Прилетели, подняли, улетели

Бурный рост числа экспатов на челябинском рынке пришелся на первую половину 2000-хгг. Emerson, Carbo Ceramics, Philipp Morris, ОмниТек, пивоваренная компания «Балтика», ЮниКредит Банк— эти и многи

Топ-менеджеры со всего мира охотно едут в Россию. Их привлекает экзотика, драйв и высокие оклады. Однако челябинскому бизнесу они нужны только в экстренных случаях— на старте проекта или в кризисный период. И выполнив четко оговоренный список задач, пришелец-управленец может отправляться на родину. Его услуги больше не нужны.

Бурный рост числа экспатов на челябинском рынке пришелся на первую половину 2000-хгг. Emerson, Carbo Ceramics, Philipp Morris, ОмниТек, пивоваренная компания «Балтика», ЮниКредит Банк— эти и многие другие компании на момент стартапа в южноуральской столице делали выбор именно в пользу приглашенных управленцев. Стандартные контракты заключались на 2-3 года, по истечении этого срока варяг обычно отправлялся на родину, а его место занимал уже местный, челябинский специалист.
Однако в последние годы тенденция звать на работу топ-менеджеров из зарубежа пошла на спад. ОЛЕГ ПЕРМЯКОВ, генеральный директор корпорации «Стратум» объяснил ситуацию просто: «Если сейчас мы не слышим об иностранцах, значит, никаких значимых проектов в последнее время не запускалось».
По мнению АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВА, генерального директора «Областного аптечного склада», необходимость в экспате может быть обусловлена двумя основными причинами: недоверчивым отношением руководства иностранной компании к своим российским сотрудникам или же наличием у приглашенного работника уникальных знаний и успешного практического опыта. От «пришельца» челябинским бизнесменам нужно «немногое»: запустить проект, наладить все технологические и бизнес-процессы и подготовить себе преемника.

Бизнес ждет от экспатов экономического чуда
Как отмечает ОЛЬГА ХАКИМОВА, директор обособленного подразделения компании «АНКОР», наиболее остро проблема поиска квалифицированного топ-менеджера стоит в промышленности. «Нехватка специалистов связана с последовательным и постепенным снижением привлекательности технических специальностей. В первую очередь, востребованы специалисты в должности главного инженера, директора по производству, главного или ведущего конструктора, главного инженера проекта».
Недостаточный уровень подготовки, который получают сегодня выпускники технических вузов, сопровождается, как правило, их нежеланием идти на производство. Как итог, средний возраст сотрудников большинства челябинских предприятий выше 50 лет, кадровый резерв практически отсутствует или не соответствует требованиям, продиктованным развитием производства. В таких условиях, продолжает г-жа Хакимова, промышленные гиганты типа ЧТПЗ, «Мечела» и т.п. просто вынуждены привлекать к работе иностранных специалистов.
Еще одна отрасль, в которой традиционно задействовано большое количество приглашенных из столицы или из зарубежа управленцев— это строительство и архитектура. «Отечественный дизайнер мыслит рамками и стандартами, заданными еще в советское время. Нам же требовался свежий взгляд на архитектуру, знание современных тенденций, в целом, нам нужен был проект мирового уровня»,— комментирует свой опыт АЛЕВТИНА ЮДАЕВА, директор компании «Отель». В итоге, проект коттеджного поселка «Сапфир Урала» и архитертурное решение отеля Holiday Inn разрабатывала итальянская компания Paolo Bodega Architetto.
Вообще, примеров сотрудничества челябинских бизнесменов с иностранными архитекторами множество. Похоже, без них не обходится ни один строительный проект, предполагающий нестандартные решения (с типовыми домами местные проектанты справляются и сами). Так, американский архитектор Анна Тиммерман в тандеме с британской консалтинговой компанией Knight Frank проектировала и запускала вторую очередь БЦ «Аркаим-Плаза». А «Челябинск-СИТИ» местному ПКО«Челябинск-Стройиндустрия» помогали возводить специалисты русско-американской Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko. И ни один из этих проектов не обошелся без физического присутствия иностранных ТОПов в Челябинске.
Не получается обойтись без иностранцев и в сегменте HoReCa. Рестораны «Виктория», «Сицилия», Bad Gastein, Basilio, и многие другие неоднократно отдавали бразды правления на кухне шеф-поварам-экспатам. «Я бы с радостью избавила себя от необходимости приглашать иностранца. Но, как ни прискорбно, уровень подготовки российских поваров, их кругозор и способность экспериментировать заметно отличаются от возможностей, к примеру, француза или итальянца»,— объясняет ТАТЬЯНА ЗАСЛАВСКАЯ, директор ресторана Bad Gastein.
Правда, сами иностранцы уровень подготовки местных кадров недостаточным не считают. Например, представители финского концерна Fortum в своих контактах с прессой неоднократно заявляли, что квалификация российских инженеров-энергетиков очень высока. Но при этом, требуется их адаптация под бизнес-процессы, рыночную среду и общие требования концерна по ряду технических и технологических процессов. И именно эти задачи часто становятся основными для приглашенных иностранных специалистов, которые выполняют и обучающую, и контролирующую функцию, особенно на этапе запуска проекта.
Выстраивание бизнес-процессов в полном соответствии со стандартами головного офиса корпорации важно и для компаний, работающих по франшизе. Для этого в первую очередь необходим специалист, сделавший карьеру внутри организации, опыт и нормы работы которой нужно перенести в Челябинск. «Как бы ни был гениален русский директор, но его незнание специфики корпоративных правил— это почти стопроцентная вероятность того, что уже на начальном этапе работа франчайзи не будет соответствовать норме,— подчеркивает Олег Пермяков.— А вот по окончании этих пусковых процессов можно ставить, кого угодно: ведь дальше нужен просто исполнитель, способный производить продукцию согласно спецификации. А все стратегические решения принимаются на уровне собственников бизнеса».
Экспат не обязательно приходит «со стороны». В челябинской компании столичный или иностранный руководитель может появиться благодаря практике перетасовки кадров внутри крупного федерального или транснационального холдинга. Характерный пример— пивоваренная компания «Балтика». По словам ВЯЧЕСЛАВА ЗАМАЛУТДИНОВА, директора филиала «Балтика-Челябинск», благодаря такой принципиальной позиции руководства персонал активно обменивается опытом и различными технологическими наработками по карьерной лестнице, переезжая из города в город. Сейчас на позиции заместителя директора филиала-главного инженера работает ВИКТОР ПАВЛЮКОВ, приглашенный из Санкт-Петербурга. В северной столице он занимал пост главного механика-руководителя группы по обслуживанию, а еще прежде работал на заводах «Балтики» в Туле и Ростове.
В отдельных случаях приглашение экспата решает одновременно несколько задач, которые перед собой ставит собственник бизнеса. К примеру, приглашение на работу ДАРВИНА ДАРРЕНА (до недавнего времени г-н Даррен занимал должность генерального менеджера международной сети отелей Holiday Inn) Алевтина Юдаева объясняет следующими причинами: «Во-первых, мы были обязаны пригласить специалиста международного уровня по условиям франчайзингового соглашения. Во-вторых, у Даррена имелся уникальный опыт управления отелями во многих мировых брендовых отелях, отелем Holiday Inn в Софии. И, в-третьих, присутствие специалиста мирового уровня сразу задает высокий европейский уровень проекту».
Как отмечает Александр Андреев, практика приглашения антикризисного управленца очень популярна и в мире, и в нашей стране. Однако, чтобы сотрудничество было на пользу обеим сторонам, нужно не только внимательно изучить уровень компетенции специалиста, но также четко прописать для него стратегические цели и критерии, по которым будет оцениваться его эффективность. В противном случае приглашение варяга может оказаться пустой тратой денег.
Сам г-н Андреев, москвич по рождению, до приезда в Челябинск успел поработать в Нижнем Новгороде, Италии, Бельгии в качестве кризисного управляющего, а также имел опыт ведения собственного фармацевтического бизнеса. «В ОАЭ мне поставили конкретные цели— вывести предприятие на отраслевые нормы. При этом дали довольно широкие управленческие полномочия,— рассказывает г-н Андреев.— Этим, плюс еще масштабностью целей, меня и привлекла данная работа».
В Челябинск едут за деньгами и новыми впечатлениями
Основная причина заинтересованности иностранцев и федералов в работе на Южном Урале— высокий уровень зарплат. По оценкам Ольги Хакимовой, порой она на 30-50% выше оплаты труда местных специалистов.
Однако Александр Андреев с этим не соглашается, говоря, что многие топ-менеджеры — уже достаточно обеспеченные люди, и выбирают не только суммы окладов: «Нельзя все мерить деньгами. Часто главенствующее положение занимает сложность и интересность поставленных задач». Г-н Андреев также обращает внимание на тот факт, что «пришелец»— своего рода инструмент для зарабатывания денег, и, в конечном итоге, все средства, вложенные в него, должны быть компенсированы последующими прибылями предприятия.
Схожую точку зрения высказывает и Алевтина Юдаева, называя экспатов «исследователями». По ее мнению, их толкает вперед стремление узнать мир, другие традиции, иную культуру. А генеральный директор группы компаний «Планета Авто» АНДРЕЙ КОЛЬЦУК, в 1998 г. приехавший в Челябинск из Санкт-Петербурга, добавляет: «Нужна особого рода авантюристичность, чтобы легко переезжать с места на место. Эти люди словно сами себя проверяют— а это я смогу, справлюсь?».
Стандартные условия, на которых экспаты соглашаются работать в Челябинске, включают в себя и некоторые дополнительные бонусы: содействие в решении жилищного вопроса, помощь (при необходимости) в трудоустройстве членов семей, выплата «подъемных» при переезде, оплата услуг переводчика.
Нередко, несмотря на личную заинтересованность в переезде, приглашенные топ-менеджеры с трудом адаптируются в регионе. Мешают культурологические различия, характер горожан, привычки, связи, традиции, то есть все те неписанные правила, по которым живет любой город. «Нашим сотрудникам было очень сложно привыкнуть к недисциплинированности некоторых работников. Этого обычая— откладывать на последний момент, а затем в авральном режиме стремительно все доделывать— иностранцам не понять, наверно, никогда»,— улыбается Алевтина Юдаева.
Особая каста
Не всегда по окончании проекта приглашенного ТОП-менеджера отправляют на историческую родину. В исключительных случаях собственники челябинского бизнеса по итогам работы предлагают экспатам продлить договор и остаться, подмечает Ольга Хакимова. Однако случаи, когда работающий по найму в Челябинске специалист соглашается на кардинальные перемены в своей жизни, можно пересчитать по пальцам. Если и остаются, то не ради работы в качестве наемного менеджера. Чаще начинают здесь собственный бизнес.
Один из наиболее ярких примеров— ВАН ЛИГАН, генеральный директор Харбинского электромашиностроительного торгово-выставочного комплекса. В 1995 г. г-н Лиган занимался экспортом в Китай российских удобрений, а спустя 3 г. создал собственную компанию.
По признанию бизнесмена, в тот момент развивать экспорт и импорт товаров именно народного потребления с Китаем представлялось ему очень выгодным. Впоследствии направления деятельности были пересмотрены, и сейчас Харбинский ЭТВК является официальным поставщиком оборудования ROKTES (Китай), а также вместе с китайскими партнерами производит оборудование для заводов металлоконструкций. Также г-ну Лигану принадлежит компания «Макао», занимающаяся поставкой строительных материалов и до недавнего времени— рестораном с одноименным названием.
В планах Вана Лигана— укрепление отношений между Челябинской областью и провинцией Хэйлунзян в Китае, а также совместная программа по обновлению лифтов в жилом фонде Челябинска.
Губернатор увеличивает количество иностранцев в регионе
Анализируя опыт сотрудничества с приглашенными специалистами, эксперты призывают пересмотреть свои представления о совместной работе. «Давайте быть реалистами— по некоторым отраслям российский бизнес серьезно отстает от европейского. И нам ни к чему изобретать велосипед. Нужно лишь учиться и добиваться эффективности бизнеса»,— резюмирует Алевтина Юдаева. Однако чудес ждать не стоит, результаты от работы экспата могут появиться не сразу и не в том объеме, который устраивает собственника.
В определенной мере более тесному сотрудничеству Челябинска и мира мешают административные препоны: необходимость получать квоту от федерального правительства, затрудненный порядок получения разрешения на работу и рабочей визы. «Чтобы получить возможность пригласить в 2012 г. на работу специалиста, заявку с указанием личных данных кандидата нам необходимо подать до 1 мая 2011 г.,— рассказывает Татьяна Заславская.— То есть в случае, если иностранный сотрудник решит досрочно расторгнуть договор по своим личным причинам, это станет для компании настоящим ударом». Причем, миграционная служба выделяет каждому региону квоты на ввоз иностранной рабочей силы. И это ведомство особенно не различает: управленца планирует «заказать» компания или бригаду строителей. Все стоят в одной очереди. И заявка на зарубежного ТОПа может быть не одобрена.
Кроме того, уровень открытости региона эксперты пока оценивают как невысокий, хотя определенные шаги в этом направлении уже делаются, замечает Олег Пермяков. К примеру, программы повышения инвестиционной привлекательности региона и личная заинтересованность МИХАИЛА ЮРЕВИЧА стимулируют интерес иностранных компаний к работе в области.
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.