тег: Обзоры DK.RU
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.