«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян

Избавьтесь от бесполезных администраторов, начните продавать эмоцию и технологии, как Apple, и будьте осторожны с опытными сотрудниками. Тогда бизнес ждет успех, уверен руководитель «Авуар».

Алексей Овакимян, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар», член комитета по инвестиционной политике торгово-промышленной палаты РФ:

— Мы эволюционировали из крепостного права, то есть работодатель был человеком, который орет: «Делайте, сукины дети, я приду и проверю!». Сейчас такой подход устарел, потому что сотруднику надо головой работать, а насильно это делать трудно. Теперь роботизируется все, что касается дисциплины, все операции, которые нужно сделать просто вовремя и монотонно. Теперь работодателю нужен работник с компетенциями, которых у него самого нет. И я с молодыми перспективными разработчиками чувствую себя не в роли работодателя, а в роли партнера, которому нужна компетенция, и он за нее готов заплатить. А человек с этим навыком в ответ говорит: «Не, мне мало, я хочу больше». И ты понимаешь, что если дешевле найти не получается, то действительно придется платить больше.

В то же время будущее компании теперь связано не только с благополучием ее руководителя, но и с будущим каждого сотрудника с компетенциями. К этой особенности дополняется тот факт, что хороший правильный бизнес сегодня торгует эмоциями. Вот пример Apple. Да, можно купить Xiaomi или Samsung с тем же функционалом, но люди хотят платить тысячу долларов за эмоцию, которую дает айфон. И когда вы продаете эмоцию  это очень выгодно. А если ты продаешь демпинг  это плохо и для бизнеса, и для покупателей.

И сотрудник должен эту эмоцию тоже улавливать, чувствовать, что не фигню какую-то продает, а меняет мир, а это уже интересно. И доходность его тогда зависит от того, насколько он этот мир изменил.

Такие партнерские отношения уже влияют и будут влиять все сильнее на налоговую систему. Современные компании вынуждены делегировать ответственность за распределение доходности на своих сотрудников. Посмотрите на «Яндекс.Такси». У них все таксисты вообще-то партнеры. Они ИПшники, они сами несут ответственность за распределение дохода. И не дай бог, ты сядешь к нему в машину и назовешь его водителем. Он вообще-то партнер «Яндекса», на минуточку, а ты кто?

Не секрет, что бизнес будущего  это, прежде всего, технологии. Все традиционные рынки депрессивны. Традиционные бизнесы иногда не позволяют возвращать деньги, привлеченные в развитие проекта. Во всяком случае, они точно не возвращаются в сроки, описанные в кредитном договоре с банком. Возьмем, например, сельское хозяйство, производство мяса птицы. Сравните инвестиции в этот бизнес и цену птицы на рынке.

Демпинг в традиционных бизнесах победил. Поэтому если не менять традиционные бизнес-процессы на технологию, вопрос банкротства  дело времени. Традиционный бизнес без инноваций — это пока тупик. Интересны технологии, новые рынки и «голубой океан» (прим.ред.: отрасли, которые сегодня не существуют, неизвестные участки рынка).

Будущего нет и у госзаказа: там нет хороших цен, и оплаты тоже нет. Там ждите максимум аванс, потому что в работе в любом случае найдут какой-нибудь косяк, который позволит не платить последний платеж или уменьшить его. Перспектива роста есть на новых рынках, в первую очередь это интернет-торговля. Темп роста этого рынка колоссален.

А недавно мы посмотрели структуру российского бизнеса. В стране расходы на административно-управленческий персонал (АУП) в семь раз выше, чем в США. Если мы рассмотрим любую компанию, которая считает себя корпорацией, то администраторов там сидит неприлично много, и они неприлично бесполезны.

В России слишком много людей работает в бэк-офисе  это люди, которые обрабатывают входящую информацию, переносят ее с бумаги на компьютер, а потом же на компьютере переносят из программы в программу.

Традиционный экономический блок предприятий  это люди, которые получили вовремя бумажку, занесли ее в 1С, а посчитали это бухгалтеры. Дальше есть экономисты  тоже высоко стоящие специалисты, которые из 1С информацию взяли, перенесли ее в Excel и по-новой пересчитали. И доложили шефу. Работу этих людей нужно оптимизировать, использовать аутсорсинг. Но перед этим  надо разобраться в бизнес-процессах, исключить лишнее и автоматизировать оставшееся. Автоматизация без изменения бизнес-процессов — это самообман.

Так вот почему наш АУП дороже, чем американский! Да, требований отчетности больше, и они непростые, у американцев попроще. Но смотрите, есть система электронного документооборота, которой уже 20 лет. Есть там цифровая подпись, и документ, подписанный электронной подписью, гораздо надежней, чем подписанный вручную. Девять из десяти налоговых проверок, из-за которых возникают споры, вызваны тем, что документ подписал непонятно кто. А электронный документ автоматически отображается в отчете. Интернет-банк есть, есть система закупок и тендеров  они электронные и интегрируются с той системой электронного документооборота, которой вы управляете бизнесом. Есть куча стартапов по подбору персонала, которые работают в режиме онлайн. Всю эту систему нужно настроить и использовать  бэк-офису пора перестать занимать место и начать работать головой.

И в чем проблема? Ко мне как-то обратился директор одного завода. И говорит: «Вот ты как-то говорил про автоматизацию  такая фигня, зря я тебя послушал». Я отвечаю: «Ну-ка расскажи, в чем проблема». Оказывается, он заказал электронный документооборот, купил ERP (информационная система для управления компанией  прим. ред.),  и сегодня в бухгалтерии сидит 40 человек, хотя раньше сидело 20. Я не понимаю, спрашиваю: «Зачем?». Оказалось, для того, чтобы разбираться в этом ERP. Я спросил, кому он поручил внедрять автоматизацию. Выяснилось, что главному бухгалтеру.

То есть он ей сказал: «Внедри эту систему», а потом я сокращу штат бухгалтерии. Сидели женщины, зарабатывали приличные деньги, пользовались авторитетом и уважением, и им сказали внедрить какую-то ерунду, которая позволит компании обходиться без них. Вот они и отомстили. Аутсорсинг  это когда ты за счет «умных решений» можешь уменьшить издержки. Но штатный специалист никогда не сократит издержки на себя самого.  

В этом процессе интересы работодателя и работника не совпадают. Каждый хочет получить максимум прибыли с наименьшими издержками. А касса  одна. У аутсорсера ситуация иная. Он ограничен стоимостью контракта, понимает, что заказчику это должно быть выгодно. Несет ответственность за качество и сроки. И уже в этих условиях оптимизирует свои издержки. На зарплате экономить не получается — есть рынок труда  значит, нужны технологии.

Но это работает только в частном секторе, где есть понятный выгодоприобретатель — владелец бизнеса — и прибыль с эффективностью, в которых он заинтересован. В госсектор с подобными предложениями лучше не соваться. Пробовал. Бюджет никем не представлен, а штатная численность сформирована по такому принципу, что никого вообще сокращать нельзя. Поэтому врагов можно получить совершенно реальных и много.

Пока нужно переключить внимание на новые кадры. Однажды я понял, что компетенции и накопленный жизненный опыт начали вредить компании. Как генералы готовятся к прошедшей войне, так же и специалисты, накопившие большой жизненный опыт, подсознательно сопротивляются любым новым решениям.

Технологии развиваются таким темпом, что специалистов с большим жизненным опытом переучить сложнее, чем молодого специалиста. Простейший пример. Сейчас любая сделка начинается с презентации. Если для ребят, которые только вышли из вуза, сделать презентацию  это набросать на планшете за 30 минут, а для специалиста с большим жизненным опытом – это большая работа, требующая массы времени и усилий. Технологичность  основной тренд нашего времени. Если посмотреть рынки  среди самых дорогих компаний в мире нет нефтяников, металлургов и даже машиностроителей. Капитализация упомянутого Apple больше стоимости всех компаний России в два раза. Все, что дает новую технологию и эмоцию, интересно. Ищите и учите людей, которые способны вам в этом помочь.

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.