РЕАБИЛИТАЦИЯ ЯЙЦА

Единственное, что огорчает Леонида Седова, —- это антияичная реклама в стране, где населению внушают, что есть много яиц вредно. Г-н Седов приводит мировую статистику о потреблении яиц жителями Япо

Президент ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская» Леонид Седов вывел свою компанию на второе место в России по производству яиц, поставил продукцию на полки сетевых супермаркетов в Москве и по всей центральной России и не пускает в свой бизнес олигархов.

Единственное, что огорчает Леонида Седова, —- это антияичная реклама в стране, где населению внушают, что есть много яиц вредно. Г-н Седов приводит мировую статистику о потреблении яиц жителями Японии и Чехии и сожалеет, что россияне так сдержанны в отношении яичницы. «Яйца полезны для здоровья. Я сам ем по 2-4 яйца в день и отлично себя чувствую!» — улыбается он. Недавно журнал «Здоровье» опубликовал итоги многолетнего исследования ученых Гарвардского университета. В течение 14 лет медики наблюдали почти 120 тыс. человек и на огромном массиве статистических данных убедились, что ежедневное потребление 1-2 яиц не принесет большинству людей никакого вреда.

Не отдает прибыль посредникам
Птицефабрика, одна из самых крупных в стране, начала развиваться в 60-е гг. прошлого века, когда появилось правительственное постановление о развертывании вблизи крупных городов строительства огромных животноводческих и птицеводческих комплексов. Предприятие с 1980 г. возглавляет Леонид Седов, при котором и произошел качественный и количественный рывок в производстве. Сейчас агрофирма состоит уже из четырех птицефабрик: к головному предприятию в 1996 г. присоединилась Бутурлинская птицефабрика, в 2007-м— птицефабрика Кудьминская и птицефабрика «Выксово». Кроме того, в структуре компании 18 растениеводческих хозяйств, молокозавод, сеть магазинов и оптовые склады.
«В нашей стране при ненормальных отношениях между производителями, переработчиками и торговлей выживать могут только те предприятия, которые все это имеют в комплексе»,— утверждает г-н Седов. Задачу не отдавать прибыль посредникам он поставил перед собой еще в начале 90-х гг., когда компания стала скупать сельскохозяйственные земли, обыкновенно принадлежавшие обанкротившимся сельхозпредприятиям. «В те далекие 90-е идея отвлечения оборотных средств от прибыльного основного бизнеса и вложение их в непрофильные банкротные активы казалась абсурдом! И действительно, в первые годы наше растениеводство получало убытки, в лучшем случае — нулевой финансовый результат. Но мы не остановились. Сейчас растениеводство обеспечивает сырьем основное производство»,— вспоминает президент агрофирмы.
Однако отсечь посредников в поставке сырья— это еще не все. Леонид Седов задался целью создать собственную торговую сеть, чтобы иметь гарантированный сбыт и не зависеть в полной мере от крупных игроков продуктового ритейла. Сейчас сеть начитывает около 20 магазинов (до 500 кв. м) и несколько десятков их филиалов, в основном расположенных в небольших населенных пунктах Нижегородской области. Магазины торгуют продукцией собственного производства и другими продуктами. Кроме того, в структуре группы 20 оптовых складов в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Кировской и Московской областях. Через них осуществляется реализация яйца в торговые сети и мелкооптовым покупателям. Собственная торговая оптово-розничная сеть продает порядка 60% производимого яйца.
Впрочем, агрофирма работает и с китами продуктового ритейла. «Мы еще лет пять назад решили, что пора всерьез завоевывать российский рынок. В то время стали появляться крупные торговые сети, а им требуются большие объемы поставок. Мелкие производители не спосособны обеспечить их ассортимент заказов», — отмечает г-н Седов.
Главное— увеличить рентабельность
Финансово-экономический кризис железной поступью прошелся по аграрным предприятиям, которые раньше находили средства для развития в кредитовании. По итогам 2009 г. прибыль агрофирмы сократилась вдвое — до 49,771 млн руб. По словам президента группы, снижение прибыли связано с возросшими объемами кредитования и, соответственно, нагрузкой по обслуживанию долга. Ситуация усугубилась осенью 2009 г., когда рост ставок по действующим кредитным линиям составил в среднем 3% годовых. «Все предприятия, которые развивались в рамках нацпроекта, набрали большие кредиты. Но наступил кризис, и банки взвинтили процентные ставки. Если до кризиса кредит выдавали под 1-2% с учетом субсидирования, то, когда увеличились ставки, кредит стал обходиться сельхозпредприятиям примерно в 8%. Одновременно произошло снижение цен на всю сельхозяйственную продукцию, поэтому многие компании оказались в тяжелой финансовой ситуации»,— говорит Леонид Седов.
Сеймовская птицефабрика тоже ощутила на себе всю тяжесть кредитного бремени. Имея кредитные обязательства в размере 2,7 млрд руб., агрокомплексу пришлось затянуть потуже пояс и думать, как спасти производство. Ведь еще в докризисные времена руководство агрохолдинга строило амбициозные планы. Предполагалось к 2012 г. в три раза нарастить объемы производства и стать лидером яичного сегмента в России, завоевав 8-9% рынка. А для этого планировалось еще больше расширять сельхозяйственные угодья. Однако в тяжелых кризисных условиях стратегия компании была пересмотрена в сторону оптимизации производства и сокращения издержек. «Хватит уже наращивать объемы и скупать земли. Сейчас главная задача— увеличивать рентабельность»,— считает г-н Седов.
В ближайшие годы основные силы планируется направить на модернизацию производства. Так, в текущем году на головном предприятии собираются построить два новых птицеводческих цеха, где будет содержаться по 250 тыс. кур. «Сейчас на наших предприятиях в основном небольшие цеха по 35-40 тыс. несушек, которых обслуживает большое количество работников. Новые же цеха за счет более современного оборудования будет обслуживать один человек. Тем самым сокращение себестоимости производства составит порядка 10%»,— поясняет Леонид Седов.
Еще одно направление развития агрофирмы в ближайшем будущем— это глубокая переработка яиц. Сейчас компания уже производит порядка 200 т жидкого меланжа и 60 т яичного порошка в месяц для нужд перерабатывающих предприятий. А к 2012 г. планируется увеличить выпуск жидкого меланжа до 500 т и до 160 т — сухого. При этом г-н Седов намерен расширить рынок сбыта: «Увеличить объемы производства? Нет проблем. Но надо искать новые рынки, чем мы и займемся в ближайшее время».
Сеймовские несушки смотрят в Европу
Европа привлекательна для яичного короля Нижегородской области. С 2006 по 2009 гг. он инвестировал в производство более 2 млрд руб., что позволило увеличить объемы выпуска яйца на 35-40%. В итоге в 2009 г. агрохолдинг произвел около 900 млн яиц, в то время как все российские несушки, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2009-м снесли 39,4 млрд яиц.
Несмотря на то что яйца— достаточно традиционный продукт для россиян и есть в холодильнике каждой семьи, достичь максимальных для производителя показателей, по мнению Леонида Седова, не позволяет недостаточная реклама яичной продукции. «Наоборот, с экранов телевизоров мы то и дело слышим, что употребление яиц вредно для здоровья. Хотя последние исследования ученых показывают, что как раз в яйце содержатся белки и жирные кислоты, которые не только не вредны, но даже крайне необходимы организму»,— утверждает г-н Седов. Кроме того, по его словам, в кризис россияне стали меньше потреблять яиц. Снижение доходов заставило многих экономить даже на привычных продуктах, хотя яйцо — это самый дешевый животный белок, лучше всех других усваиваемый организмом человека.
Подобные тренды, правда, не мешают Леониду Седову наращивать объем продукции.
К его радости, европейцы больше потребляют яиц и не верят, что этот продукт вреден для здоровья. По данным Минсельхоза РФ, среднедушевое потребление яиц и яйцепродуктов в России должно составлять 292 яйца в год, а в реальности — всего 258 штук. В то же время в экономически развитых странах граждане с удовольствием едят яйца в любом виде и не могут пожаловаться на плохое здоровье. Например, долгожители-японцы и чехи съедают в среднем по 320 яиц в год.
Птицефабрика Сеймовская в 2009 г.
49,7 млн руб.
чистая прибыль
900 млн
яиц произведено
10
регионов-потребителей
2 млрд руб.
было инвестировано за три года
Источник: птицефабрика Сеймовская.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.