Почему Челябинская область через пять лет закрепит статус «токсичной»

Доцент Финансового университета при правительстве РФ рассуждает о том, как Южный Урал растерял советский потенциал и превращается в свалку радиоактивных отходов.

Алексей Васильевский, доцент Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ:

— В советские годы Челябинск разросся не потому, что в регионе комфортные условия для жизни и хозяйственной деятельности, а потому что нашлись аргументы в системе координат плановой экономики. Строились промышленные гиганты, стягивались рабочие. В системе рыночных критериев траектория развития города была бы совсем другой и численность населения не выросла бы столь существенно. Косвенным образом это подтверждается и тем, что за годы рыночных преобразований многие из крупнейших предприятий практически прекратили деятельность или ликвидированы.

Таким образом, силы и факторы, обеспечившие рост города, уже не действуют, и становится актуальной оценка перспектив города в свете проявляющихся тенденций, вызовов и рисков.

Производственный сектор национальной экономики в рыночных условиях и при сложившейся системе администрирования оказался неконкурентоспособным. Однако резервы, накопленные за годы развития плановой экономики, длительное время выполняли некоторую компенсирующую роль. Их полное исчерпание может сопровождаться достаточно жестким переформатированием всего социально-экономического пространства страны. Наложение существующих трендов на Челябинскую область в ее текущем состоянии позволяет получить достаточно тревожный сценарный прогноз.

В ближайшие 3-5 лет за Челябинской областью окончательно закрепится специализация на ресурсоемких экологически опасных производствах с минимальным уровнем добавленной стоимости и размещении свалок токсичных (в том числе радиоактивных) отходов.

Это идет вразрез с интересами большинства жителей региона, которые отреагируют на это «достижение» совершенно определенным образом. Предвосхищающая и запускающая кризис эмиграционная волна может затронуть до пяти процентов населения области. Уедут преимущественно наиболее активные и предприимчивые граждане, выводящие из региона и свой капитал, и деловые способности. Это повлечет за собой снижение поступлений в региональный бюджет из местных источников от 20 до 50%. Это еще более подстегнет эмиграцию наиболее активной и инициативной части населения, особенно молодежи.

Кроме того, молодежь, устроившаяся на новом месте, будет стремиться забирать из региона родственников и близких. Усилится перевод бизнеса и капитала в регионы с более высокими показателями деловой активности. Экономическая деятельность в регионе в части многих (преимущественно высокотехнологичных) отраслей приобретет затухающий характер. Это также спровоцирует отъезд наиболее образованной и квалифицированной части населения.

Начнется быстрый рост пустующего жилого фонда: число предложений о продаже жилья будет стабильно превышать спрос, стоимость объектов недвижимости упадет в разы и в крупных населенных пунктах строительство прекратится полностью. Одновременно с этим тарифы на услуги монополистов (ЖКХ, энергетика, транспорт) достигнут запредельных размеров. С учетом критической закредитованности оставшегося населения может начаться массовое банкротство. Есть вероятность, что ни местные, ни федеральные власти не будут готовы к предотвращению такого развития событий. Людей, оказавшихся в тяжелом положении, в регионе не будет удерживать абсолютно ничего.

Из-за наложения процессов миграции населения из региона, низкой рождаемости и высокой смертности сокращение численности коренных жителей приобретет лавинообразный характер. Миграционный приток не обеспечит решения демографической проблемы, лишь усилив маргинализацию и люмпенизацию всех слоев общества, начиная с безработных и заканчивая чиновничеством и предпринимательством.

Регион станет токсичным не только в экологическом, но и в экономическом, финансовом, социальном отношениях. Сопутствующая этим процессам криминализация и рост преступности сделают жизнь в регионе для нормальных людей невыносимой, что может привести к появлению беженцев из Челябинска и области.

При реализации такого сценария можно ожидать, что уже в тридцатые годы XXI-го века население региона составит менее одного миллиона человек.

Безусловно, это только один из возможных сценариев развития событий в обозримом будущем. Для его предотвращения необходима адекватная социально-экономическая политика, направленная на формирование в общественном сознании новых социальной парадигмы и деловой культуры. Экономика региона должна быть ориентирована не на извлечение прибыли инвесторами, а на улучшение жизни населения.

Местному обществу необходим новый взгляд на привычные вещи, на застаревшие и закостенелые проблемы – загрязнение города, неудобные и убогие архитектурно-строительные и планировочные решения, физически и морально устаревшее жилье и коммуникации, соседство с экологически вредными производствами.

Невозможно одновременное процветание общества и загрязняющих и отравляющих среду его обитания производств.

Развитие отраслей экономики с высоким уровнем добавленной стоимости, в отличие от горнодобывающих, обогатительных и металлургических переделов, обеспечит рост валового регионального продукта на одного жителя в несколько раз. А сохранение в гипертрофированных размерах присутствия производств сырьевого характера и начальных технологических переделов гарантирует населению бедность и социальную отсталость. Нуждаются в возрождении высокотехнологичные производства: станкостроение, тракторостроение, производства дорожно-строительной техники, электротехники и электроники. Регион способен освоить и новые сферы: например, может быть создан мосто- и тоннелестроительный кластер — есть рынок с долгосрочным потенциалом. Другим основанием является преграда, отделяющая область и другие сибирские регионы от европейской части страны – Уральские горы – и не соответствующая потребностям экономики и общества трасса М5.

Если Челябинск собирается развиваться, необходима качественная, быстрая и безопасная магистраль. Ее сооружение невозможно без широкого использования тоннелей и эстакад.

Этот проект можно смело назвать Южно-Уральской Дорогой Жизни. Во-первых, она жизненно необходима многим тысячам человек, передвигающимся из Европы в Азию и обратно. Во-вторых, она будет фактором повышения конкурентоспособности для всего региона, обеспечивая быстрый и эффективный транзит пассажиров и грузов на потенциально гораздо более оживленном направлении межу северо-западом России и Европой, с одной стороны, и Средней Азией и Северо-западом Китая, с другой. Фактически, такая дорога может вдохнуть в Челябинскую область новую жизнь. Современные дороги должны сооружаться и на Алтае, и в Крыму, и в Краснодарском крае, и во многих других местах. Поэтому такой кластер может быть загружен работой на десятилетия вперед.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.