«Просто грабёж». Почему малому бизнесу Челябинска сложно заработать в топовых парках и ТРК

В Челябинске лишь несколько парков и ТРК, в которых постоянно много людей. И за торговлю там даже у малого бизнеса происходит нешуточная борьба, в которой, говорят коммерсанты, есть место коррупции.

После публикации DK.RU о подземном переходе на площади Революции, который компания «Лоция», аффилированная с депутатом Госдумы Андреем Барышевым, арендует всего за 94 тыс. руб., в редакцию обратился возмущённый предприниматель. «За копейки такие площади сдают, а мне не дают в парке встать с сахарной ватой»,  сказал он и выложил переписки с директорами парков.

У Дмитрия Молчанова ИП открыто ещё с 1994 г. Тогда молодой предприниматель начал крутить сладкую вату и продавать её в парках. В 2000-х коммерсант переключился на более серьёзный бизнес  торговлю металлом, а в 2018 г. решил вернуться в «ватное» дело и снова радовать детей сладостями. Но и в Горсаду им. Пушкина, и в ПКИО им. Гагарина, и в зоопарке, и в Саду Победы ему в размещении отказали.

Я столкнулся с тем, что развивать бизнес невозможно. Куда бы ни обращался, везде футболят, — рассказал Дмитрий DK.RU.  Для маленького лотка разве можно места не найти? Я вас умоляю, это просто убогий аргумент. Нет электричества для меня? Я приеду со своим генератором. Я обращался в администрацию Челябинска, они лишь отвечают, что парки  самостоятельные, что власти поддержать меня не имеют права. Готов торговать и зимой, хотя мои конкуренты этого не делают, их просто вынуждают оплачивать аренду даже в те месяцы, когда они не работают.

Предприниматель показывает документы. Вот Горсад им. Пушкина не пускает ватокрута, потому что «на территории МАУ уже заключены договора на круглогодичную торговлю на постоянной основе» (авторская орфография сохранена). Вот директор Сада Победы пишет, что «возможность организовать торговлю отсутствует, поскольку в парке уже имеется достаточное количество подобных торговых объектов». А вот зоопарк просто «не имеет возможности предоставить торговую площадку». Все бумаги находятся в распоряжении DK.RU. Самым лояльным коммерсант называет руководство «Парка Тищенко» на ЧМЗ и парка «Динамо».

«В Парке им. Гагарина директор вообще  единственный, который на запросы официально просто не отвечает. В октябре мне до декабря предлагали разместиться там с оплатой в 15 тыс. руб. в месяц. Ну, это просто грабёж. Я говорю: «Сейчас же не сезон». Адекватная сумма  4 тыс. Просил его дать официальный ответ с указанием этой суммы, он отказался»,  рассказывает Дмитрий. 

Ватокрут говорит: начинающие предприниматели — юридически не грамотные. Приходят к директорам, спрашивают: «А у вас можно поторговать?» Те говорят: «Нет», и тогда коммерсант разворачивается и уходит  без жалоб и писем. При этом и площади пустуют, и дети остаются без сладостей: «Я думал, что с 90-х спрос на вату упал. Но дети не меняются, они остаются детьми»,  рассказывает Дмитрий Молчанов.

«Просто грабёж». Почему малому бизнесу Челябинска сложно заработать в топовых парках и ТРК 1
В Парк Гагарина малому бизнесу пробиться сложнее всего, говорят предприниматели

Арендная ставка для тех, кто ежедневно будет стоять в парке, составляет в среднем 10 тыс. руб., рассказывает другой коммерсант. Он тоже занимается сладкой ватой, но довольно успешно  у ваты десятки вкусов, а ещё компания проводит шоу с приготовлением сладости. Пожелав остаться анонимным, он сказал, что в парке расположиться несложно: проблема скорее в том, что на рынок такой уличной торговли приходит масса людей с худшим оборудованием и продуктом.

Те, кто начинает, покупают очень слабое оборудование. Они не изучают рынок, и обнаруживают, что ниша занята только когда уже купили относительно дешёвое оборудование. Хотят занять самые жирные места, а они уже заняты: администрация отдаёт приоритет постоянным арендаторам. Но на самом деле, если человек придумал что-то новое, необычное, место всегда есть. Таких не просто берут, их зовут. Рынок обычной сахарной ваты переполнен,  считает он.

Своя торговая точка у него в Парке им. Тищенко: никаких проблем с запуском у него шесть лет назад не было, просто теперь там на одном пятачке вату продают сразу три предпринимателя  и поэтому администрация решила на постоянной основе такой формат больше не запускать. А вот намного сложнее, жёстче и коррумпированнее среда в ТРК, потому что они  частные, уверен коммерсант.

«В парках сезонная работа, поэтому мы как-то пытались прийти в ТРК. В маленький вставать смысла нет  там людей-то нет. Мы пытались зайти в «Родник». За аренду торгового места  порядка 50 тыс. руб. в месяц. И представители ТРК просят выплатить её заранее за три месяца вперёд, то есть нужно сразу 150 тыс. Плюс нужно вставать на оборудованный пятачок. А это значит, что тебе нужно у ТРК купить витрины, которые разработает их дизайнер. Но, главное, тебе нужно заплатить человеку, который «даёт добро». Насколько я знаю, эта сумма  300 тыс. руб.»

При этом доход от сладостей не совсем предсказуем: в худшие дни в парке можно выручить лишь тысячу рублей за сутки. Так что занимать пространство в ТРК предприниматель пока не торопится.

В ТРК «Родник», «Алмаз» и «Урал» арендаторов на малые форматы бизнеса  «островки» и автоматы ищет сторонняя компания Retail Profile Russia. Менеджер отдела аренды Иван Зубков информацию о том, что предприниматель должен выплатить целое состояние, чтобы разместиться в топовых ТРК Челябинска, отрицает. Есть арендная ставка: в «Роднике» и «Алмазе» в самых проходимых точках она составляет 20 тыс. руб. в месяц за квадратный метр, а там, где людей немного,  10 тыс. Самые удачные места, конечно, по пути продуктового трафика  около «Ашана» и «Ленты». ТРК «Урал» посещает в два раза меньше человек, чем «Родник» и «Алмаз», поэтому там и ставка соразмерно ниже, сообщил менеджер.

На вопрос, существует ли какой-то конкурс при отборе кандидатов, Иван Зубков сначала ответил утвердительно, а потом добавил: «Это даже не конкурс, мы просто изучаем претендентов. Смотрим на их историю, узнаём, вставал ли этот человек у нас ранее, какая там была ситуация». Сейчас в торгово-развлекательных комплексах успешнее всего запускаются кофейни, «островки» с одеждой и обувью, ставят стенды агентства недвижимости и застройщики. Со сладостями чаще всего приходят франшизы: в тренде йогурты и мороженое.

«Просто грабёж». Почему малому бизнесу Челябинска сложно заработать в топовых парках и ТРК 2
Занять островок в «Роднике» стоит 20 тыс. руб. Но бизнесмены утверждают, что встать в ТРК стоит около 500 тыс. руб.

Заместитель директора парка «Сад Победы» Эдуард Каминский рассказал, что перед началом сезона  в марте  для малого бизнеса, желающего заработать на этой площадке, проводят конкурс. При этом преимуществом предпринимателя может стать платёжеспособность: чем выше арендную ставку он предложит, тем больше вероятность, что его в конкурсе предпочтут.

Конкурс объявляется на нашем сайте. Желающие присылают заявки, прикладывают фотографии, указывают стоимость, по которой они готовы встать. В конкурсе учитывается всё — вид оформления, уникальность продукта, ассортимент. Одно из преимуществ  выплата сразу за несколько месяцев. Бывают ситуации, когда у предпринимателей одинаковое предложение, но один готов выплатить сразу за сезон, а другой нет,  отмечает он.

В среднем, предприниматели платят от 6 до 10 тыс. руб. в месяц. В разговоре с DK.RU Эдуард Каминский сообщил, что вне конкурса администрация парка не даёт разрешения на размещение, поэтому не исключены конфликтные ситуации. Здесь от приводит пример с героем нашей публикации Дмитрием Молчановым: «Вот есть люди адекватные, а есть… Обратился мужчина. Мы сказали, что все точки уже заняты. Он: «У вас же парк большой, давайте-ка поставим куда-нибудь». Нет в этом потребности. В этом году этот же предприниматель тоже опоздал, жалуется в администрацию города».

Сладкая вата  это тот продукт, который в сезон предлагают человек пятьдесят. Звонят: «У нас есть хорошее предложение для вас!». «Какое?» «Мы хотим поставить сладкую вату». Я сразу говорю: «Нет». Сладкая вата  недорогой бизнес. Человек пошёл, купил аппарат за 20 тыс. руб., сахара и начинает крутить. Нам интересны более нестандартные продукты,  отмечает г-н Каминский.

Такой ажиотаж вокруг сладкой ваты неслучаен: стоимость одной порции составляет примерно 100 руб. При этом себестоимость её – это 30 граммов сахара, 2 грамма добавки и палочка, то есть около 10 руб. Примитивный аппарат для производства сахарной ваты тоже стоит немного  можно найти вариант за 10 тыс. руб.

Директор «Центрального парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина» Вадим Шаехов, словно подтверждая обвинения в уникальной закрытости и неконтактности, рассказывать об условиях работы малого бизнеса на площадке отказался. «По телефону вы не можете доказать, что вы журналист», — передала его слова секретарь.

«Ты же пришёл заработать деньги, и люди, которые предоставят тебе площадь, тоже пытаются заработать. Но кроме твоих ограниченных ресурсов и их желания, есть человеческие отношения, например, твоё умение общаться с людьми»,  размышляет пожелавший остаться анонимным предприниматель. Его вендинговые автоматы стоят в нескольких парках Челябинска.

Он рассказывает, что по телефону или с помощью переписки договориться о размещении с руководством парка невозможно. «Нужно найти человека, который принимает решения — директора, управляющего. А дальше ты встречаешься с ним и предлагаешь. Фиксированная сумма сверх аренды? Процент от выручки? Поставить новую качелю?».

Общей для всех общественных пространств процедуры, по которой проходят все, кто зарабатывает на сладостях и автоматах, в Челябинске не существует. Кто-то проводит конкурс, но и здесь, утверждает предприниматель, есть пути для коррупции.

«Ты приходишь и говоришь, что хочешь предложить населению свою услугу. Они говорят: «Хорошо, но нужно провести торги». Ты: «Ну, давайте». Они: «А зачем?» Нет, они как бы не против, но заморачиваться не хотят. Остаётся лишь их стимулировать, чтобы они провели конкурс, и ты стал победителем. И даже если можно разместиться без торгов, твои документы на согласовании в администрациях, на столах у чиновников будут гулять полгода. А лето короткое, надо успевать заработать в сезон. Поэтому ты опять же начинаешь стимулировать человека, чтобы он о твоих документах напоминал, проталкивал дальше»,  рассказывает он.

Самая недоступная площадка  парк Гагарина, считает бизнесмен. Когда он предложил разместить там вендинговый автомат, представитель администрации ему сделал ответное предложение, от которого коммерсант поспешил отказаться.

Они хотели 50% от оборота. Я посчитал и понял, что они будут зарабатывать больше, чем я. Мне нет смысла делать богаче людей из администрации Парка им. Гагарина. В парке на ЧМЗ суммы подъёмные, с тобой готовы общаться адекватно. В Парке Победы всё завязано на личности конкретного человека. С ним ты договариваешься о том, чтобы конкурентов у тебя не было,  рассказывает коммерсант.

Сейчас в Челябинске 11 наиболее проходимых скверов и парков. Согласо сервису travelask.ru, самые популярные из них — ПКИО им. Гагарина, Горсад им. Пушкина и Алое поле: на последней площадке постоянных торговых точек нет вообще.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.