Обзор:Веб-разработчики

эксперты  Дмитрий Батраков директор Интернет-агентства DEXTRA Виктор Вальчук директор компании «АРБ-Консалтинг» Елена Величко руководитель программы управления интернет-проектами iq-site

Последние два года объем челябинского рынка веб-разработок удваивался ежегодно. Тем не менее, до насыщения рынок был далек, и это позволяло большинству крупных игроков мирно работать в наиболее высокорентабельных сегментах. В конце 2008 г. новая экономическая ситуация заставила часть крупных веб-разработчиков покуситься на ниши, которые раньше занимали небольшие компаний, а некоторые компании заговорили об экспансии на богатый столичный рынок. Почему кризис мало отразился на объеме рынка веб-разработки?
Зачем крупные игроки отнимают у «малышей» бюджетный сегмент?
Кого берут на работу челябинские веб-разработчики?
эксперты 
Дмитрий Батраков
директор Интернет-агентства DEXTRA
Виктор Вальчук
директор компании «АРБ-Консалтинг»
Елена Величко
руководитель программы управления интернет-проектами iq-site компании «МД-групп»
Николай Жуков
директор компании «ФЛЕКСАЙТС»
Сергей Подкорытов
директор интернет-компании «Стратегия Роста»
Александр Расин
генеральный директор компании «Урал Медиа»
Василий Шушарин
директор интернет-студии «Янтарное Небо»

Объем челябинского рынка веб-разработок за 2008 г. составил 100-130 млн руб. (оценки директора компании «ФЛЕКСАЙТС» НИКОЛАЯ ЖУКОВА). Из них примерно 50 млн руб. приходится на сегмент разработки сайтов. Около 20-30 млн руб. — на сопутствующие услуги (поисковая оптимизация, редизайн, обновление контента и др.). И примерно 30-50 млн руб. — продвижение на 74.ru, Mail.ru и подобных порталах.

По мнению директора компании «АРБ-Консалтинг» ВИКТОРА ВАЛЬЧУКА, за 2008 г. рынок вырос в два раза. Между тем, по словам экспертов, скорого насыщения рынка ждать не стоит. «Потенциальный объем рынка на порядки больше: бюджеты на продвижение растут, но у абсолютного большинства предприятий составляют много меньше 1% от общих рекламных затрат», — утверждает Николай Жуков.

Рынок веб-разработок бурно растет и далек от насыщения

Челябинский рынок веб-разработки не похож на большинство других местных рынков: иногородние компании на него экспансию не ведут. В Челябинске на постоянной основе не работают ни федеральные веб-разработчики, такие как «Студия Артемия Лебедева», ни екатеринбургские компании, вроде «Медиасайт» и КСК. «Они ориентируются на цену проекта не ниже 300 тыс. руб. В нашем городе клиентов, которые готовы платить такие деньги, практически нет. Поэтому федеральные игроки на рынке в ближайшее время вряд ли появятся», — объясняет директор интернет-студии «Янтарное Небо» ВАСИЛИЙ ШУШАРИН.

Одним из основных факторов роста челябинского рынка веб-разработок является увеличение числа горожан, пользующихся Интернетом. По данным iq-site, этот показатель ежегодно удваивается за счет экономически активной части населения. «В Челябинске уже сформировался конгломерат в хорошем смысле офисных «лентяев», которые воспринимают информацию не с помощью традиционных источников (радио, телевидение, газеты и журналы), а через Интернет. Бизнес реагирует на это, создавая сайты, увеличивая бюджет на интернет-рекламу. Сегодня грамотно организованное интернет-присутствие — это серьезное конкурентное преимущество во многих рыночных сегментах», — комментирует руководитель программы управления интернет-проектами iq-site компании «МД-групп» ЕЛЕНА ВЕЛИЧКО.

Другая причина роста рынка — повышение уровня компьютеризации работающих в Челябинске компаний. Как отмечает Виктор Вальчук, заказчики нередко используют веб-технологии для планирования работы, внутрикорпоративного общения, оформления отчетности. Это позволяет эффективнее распределять рабочее время сотрудников и экономить ресурсы. К примеру, по наблюдениям Николая Жукова, на обычное оформление заявки челябинским дилером условной московской компании уходит по одному часу рабочего времени с каждой стороны. Через Интернет — максимум 15 минут суммарно. «Рабочее время логиста освобождается. Его можно направить на другие полезные операции. Это актуально. На Цинковом заводе, например, по такому принципу организована тендерная он-лайн площадка. Другой пример — сайт компании «Первое маршрутное телевидение», который позволяет сотрудникам и партнерам компании оперативно вести учет заказов, обмениваться видео-роликами, контролировать цены и проводить маркетинговые акции», — приводит примеры г-н Жуков.

У большинства челябинских веб-разработчиков основная доля продаж по-прежнему приходится на веб-сайты. Однако доля в оборотах дополнительных услуг и доходов от веб-продвижения активно растет. Например, в 2005 г. доля допуслуг в «Урал Медиа» не превышала 2%, а по итогам 2008 г. соотношение этих сегментов в общем объеме выручки компании составило примерно 50 к 50. «Доля допуслуг вырастет еще сильнее. Их рост связан с общим развитием интернет-грамотности заказчиков. Многие уже понимают, что эффективно работает только лишь оптимизированный под поисковые системы и широко известный среди целевой аудитории сайт», — считает генеральный директор компании «Урал Медиа» АЛЕКСАНДР РАСИН.

Для того чтобы удовлетворять растущие потребности заказчиков в разработке веб-сайтов и дополнительных услугах в полном объеме, веб-разработчики увеличивают штат. Например, директор интернет-компании «Стратегия Роста» СЕРГЕЙ ПОДКОРЫТОВ готов принять на работу дополнительных менеджеров по продажам и веб-программиста. Виктор Вальчук заинтересован пополнить штат сотрудников, занимающихся оптимизацией веб-сайтов. «Долю рынка терять нельзя: если он увеличивается в два раза, то и «АРБ-Консалтинг» должен расти пропорционально. Будем принимать новых людей и задействуем дополнительные ресурсы, которые позволят делать больше силами уже существующих сотрудников. Некоторые компании стремятся выполнять работы по продвижению в Интернете своими силами. Для таких мы организовали специальный курс «Руководитель интернет-проекта» на базе «Уральской школы бизнеса», — говорит г-н Вальчук.

При расширении штата Александр Расин советует ориентироваться на объемы заказов дополнительных услуг. Например, один специалист с профильным стажем около двух лет может одновременно вести 7-8 проектов.

Веб-разработчики охотятся на небольшие компании За последние три года количество работающих в Челябинске веб-разработчиков удвоилось. Сегодня на нем присутствует около 60 игроков. Из них около 10 компаний участники рынка считают крупными. К лидерам принято относить DEXTRA, «ФЛЕКСАЙТС», «Стратегия роста», «АРБ-Консалтинг», Sitko.Ru, «Урал Медиа», Lab.Net. Большинство из перечисленных компаний создает около 60-70 сайтов в год. На их долю и долю кэптивных (ориентированных на одного-двух заказчиков, либо на обслуживание только своего холдинга) разработчиков приходится около половины рынка. Вторую половину рынка вкупе с фрилансерами, небольшими фирмами и студентами-кустарями занимают игроки «второго эшелона»: порядка 10 компаний.

Большинство лидеров челябинского рынка позиционируется в среднем и верхнем ценовых сегментах. В средней ценовой нише стоимость стандартного типового проекта находится в границах в 35-50 тыс. руб. Как правило, это сайт, содержащий основную информацию о деятельности компании, контакты, схему проезда и расширенный управляемый каталог продукции. Проекты верхнего ценового диапазона чаще всего укладываются в 80-120 тыс. руб. Это нешаблонные сайты с эксклюзивными элементами, которые решают сложные задачи компании-заказчика, например, позволяют проводить тендеры, торги или представляют собой целый интернет-магазин с возможностью сравнивать товары.

Фрилансеры, студенты-кустари и небольшие фирмы сильны в нижнем ценовом сегменте (от 50 до 12 тыс. руб. и ниже). Уровень конкуренции здесь увеличивается намного быстрее, чем в остальных секторах рынка. Причина — в низкой стоимости вхождения. По словам директора Интернет-агентства DEXTRA ДМИТРИЯ БАТРАКОВА, необходимый минимум для создания бюджетных сайтов — два студента, два компьютера и подключение к Интернету по безлимитному тарифу. Минимальные вложения в компанию, которая будет способна создавать более серьезные проекты, по оценке Николая Жукова, составляет уже около 3,5 млн руб. «Многим игрокам ресурсов и профессионализма хватает только на реализацию проектов начального уровня. Чтобы идти дальше, недостаточно работать с интернет-проектом только командой технических специалистов. Успешный интернет-проект, создающийся или как самостоятельный бизнес-продукт, или как инструмент повышения эффективности бизнеса в целом, требует подключения бизнес-технологов — интернет-маркетологов, аналитиков, экономистов — это качественно новый уровень интернет-разработчика», — кивает Елена Величко.

Кроме незначительного входного билета, новичков привлекает сравнительно высокая доходность бизнеса. По словам экспертов, рентабельность создания сайтов может доходить до 15-20%, а в сегменте дополнительных услуг и продвижения — свыше 25-30%. «Для двух студентов получить за сайт по 25 тыс. руб. — совершенно невероятные деньги. Но с точки зрения серьезной компании это небольшая рентабельность. Для того чтобы компания-разработчик с минимальным коллективом из восьми человек могла заплатить налоги и свести концы с концами, она должна зарабатывать около 4 млн руб. в год», — комментирует Николай Жуков.

За последние три месяца конкурентная обстановка в секторе недорогих сайтов обострилась. На этот сегмент стали обращать внимание серьезные игроки, которые до сих пор им брезговали. Например, «Урал Медиа» в декабре 2008 г. вывела на рынок предложение по изготовлению шаблонных сайтов за 1-2 дня по цене в 3-4 раза ниже рыночной — по 12,5 тыс. руб. В iq-site пошли еще дальше: установили цены на шаблонные сайты в пять тыс. руб. «Потеснив студентов и фрилансеров, мы рассчитываем поднять продажи на 20-30% в месяц. Качественными предложениями эта ниша пока не блещет», — говорит Александр Расин.

Вход в нижний ценовой сегмент крупных веб-разработчиков не способен вытеснить фрилансеров и студентов с рынка окончательно. По словам игроков, этому будет препятствовать сложившаяся система продаж. Средние и небольшие компании-заказчики чаще всего обращаются к тому или иному веб-разработчику на основании отзывов коллег, которые уже однажды заказывали ему сайт. «К услугам студентов и фрилансеров и вовсе часто прибегают только потому, что они кому-либо из руководства компании родственники или друзья. В этом смысле система продаж на рынке веб-разработок очень сильно напоминает рынок риелторских услуг.

Веб-разработчики выходят на московский рынок

Крупные компании-заказчики, как правило, проводят тендеры на разработку и продвижение сайтов, добиваясь оптимального соотношения цены и качества. Поэтому репутацией привлекательных заказчиков у игроков крупный бизнес не пользуется. Разработчики охотятся за грамотным в маркетинговом отношении малым и средним бизнесом. «Самые привлекательные клиенты для веб-разработчиков — это клиенты, которые понимают, что они хотят. Чаще всего это менеджеры некрупных челябинских компаний, где руководитель занимается не топ-руководством, а непосредственно принимает участие в процессе работы», — говорит Василий Шушарин.

В 2007-2008 гг. несколько крупных челябинских веб-разработчиков «доросли» до экспансии на рынки других городов. Например, DEXTRA на постоянной основе уже больше двух лет работает в Екатеринбурге, а сейчас прорабатывает открытие офисов продаж еще в нескольких городах. Недавно начал работать в Москве и офис продаж компании «Стратегия Роста». По словам руководителей обеих компаний, они начали экспансию ради возможности «делать качественные сайты за адекватные деньги». «В Челябинске антикризисное предложение — это веб-сайт за 12 тыс. руб. В столице аналогичное предложение — это $5-10 тыс. Работая там, мы планируем увеличить обороты в два раза уже к лету», — комментирует Сергей Подкорытов.

По прогнозам игроков, рынок от последствий новой экономической ситуации пострадает несильно. Поэтому серьезного передела рыночных долей не произойдет. Дело в том, что в 2008 г. многие челябинские компании перераспределили свои рекламные бюджеты в пользу веб-продвижения. «В ноябре-декабре, например, два клиента сказали, дескать, не едут на выставку, не делают буклеты, а все свои оставшиеся деньги в связи с кризисом вкладывают в сайт. Заключили договоры на 80-120 тыс. руб.», — приводит пример Николай Жуков. «Интернет — это наиболее эффективный способ продвижения. А отказываться от самого эффективного даже в период кризиса тем более невыгодно. Компаниям все равно необходимо продвигать свои услуги: деловая активность снизится только на 30%. А рынок веб-продвижения вырастет примерно на 80%», — полагает Виктор Вальчук.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.