Подписаться
Курс ЦБ на 22.10
70,99
82,63

«Представьте, что ваш гараж открывается раз в полчаса — это и есть свобода передвижения»

«Представьте, что ваш гараж открывается раз в полчаса — это и есть свобода передвижения»
Иллюстрация: DK.RU

Свобода передвижения — неотъемлемое право горожан, считает урбанист Владимир Злоказов. Что нужно сделать, чтобы общественный транспорт стал комфортней?

Личный транспорт даёт большую свободу передвижения, чем общественный, но создавая пробки, мы ограничиваем не только других, но и себя. Чтобы уменьшить загрузку дорог и помочь людям быстро добираться до нужной точки, необходимо провести большую работу: начиная с реформирования маршрутной сети и заканчивая дизайном транспортных схем, считает архитектор-урбанист проектного бюро LATOON и редактор блога «Живые улицы» Владимир Злоказов

— Зачем вообще нужен общественный транспорт? Есть много мнений: чтобы разгрузить дороги, чтобы простимулировать экономическое развитие города, чтобы было светло и комфортно (если мы говорим о метро). Я считаю, что он нужен, чтобы обеспечить свободу передвижения горожан — это право, которое за ними закреплено в Конституции.

Свобода передвижения — абстрактная вещь, но её можно изобразить. Представим себе человека, который живёт в новом районе. Куда он может добраться за 45 минут? По-простому это можно назвать «стены вокруг вашей жизни». В них находится то, до чего мы можем добраться за разумное время. В этих границах — наши рабочие места, магазины, в которые мы может пойти, и люди, с которыми мы можем встретиться. Соответственно, если что-то улучшается, мы расширяем свободу передвижения.

У каждого вида транспорта есть свои границы. На личном транспорте  можно доехать дальше: он доступен всегда, его не надо ждать на остановке, он не будет останавливаться там, где не нужно, и везёт до точки назначения. Из этого можно сделать вывод, что личный автомобиль — универсальное средство для свободы передвижения в городе.

«Представьте, что ваш гараж открывается раз в полчаса — это и есть свобода передвижения» 1

Чтобы в этом разобраться, я предлагаю немножко уточнить наше понимание свободы передвижения и ввести такое ограничение: любая свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Люди стоят в пробке, они сами образуют эту пробку и можно сделать вывод, что автомобиль занимает много места в городе. Город — это по определению место, где живёт много людей на небольшой территории. Машины занимают гораздо больше места, чем люди. Это фундаментальная причина, почему общественный транспорт должен быть максимально успешными и максимально полезным для горожан.

Здесь играет роль несколько факторов. Один из них — частота движения.

Представьте, что вы стоите в гараже, и ворота открываются только раз в полчаса – это и есть свобода передвижения. И это то, что испытывают люди, живущие на маршруте, транспорт по которому ходит раз в полчаса. Поэтому, может быть, не нужны дороги, по которым можно добраться быстрее, а нужно, чтобы двери гаража открывались почаще?

Частота движения обеспечивает возможность пересадки между маршрутами, потому что если маршруты ходят раз в два часа, вы не можете сделать нормальную пересадку.

Если посмотреть графики зависимости частоты движения и количества пассажиров, то мы видим, что люди чаще ориентируются на тот транспорт, который ходит с высокой частотой, потому что они могут на него рассчитывать.

«Представьте, что ваш гараж открывается раз в полчаса — это и есть свобода передвижения» 2

В Челябинске есть классная схема движения трамваев. Но есть проблема: мы не знаем, какой их них ходит каждые пять минут, а какой — каждый вторник после обеда. Соответственно, не знаем, что выбрать. Есть примеры схем, которые жирными линиями показывают маршруты, которые ходят с небольшим интервалом. Всё это — дорогое удовольствие.

Встает вопрос, как организовать транспортную сеть. Нужно уменьшить количество маршрутов, чтобы на каждом из оставшихся было максимальное количество подвижного состава.

Такая сеть в конечном счете позволит быстрее доезжать до точек назначения: не нужно ждать в точке отправления и в точке пересадки. Эта экономия позволит работать эффективно. По такому принципу работает московское метро — с одной или двумя пересадками вы доедете куда угодно. Маршруты должны быть организованы в связанную сеть, чтобы вы могли доехать максимум с одной пересадкой.

Общественный транспорт должен обладать скоростью и надежностью. Это, прежде всего, зависит от того, что попадается на пути общественного транспорте. Конечно, мы имеем ввиду пробки. Нужны выделенные полосы, обособление трамвайных путей и приоритет общественного транспорта на перекрёстках.

Ещё один фактор: благоприятные условия. Маршрут он должен проходить по плотной застройке, ведь там больше пассажиров, а также через связанную сеть улиц, по которой люди смогут дойти, в том числе, безопасные пересечения дорог.

Лучше, если маршрут максимально прямой и чтобы между точками был кратчайший путь. Если автобус будет доезжать до всех, то его придётся долго ждать. Часто районы строят так, что они являются тупиками и общественному транспорту приходится заезжать в район, не имея возможности выехать в другой точке.

Метро, трамвай или автобус — это всего лишь технология доставки, упаковка. На практике мы предлагаем свободу передвижения. Надо смотреть, увеличиваем ли мы свободу. Метро мы можем позволить в меньшем количестве мест, чем трамвай. Трамвай – в меньшем чем автобус. Соответственно, надо смотреть на этот баланс, а не упираться только в конкретную технологию.   

Колонка написана на основе выступления Владимира Злоказова на бизнес-форуме «Будущее города», организованном DK.ru.

Самое читаемое
  • В центре Челябинска закрывается кафе MARIAGEВ центре Челябинска закрывается кафе MARIAGE
  • Суд в Челябинске арестовал имущество депутата на 134 млн рублейСуд в Челябинске арестовал имущество депутата на 134 млн рублей
  • «Надо ужесточать режим»: что готовят власти Челябинской области?«Надо ужесточать режим»: что готовят власти Челябинской области?
  • От производства до ритейла: челябинский бизнес уходит в облакаОт производства до ритейла: челябинский бизнес уходит в облака
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.