Олег Иванов. Ресторатор из золота.

Он вышел из системы советских ОРСов и первые деньги заработал на торговле ювелирными украшениями. Сегодня Олег Иванов — игрок федерального ювелирного рынка и один из успешных рестораторов Челябинска.

Бизнесмен признался «ДК», что никогда не стремился быть близко к власть имущим, что делало его бизнес не менее успешным.


Отец — фрезеровщик на заводе, мать — фельдшер на «скорой помощи». Родители Олега Иванова, как и многие люди советского времени, мечтали, чтобы сын поступил в институт и стал инженером. Первое желание сбылось — на вечернее отделение в ЧПИ он поступил. Но, поработав автослесарем, тогда еще студент понял: механико-технологический факультет — не его стезя, перевелся в Институт советской торговли и устроился продавцом в магазин. Набравшись опыта в торговле, ушел на железную дорогу в отдел рабочего снабжения (ОРС) Челябинского отделения ЮУЖД. Этот поворот жизни Олег Иванов называет «знаковым событием».


Карьерный взлет на заготовке овощей


В советское время практически вся торговля осуществлялась через систему ОРСов. Такие структуры существовали во всех отраслях плановой экономики (ОРСы военторга, Челябугля, Челябзолота и др.), они обеспечивали всем необходимым подведомственные организации. ОРС НОД-2 ЮУЖД был одним из самых крупных.
Карьера в структурах ОРСа пошла в гору, когда молодой экспедитор отличился на заготовке овощей. Планы, установленные партией, по объемам отгрузки на склады советский коммунист и железнодорожник Иванов не просто выполнял, а перевыполнял: «Осенью 2–3 колхоза за тобой закреплялись. Ты должен был ехать организовывать вывоз картофеля, капусты, а транспорта не хватало, приходилось применять коммерческий подход, договариваться с селянами, чтобы они грузили именно на наши склады, им-то, по большому счету, все равно было, какому ОРСу грузить».
Умение найти общий язык с колхозниками через пару лет было замечено. Олег Иванов возглавил Бердяушский ОРС, в его подчинении были магазины, пекарни и даже конюшня. Позже г-н Иванов уехал в Челябинск, где дорос до руководителя Челябинского ОРСа. После распада СССР система ОРСов была упразднена. Олег Иванов покинул железную дорогу.


В бизнес с партнером из КГБ


С железной дороги он ушел без какой-либо недвижимости, но с большим опытом и связями. Начинал с торговых кооперативов. Арендовать помещения, имея знакомства в сфере торговли, было несложно. Те же старые связи привели его на зарождающийся ювелирный рынок: «Оказался случайно знаком с начальником ОРСа ЮжУралЗолота, через которого познакомился с руководителями ювелирных заводов». Первый ювелирный магазин открылся в 1993 г. (в помещениях бывших общественных туалетов).
В партнеры Олег Иванов пригласил своего друга Константина Тупицына, который до развала СССР работал в структурах КГБ. Их союз называли удачным тандемом, вспоминает г-н Тупицын: «Моя задача была сделать так, чтобы бандиты не лезли». Впрочем, история, характерная для лихих 90-х, Олега Иванова не обошла. В 1997 г. рано утром, когда он вышел погулять с собакой, на него напали неизвестные. В предпринимателя стреляли, но не попали. Олег Иванов получил ножевое ранение. «Он боец, сильный духом, — характеризует своего друга Константин Тупицын, — ведь в одиночку отбивался от троих». «Нападение было совершено по наводке: узнали, что человек занимается ювелирным бизнесом, и караулили», — считает партнер Олега Иванова. Тогда было возбуждено уголовное дело, но никого не нашли.
А бизнес шел в гору. Появился магазин «Жемчуг» (на ул. Свободы), после ювелирные всходы доросли до розничной сети по продаже драгоценностей. Сегодня Олег Иванов — владелец федерального холдинга «Золотой стандарт», в состав которого входят оптовые представительства, розничные предприятия и ломбарды в пяти городах УрФО: Челябинске, Кургане, Перми, Екатеринбурге и Уфе.
Впрочем, несколько лет назад бизнесмен отошел от ювелирных дел, отдав бразды правления заместителю Владимиру Мешалкину. А себя полностью посвятил ресторанному бизнесу, в который попал совершенно случайно.
«Титаник», который не пошел ко дну
В 2000 г. у Олега Иванова появилась возможность арендовать в центре города помещение. Но идея приспособить квадратные метры под ювелирный магазин казалась малоперспективной. «Хотели сделать заведение, где можно со своими друзьями посидеть», — вспоминает г-н Иванов. Так на ул. Цвиллинга появился новый и уникальный для своего времени ресторан.
Поначалу были мысли о заведении с мексиканской кухней, но победил другой вариант. Выбор концепции и названия определил нашумевший тогда фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Ресторан получил такое же имя. «Ничего подобного не было тогда, наш ресторан появился, как бомба, и начали появляться другие идеи», — вспоминает ресторатор. Спустя какое-то время ресторан уже не вмещал всех желающих. Чтобы расширить залы, пришлось выкупать площади у других арендаторов. Тогда к Олегу Иванову пришло понимание, что на ресторанном бизнесе можно неплохо зарабатывать, тем более что рынок на тот момент был практически не занят.
Впрочем, не успев начаться, новый для бывшего железнодорожника ресторанный бизнес мог рухнуть совсем, причем из-за реформирования железной дороги.
Наработанные во время работы в ОРСе связи во многом помогали Олегу Иванову в бизнесе. Помещения под размещение ювелирных магазинов он брал в аренду у структур ЮУЖД, в которых сохранились знакомства. На таких площадях разместился и ресторан «Титаник». Но весной 2003 г. наряду с помещениями в других зданиях центра города они были арестованы судебными приставами. Формальная причина — долг собственника (структур железной дороги) в 95 млн руб., рассчитаться по которому было невозможно, потому что предприятие ликвидировалось из-за реформирования МПС. Парадокс был в том, что все арестованные помещения были выставлены на торги единым лотом. Причем возможности участвовать в аукционе предпринимателям-арендаторам не предоставили.
По всей видимости, тогда Олег Иванов понял, что в одиночку отвоевать место не получится. «Он выступил инициатором объединения всех заинтересованных предпринимателей, а нас было 11 человек», — вспоминает директор спортивно-оздоровительного центра «Надежда» Александра Медведева, которая тоже не хотела лишиться помещений. Тогда же от имени бизнесменов была направлена жалоба в прокуратуру о том, что информация о торгах, которая по закону должна была быть открытой, была опубликована в газете со смешным тиражом в 50 экземпляров. Сделка по продаже зданий единым лотом неким московским структурам (как писали СМИ) в итоге была отменена. А г-н Иванов и другие предприниматели смогли продлить аренду. В ноябре 2012 г. Олег Иванов выкупил помещение у Росимущества на аукционе в Москве.
Удачный опыт защиты интересов бизнеса, по всей видимости, привел Олега Иванова к мысли, что добиться справедливости можно коллективно. И в 2006 г. при его активном участии была создана Ассоциация рестораторов города Челябинска, которую он возглавил.
Ресторанная составляющая бизнеса после истории с судебными приставами начала активно развиваться. В 2003 г. открылась сервис-кухня «Олivье» и летний ресторан мексиканской кухни La Cucaracha, в 2004 г. — кофейня-суши «Sушка», кафе «Солянка», кофейня «Кекс» и ресторан Tusse. В следующие годы открывались все новые заведения. Одни приходили на смену старым, другие добавлялись к растущей ресторанной империи.


Со столичными амбициями


С особой ностальгией ресторатор вспоминает о летнем ресторане La Cucaracha. (за идеями для интерьера и меню Иванов лично ездил в Мексику). Хозяину территории, на которой он размещался, потребовались площади для развития собственного бизнеса, и договор аренды площадки в проходном месте был расторгнут. Впрочем, мексиканская La Cucaracha жива до сих пор: проданный по франшизе, ресторан работает в Тюмени и Орске. Покупали франшизу и на японский ресторан «Sушка» — еще одно детище челябинского ресторатора.

 


В самом начале челябинец придумывал концепции заведений практически единолично, теперь над этим работает целая команда: «Раньше 90% идей было моих, сейчас большинство придумываются либо коллегиально мозговыми штурмами, либо моя дочь придумывает — она мой партнер и заместитель в компании «Рестостар».
Вместе с дочерью Екатериной Олег Иванов придумал ресторан Family Grill, концепция которого (мясной семейный ресторан, где подают блюда из говядины, выращенной исключительно на Урале) была признана одной из лучших в стране и получила диплом за 5-е место на VII церемонии вручения премии «Пальмовая ветвь». Причем в конкурентах у челябинского ресторана были сплошь столичные заведения общепита.
Впрочем, не все идеи бизнесмена были успешными. 20% процентов неудач — это нормально, считает он. Сервис-кухня «Олivье» — первенец среди предприятий кейтеринга в Челябинске — закрылась через несколько лет, когда в городе появились конкуренты (готовые салаты и выпечку стали продавать во многих торговых сетях): «Если этот бизнес себя еле-еле содержит, то работать ради зарплаты смысла нет», — поясняет г-н Иванов. Примерно то же произошло с рестораном Tusse, который, недолго проработав, подвергся ребрендингу и превратился в Las Margaritos. Клуб «Занзибар» просуществовал вообще одну зиму. «На месте злачного места, где танцевали голые танцовщицы на барной стойке, мы открыли детскую пиццерию «Папа Карло», — иронизирует бизнесмен.
Один из коммерческих просчетов связан с магазином европейской одежды, который, едва успев открыться в 2005 г., «прогорел».


Не покорившийся London.ru


В 2005 г. на ул. Свободы выросло новое здание в стиле хай-тек. В помещениях площадью около 1700 кв. м разместился магазин мультибрендовой одежды London.ru. «До этого времени в Челябинске существовал дефицит качественной брендовой одежды для среднего класса, — вспоминает свою задумку гендиректор группы «Рестостар», — и мы решили развивать это направление».
Поставки одежды шли напрямую из Великобритании. Причем было неважно, где шилась одежда — в Европе, Турции или Китае. Главное, что она шилась для европейцев. В этом, по задумке Олега Иванова, была фишка, которая должна была привлечь покупателя.
Расчет оказался неверным. Из-за убытков в 2006 г. «Рестостар» подписала контракт с компанией London Consulting & Management Company на поиск арендаторов. Игроки тогда назвали уход Олег Иванова с рынка модной одежды закономерным — дескать, не его это. Директор салона одежды Mango Денис Попов, тогда заявлял, что «эксперимент с одеждой у «Рестостар» не удался из-за неудачного месторасположения здания — достаточно отдаленного от пр. Ленина, в месте небольшой проходимости». В то время велись работы по расширению прилегающей к магазину проезжей части, что тоже было не на руку бизнесу.
Сам Олег Иванов называет другие причины неудачи: завозил все товары по закону (а налоги на ввоз были бешеные), но оплаченный в Европе товар не всегда доходил до Челябинска: «Каждый второй контейнер грабили на границе таможенники — Кронштадтская таможня, мы даже судились с ними». Выемки из контейнеров, по оценкам бизнесмена, иной раз составляли три-четыре тысячи евро: «Я просил транспортную прокуратуру помочь, но таможня — это ж государство в государстве», — вспоминает г-н Иванов попытки добиться справедливости. Еще одной статьей убытка для ресторатора было оформление сертификатов качества в Роспотребнадзоре: «Парадокс: покупаешь три куртки, из них две возьмут на анализ — в лаборатории изрежут, чтобы проверить, из чего сшиты».
В итоге бизнесмен покинул рынок брендовой одежды и сосредоточился на ресторанном бизнесе. Сейчас в здании на ул. Свободы — также заведения общепита. В их числе ресторан «Причал», ресторан-паб KingsCross и зал итальянской пиццерии PapaCarlo.
По признанию Олега Иванова, ресторанный бизнес постоянно меняется: «В этом году вроде ничего масштабного не сделали, а около 30 млн на развитие ушло». В будущем году в городе появятся новые заведения, такие планы есть. Но посвящать в них предприниматель не захотел.


Об отношениях с властью и туризме


Ресторатор считает заблуждением, что успешный бизнес могут вести только приближенные к власти, потому и не попадал в немилость: «Предпочитаю держать нейтралитет, а к действующей власти проявляю лояльность», — поясняет бизнесмен свой принцип. Сегодня Олег Иванов беспартийный (в советское время был коммунистом): «Если не занимаешься политикой, то она займется тобой, чем я и рискую». «Меня волнуют социальные проблемы, вижу пути их решения, есть свое представление, как должно быть устроено общество, но этому нужно себя посвящать, а это не мое», — добавляет он.
Развитие ресторанного бизнеса в Челябинске он связывает с развитием в регионе туризма. Сейчас власти, по мнению Олега Иванова, занимаются этим направлением: «Не хочу никому дифирамбы петь, но делается много для увеличения привлекательности региона для инвесторов, для того, чтобы сделать область туристической».
Впрочем, Челябинску по развитию туризма и ресторанного бизнеса еще далеко до соседнего Екатеринбурга, поясняет г-н Иванов: «Или там город наводнен иностранцами, много посольств, транснациональных компаний, развит деловой туризм — или наш Челябинск, который всю жизнь был закрытым городом, никакого тебе туризма, аэропорт маленький… Пока мы можем рассчитывать только на покупательную способность горожан».
 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.