«Понимающие люди с деньгами в эту нишу не бросались. Выживали фанаты», — Нелли Тибелиус

«Леди Прима» — один из старейших челябинских брендов нового времени. За прошедшие годы семейный бизнес не раз трансформировался, и сейчас вновь стоит на пороге серьезных преобразований.

В интервью DK.RU основательница «Леди Прима» Нелли Тибелиус откровенно рассказала обо всех взлетах и падениях, которые научили не бояться скачков валютных курсов и вовремя уходить в сторону, уступая директорское кресло наемному менеджеру.

Рынок 90-х: сметали с полок абсолютно все

К перестройке у технической интеллигенции отношение разное, но Нелли Тибелиус, которая работала инженером в центре обслуживания станков с числовым программным управлением ЧПИ, признается, что встретила ветер перемен с радостью. «Это было такое счастье. Мне было трудно и неприятно жить в той, советской, эпохе. Никогда не была диссидентом, но я плохо переношу вранье, и потому ощущала отсутствие свободы, как петлю на шее. Поэтому, когда в начале девяностых наступил свободный рынок, у меня было чувство, как будто крылья за спиной выросли. Мир открылся. До сих пор помню первую поездку за рубеж, в Арабские Эмираты, и культурный шок от местных магазинов: огромных, светлых, красивых», — рассказывает предприниматель.

Оказавшись без работы, Нелли Тибелиус по примеру многих попробовала работать «челноком». «Торговала чем придется: книгами, мебелью, электротоварами. Так что я частный предприниматель с более чем тридцатилетним стажем», — улыбается она. Ткани, на взгляд начинающего предпринимателя, показались интересной и при этом менее конкурентной нишей. «Хотя это тяжелый бизнес: огромную прибыль, как на поставках импортных телевизоров и видеокамер, не накрутишь, рулоны — тяжеленные, приходится все время таскать, перекладывать, перемеривать. Много специфических моментов. Так что понимающие люди с деньгами в эту нишу вообще не бросались. Выживали только фанаты», — рассказывает Нелли Тибелиус.

«Понимающие люди с деньгами в эту нишу не бросались. Выживали фанаты», — Нелли Тибелиус 1

Первое время предприниматель просто сдавала привезенные из-за рубежа рулоны тканей на реализацию в специализированные магазины. Там товар не залеживался: в начале девяностых сметали с полок буквально все.

Мне совершенно не нравился советский подход к торговле, когда стоит тетя за прилавком и ткань нельзя толком рассмотреть, попробовать на ощупь. И когда я узнала, что в Доме быта на ул. Васенко сдаются в аренду торговые площади, подумала: почему бы и нет. Первое помещение было совсем небольшое, всего 20 квадратных метров, а в то время я была на грани паники — это ж огромный магазин! А через год уже расшились до 70 квадратов. Сделали совершенно нетипичный по тем временам дизайн: белый пол, белые стеллажи и живую выкладку товара: костюмных и портьерных тканей, швейной фурнитуры. Рынок был абсолютно пустой, любой товар просто сносили, так что я все время моталась за рубеж, не успевала привозить новые партии, — рассказывает она.

Со временем появилось понимание, что необходима узкая специализация, но тут взгляды Нелли Тибелиус и ее партнера по бизнесу разошлись. Она оставила за собой бренд и стала расширять сеть салонов портьерных тканей и развивать направление пошива штор. Как показало время, это был верный шаг: костюмные ткани победил рынок готовой одежды.

«На чем я выросла как бизнесмен? Собственного капитала не было, богатых родителей — тоже. Так что никто ничего не подарил. Но поставщики, убедившись, что показатели сбыта хорошие и все денежные расчеты происходят в срок, начали предоставлять товарные кредиты. И это вышло боком: в 1997 году склады были завалены товаром, и как только доллар скакнул с шести рублей до тридцати, мы оказались в минусе чуть ли не на полмиллиона долларов. Года два потом еще по долгам расплачивались».

Пятьдесят оттенков серого. И бежевого.

В выставочном зале флагманского салона «Леди Прима» в Доме быта бесконечные ряды разноцветных образцов тканей — более пяти тысяч. Сплошь — импорт.

Отечественного производства попросту не существует, его убили еще в прошлом веке, в перестройку. Остался разве что не очень качественный хлопок в Иваново — и все, — с грустью констатирует Нелли Тибелиус.

Моду в портьерных тканях, как и сто лет назад, задают европейские дизайнеры: во Франции, Германии, Италии сохранились мощные производственные площадки, хотя позиции европейцев в конце прошлого века, особенно в эконом-сегменте, серьезно потеснили Турция и Индия, а сейчас развернул масштабную экспансию Китай.

«Понимающие люди с деньгами в эту нишу не бросались. Выживали фанаты», — Нелли Тибелиус 2

«Разнообразие фактур, расцветок, принтов — просто фантастическое. Если раньше в ассортименте были настолько популярные позиции, что мы заказывали ткань буквально километрами, то сейчас каждый интерьер неповторим, — говорит Нелли Тибелиус. — С одной стороны, плюс в том, что мы всегда последние: трудно представить ситуацию, когда человек в пустую квартиру покупает в первую очередь шторы. Главное, чтобы после ремонта и покупки мебели на хорошие шторы деньги остались. Порой случается, что человек приходит в салон с желанием сильно сэкономить на шторах, а не получается, потому что интерьер обязывает. Представьте: вы надели роскошное платье и дешевую бижутерию — цельного образа уже нет. Хотя декораторы, конечно, стремятся учесть все пожелания и предлагают и разные варианты тканей, и рассрочку, чтобы человек получил достойный интерьер».

Портьеры из натуральных тканей: хлопка, шелка, шерсти — приобретаются только в самые изысканные интерьеры. Подавляющее большинство покупателей делают выбор в пользу штор из полиэстера: материал фактически неубиваемый и простой в уходе. «Большинство людей руководствуются прагматическими соображениями и приобретают шторы, которые долго будут хорошо выглядеть, которые легко постирать и погладить. И это правильно: если одежду мы стараемся брать из натуральных тканей, то одежда для дома, как часто называют шторы, вовсе не обязательно должна быть из хлопка. И дело не только в более высокой цене: натуральные ткани сильно собирают пыль, а шторы из полиэстера, созданные по современной технологии, — практически нет», — рассказывает Нелли Тибелиус.

Своеобразной фишкой «Леди Прима» стал комплексный подход: от профессиональной консультации декоратора при выборе ткани и фурнитуры до пошива штор и монтажа гардин.

Можно, конечно, производить готовые шторы, как одежду в масс-маркете, но мешает, во-первых, огромное разнообразие размеров, а во-вторых, слишком уж разные пожелания заказчиков. Шторы всегда останутся индпошивом, — уверена предприниматель.

Средний чек в «Леди Прима» — порядка 25 тыс. руб., хотя усреднить довольно сложно: один купил банное полотенце, а другой — комплект штор в большой коттедж. «Самые просветленные меняют шторы раз в два года, а обычно — раз в три-пять лет. Мне нравится, когда есть заказ на апгрейд: допустим, нет сил и денег на ремонт, но интерьер надоел. В этой ситуации сменить домашний текстиль — самое простое и доступное решение, благодаря которому можно даже интерьер с восточным колоритом превратить в лаконичный прибалтийский или, наоборот, внести яркие сочные акценты, — говорит Нелли Тибелиус. — Было время, когда в тренде был только бежевый, серый и все великое множество промежуточных оттенков. Но времена, когда человек приходил купить «что-то веселенькое», а в конечном итоге заказывал светло-бежевые немаркие шторы, к счастью, уже прошли».

Весь бизнес ушел в онлайн

Кризис, по признанию Нелли Тибелиус, это даже неплохо: просто надо начинать думать головой и работать в три раза больше. «Мне не интересна стабильность. И в 1997 году мне в бизнесе стало скучно. А в 1998-ом — опять интересно, — признается предприниматель. — В 2008 году, когда курс валюты вырос практически вдвое, бизнес опять фактически обрушился. Но если раньше нефтяная труба хорошо качала и уровень доходов людей восстановился достаточно быстро, то тут уже была иная ситуация. Да и сам рынок изменился полностью: уже не было дикой потребности в товаре. Чтобы остаться на плаву, пришлось перестраивать всю систему. Раньше каждый магазин был как склад: ткани хранились в рулонах на стеллажах, продавцы принимали заказы, отмеряли отрез, везли в мастерскую. Теперь мы вывезли все товарные остатки на единый склад, что, кстати, неплохо для учета и контроля, и завели в программе правильную ассортиментную матрицу. Декоратор в салоне производил обсчет, заносил информацию в программу, брал предоплату — и в тот же момент на складе раскраивалась ткань и передавалась в цех пошива».

«Понимающие люди с деньгами в эту нишу не бросались. Выживали фанаты», — Нелли Тибелиус 3

В 2013 г., когда в «Леди Прима» завершился очередной переход на новые рельсы, Нелли Тибелиус приняла решение отойти от оперативного управления бизнесом — на целых пять лет.

Конечно, в первое время было непросто, каждый день заходила в программу, чтобы посмотреть финансовые показатели. Каково же было мое удивление, когда буквально в течение первых месяцев выручка значительно выросла! — рассказывает она. — На самом деле объяснение простое: я по духу — предприниматель, а не управленец. Разница в подходе: управляющий ставит задачи и контролирует их исполнение. А собственник бизнеса чувствует рынок, угадывает тренды, задает направление развития. Хороший руководитель вряд ли сможет создать собственный успешный бизнес: он развивает управленческие навыки, растет в масштабе бизнеса. И по-хорошему, собственнику бизнеса не стоит замыкать на себе все бизнес-процессы, а включаться только в острые моменты.

Спустя пять лет запас прочности стал заканчиваться, бизнес остро нуждался в новых прорывных идеях. «Мы привыкли, что «Леди Прима» — это бренд, что нас все и так знают, и немного расслабились. В конечном счете ситуация с продажами стала настолько сложной, что пришло время и мне поработать, вывести компанию на другой уровень. Это работа собственника — даже самый потрясающий наемный менеджер этого сделать не сможет», — уверена Нелли Тибелиус.

Однако после возвращения собственницу бизнеса, по ее собственному признанию, ждало немало сюрпризов. «Когда я уходила, конечно, уже были сайты, онлайн-торговля, но за пять лет этот сегмент вырос просто в космических масштабах. Сейчас большинство информации люди получают из интернета. Возник вопрос — погугли. Или посмотрите, что творится сегодня в соцсетях. Instagram стал глобальной торговой площадкой. Моя дочь всегда была отличным баером, который прекрасно разбирается в модных тенденциях, но за тот год, что она сидела в декрете, стала еще и популярным блогером с многотысячной аудиторией, практически не прикладывая усилий», — рассказывает Нелли Тибелиус.

Год назад «Леди Прима» запустила на своем сайте интернет-магазин. «Сейчас 90% клиентов по-прежнему хотят прийти в салон — увидеть ткани своими глазами, оценить на ощупь. Наша цель в том, чтобы заказать шторы можно было буквально в два клика, не вставая с дивана», — говорит предприниматель. И первые ласточки уже есть: так, достаточно крупные заказы именно через интернет-сайт сделали бывшие челябинки, которые сейчас живут в Италии и США.

«Понимающие люди с деньгами в эту нишу не бросались. Выживали фанаты», — Нелли Тибелиус 4

Сегодня у «Леди Прима» пять собственных магазинов в Челябинске и два — в Екатеринбурге, кроме того, компания сотрудничает с интерьерными салонами, которые ориентированы на профессиональных дизайнеров. «Екатеринбург, конечно, не только больше, но и богаче, там много элитного жилья, которое приобретают в том числе и обеспеченные жители северных регионов. Но если в Челябинске, по моим ощущениям, мы лидеры в этом сегменте, то там — «одни из»: яркого лидера в сегменте «средний плюс» и VIP нет. Выручают два конкурентных преимущества — наличие качественных европейских тканей на складе и грамотный, качественный пошив», — рассказывает Нелли Тибелиус. 

За прошедшие пять лет разительно изменились не только каналы дистрибуции, но и размер среднего чека: покупатели стремятся сэкономить. «Маржа упала очень сильно: постоянно предлагаем различные бонусы, скидки в рамках программы лояльности — да, порой в ущерб прибыли, но это позволяет не растерять клиентскую базу», — признается собственница салонов.

На новом витке развития бизнеса она ставит амбициозную цель удвоить выручку в следующем году и в качестве первоочередных задач видит переориентацию со входящих звонков на исходящие и развитие корпоративного сегмента продаж, который в кризис просел особенно заметно. «Радует, что часто стали заказывать шторы на заводы, причем не только бархатные портьеры в кабинет директора, но и специальные шторы в цеха — даже суровым рабочим хочется уюта», — улыбается Нелли Тибелиус. И то ли в шутку, то ли всерьез называет себя самым большим фанатом Челябинска: «Уезжать точно никуда не собираюсь. Хочу, чтоб мой город развивался и богател и мой бизнес в городе развивался и богател».

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.