Почему Челябинская область через пять лет закрепит статус «токсичной»

Доцент Финансового университета при правительстве РФ рассуждает о том, как Южный Урал растерял советский потенциал и превращается в свалку радиоактивных отходов.

Алексей Васильевский, доцент Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ:

— В советские годы Челябинск разросся не потому, что в регионе комфортные условия для жизни и хозяйственной деятельности, а потому что нашлись аргументы в системе координат плановой экономики. Строились промышленные гиганты, стягивались рабочие. В системе рыночных критериев траектория развития города была бы совсем другой и численность населения не выросла бы столь существенно. Косвенным образом это подтверждается и тем, что за годы рыночных преобразований многие из крупнейших предприятий практически прекратили деятельность или ликвидированы.

Таким образом, силы и факторы, обеспечившие рост города, уже не действуют, и становится актуальной оценка перспектив города в свете проявляющихся тенденций, вызовов и рисков.

Производственный сектор национальной экономики в рыночных условиях и при сложившейся системе администрирования оказался неконкурентоспособным. Однако резервы, накопленные за годы развития плановой экономики, длительное время выполняли некоторую компенсирующую роль. Их полное исчерпание может сопровождаться достаточно жестким переформатированием всего социально-экономического пространства страны. Наложение существующих трендов на Челябинскую область в ее текущем состоянии позволяет получить достаточно тревожный сценарный прогноз.

В ближайшие 3-5 лет за Челябинской областью окончательно закрепится специализация на ресурсоемких экологически опасных производствах с минимальным уровнем добавленной стоимости и размещении свалок токсичных (в том числе радиоактивных) отходов.

Это идет вразрез с интересами большинства жителей региона, которые отреагируют на это «достижение» совершенно определенным образом. Предвосхищающая и запускающая кризис эмиграционная волна может затронуть до пяти процентов населения области. Уедут преимущественно наиболее активные и предприимчивые граждане, выводящие из региона и свой капитал, и деловые способности. Это повлечет за собой снижение поступлений в региональный бюджет из местных источников от 20 до 50%. Это еще более подстегнет эмиграцию наиболее активной и инициативной части населения, особенно молодежи.

Кроме того, молодежь, устроившаяся на новом месте, будет стремиться забирать из региона родственников и близких. Усилится перевод бизнеса и капитала в регионы с более высокими показателями деловой активности. Экономическая деятельность в регионе в части многих (преимущественно высокотехнологичных) отраслей приобретет затухающий характер. Это также спровоцирует отъезд наиболее образованной и квалифицированной части населения.

Начнется быстрый рост пустующего жилого фонда: число предложений о продаже жилья будет стабильно превышать спрос, стоимость объектов недвижимости упадет в разы и в крупных населенных пунктах строительство прекратится полностью. Одновременно с этим тарифы на услуги монополистов (ЖКХ, энергетика, транспорт) достигнут запредельных размеров. С учетом критической закредитованности оставшегося населения может начаться массовое банкротство. Есть вероятность, что ни местные, ни федеральные власти не будут готовы к предотвращению такого развития событий. Людей, оказавшихся в тяжелом положении, в регионе не будет удерживать абсолютно ничего.

Из-за наложения процессов миграции населения из региона, низкой рождаемости и высокой смертности сокращение численности коренных жителей приобретет лавинообразный характер. Миграционный приток не обеспечит решения демографической проблемы, лишь усилив маргинализацию и люмпенизацию всех слоев общества, начиная с безработных и заканчивая чиновничеством и предпринимательством.

Регион станет токсичным не только в экологическом, но и в экономическом, финансовом, социальном отношениях. Сопутствующая этим процессам криминализация и рост преступности сделают жизнь в регионе для нормальных людей невыносимой, что может привести к появлению беженцев из Челябинска и области.

При реализации такого сценария можно ожидать, что уже в тридцатые годы XXI-го века население региона составит менее одного миллиона человек.

Безусловно, это только один из возможных сценариев развития событий в обозримом будущем. Для его предотвращения необходима адекватная социально-экономическая политика, направленная на формирование в общественном сознании новых социальной парадигмы и деловой культуры. Экономика региона должна быть ориентирована не на извлечение прибыли инвесторами, а на улучшение жизни населения.

Местному обществу необходим новый взгляд на привычные вещи, на застаревшие и закостенелые проблемы – загрязнение города, неудобные и убогие архитектурно-строительные и планировочные решения, физически и морально устаревшее жилье и коммуникации, соседство с экологически вредными производствами.

Невозможно одновременное процветание общества и загрязняющих и отравляющих среду его обитания производств.

Развитие отраслей экономики с высоким уровнем добавленной стоимости, в отличие от горнодобывающих, обогатительных и металлургических переделов, обеспечит рост валового регионального продукта на одного жителя в несколько раз. А сохранение в гипертрофированных размерах присутствия производств сырьевого характера и начальных технологических переделов гарантирует населению бедность и социальную отсталость. Нуждаются в возрождении высокотехнологичные производства: станкостроение, тракторостроение, производства дорожно-строительной техники, электротехники и электроники. Регион способен освоить и новые сферы: например, может быть создан мосто- и тоннелестроительный кластер — есть рынок с долгосрочным потенциалом. Другим основанием является преграда, отделяющая область и другие сибирские регионы от европейской части страны – Уральские горы – и не соответствующая потребностям экономики и общества трасса М5.

Если Челябинск собирается развиваться, необходима качественная, быстрая и безопасная магистраль. Ее сооружение невозможно без широкого использования тоннелей и эстакад.

Этот проект можно смело назвать Южно-Уральской Дорогой Жизни. Во-первых, она жизненно необходима многим тысячам человек, передвигающимся из Европы в Азию и обратно. Во-вторых, она будет фактором повышения конкурентоспособности для всего региона, обеспечивая быстрый и эффективный транзит пассажиров и грузов на потенциально гораздо более оживленном направлении межу северо-западом России и Европой, с одной стороны, и Средней Азией и Северо-западом Китая, с другой. Фактически, такая дорога может вдохнуть в Челябинскую область новую жизнь. Современные дороги должны сооружаться и на Алтае, и в Крыму, и в Краснодарском крае, и во многих других местах. Поэтому такой кластер может быть загружен работой на десятилетия вперед.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.