Обзор:Веб-разработчики

эксперты  Дмитрий Батраков директор Интернет-агентства DEXTRA Виктор Вальчук директор компании «АРБ-Консалтинг» Елена Величко руководитель программы управления интернет-проектами iq-site

Последние два года объем челябинского рынка веб-разработок удваивался ежегодно. Тем не менее, до насыщения рынок был далек, и это позволяло большинству крупных игроков мирно работать в наиболее высокорентабельных сегментах. В конце 2008 г. новая экономическая ситуация заставила часть крупных веб-разработчиков покуситься на ниши, которые раньше занимали небольшие компаний, а некоторые компании заговорили об экспансии на богатый столичный рынок. Почему кризис мало отразился на объеме рынка веб-разработки?
Зачем крупные игроки отнимают у «малышей» бюджетный сегмент?
Кого берут на работу челябинские веб-разработчики?
эксперты 
Дмитрий Батраков
директор Интернет-агентства DEXTRA
Виктор Вальчук
директор компании «АРБ-Консалтинг»
Елена Величко
руководитель программы управления интернет-проектами iq-site компании «МД-групп»
Николай Жуков
директор компании «ФЛЕКСАЙТС»
Сергей Подкорытов
директор интернет-компании «Стратегия Роста»
Александр Расин
генеральный директор компании «Урал Медиа»
Василий Шушарин
директор интернет-студии «Янтарное Небо»

Объем челябинского рынка веб-разработок за 2008 г. составил 100-130 млн руб. (оценки директора компании «ФЛЕКСАЙТС» НИКОЛАЯ ЖУКОВА). Из них примерно 50 млн руб. приходится на сегмент разработки сайтов. Около 20-30 млн руб. — на сопутствующие услуги (поисковая оптимизация, редизайн, обновление контента и др.). И примерно 30-50 млн руб. — продвижение на 74.ru, Mail.ru и подобных порталах.

По мнению директора компании «АРБ-Консалтинг» ВИКТОРА ВАЛЬЧУКА, за 2008 г. рынок вырос в два раза. Между тем, по словам экспертов, скорого насыщения рынка ждать не стоит. «Потенциальный объем рынка на порядки больше: бюджеты на продвижение растут, но у абсолютного большинства предприятий составляют много меньше 1% от общих рекламных затрат», — утверждает Николай Жуков.

Рынок веб-разработок бурно растет и далек от насыщения

Челябинский рынок веб-разработки не похож на большинство других местных рынков: иногородние компании на него экспансию не ведут. В Челябинске на постоянной основе не работают ни федеральные веб-разработчики, такие как «Студия Артемия Лебедева», ни екатеринбургские компании, вроде «Медиасайт» и КСК. «Они ориентируются на цену проекта не ниже 300 тыс. руб. В нашем городе клиентов, которые готовы платить такие деньги, практически нет. Поэтому федеральные игроки на рынке в ближайшее время вряд ли появятся», — объясняет директор интернет-студии «Янтарное Небо» ВАСИЛИЙ ШУШАРИН.

Одним из основных факторов роста челябинского рынка веб-разработок является увеличение числа горожан, пользующихся Интернетом. По данным iq-site, этот показатель ежегодно удваивается за счет экономически активной части населения. «В Челябинске уже сформировался конгломерат в хорошем смысле офисных «лентяев», которые воспринимают информацию не с помощью традиционных источников (радио, телевидение, газеты и журналы), а через Интернет. Бизнес реагирует на это, создавая сайты, увеличивая бюджет на интернет-рекламу. Сегодня грамотно организованное интернет-присутствие — это серьезное конкурентное преимущество во многих рыночных сегментах», — комментирует руководитель программы управления интернет-проектами iq-site компании «МД-групп» ЕЛЕНА ВЕЛИЧКО.

Другая причина роста рынка — повышение уровня компьютеризации работающих в Челябинске компаний. Как отмечает Виктор Вальчук, заказчики нередко используют веб-технологии для планирования работы, внутрикорпоративного общения, оформления отчетности. Это позволяет эффективнее распределять рабочее время сотрудников и экономить ресурсы. К примеру, по наблюдениям Николая Жукова, на обычное оформление заявки челябинским дилером условной московской компании уходит по одному часу рабочего времени с каждой стороны. Через Интернет — максимум 15 минут суммарно. «Рабочее время логиста освобождается. Его можно направить на другие полезные операции. Это актуально. На Цинковом заводе, например, по такому принципу организована тендерная он-лайн площадка. Другой пример — сайт компании «Первое маршрутное телевидение», который позволяет сотрудникам и партнерам компании оперативно вести учет заказов, обмениваться видео-роликами, контролировать цены и проводить маркетинговые акции», — приводит примеры г-н Жуков.

У большинства челябинских веб-разработчиков основная доля продаж по-прежнему приходится на веб-сайты. Однако доля в оборотах дополнительных услуг и доходов от веб-продвижения активно растет. Например, в 2005 г. доля допуслуг в «Урал Медиа» не превышала 2%, а по итогам 2008 г. соотношение этих сегментов в общем объеме выручки компании составило примерно 50 к 50. «Доля допуслуг вырастет еще сильнее. Их рост связан с общим развитием интернет-грамотности заказчиков. Многие уже понимают, что эффективно работает только лишь оптимизированный под поисковые системы и широко известный среди целевой аудитории сайт», — считает генеральный директор компании «Урал Медиа» АЛЕКСАНДР РАСИН.

Для того чтобы удовлетворять растущие потребности заказчиков в разработке веб-сайтов и дополнительных услугах в полном объеме, веб-разработчики увеличивают штат. Например, директор интернет-компании «Стратегия Роста» СЕРГЕЙ ПОДКОРЫТОВ готов принять на работу дополнительных менеджеров по продажам и веб-программиста. Виктор Вальчук заинтересован пополнить штат сотрудников, занимающихся оптимизацией веб-сайтов. «Долю рынка терять нельзя: если он увеличивается в два раза, то и «АРБ-Консалтинг» должен расти пропорционально. Будем принимать новых людей и задействуем дополнительные ресурсы, которые позволят делать больше силами уже существующих сотрудников. Некоторые компании стремятся выполнять работы по продвижению в Интернете своими силами. Для таких мы организовали специальный курс «Руководитель интернет-проекта» на базе «Уральской школы бизнеса», — говорит г-н Вальчук.

При расширении штата Александр Расин советует ориентироваться на объемы заказов дополнительных услуг. Например, один специалист с профильным стажем около двух лет может одновременно вести 7-8 проектов.

Веб-разработчики охотятся на небольшие компании За последние три года количество работающих в Челябинске веб-разработчиков удвоилось. Сегодня на нем присутствует около 60 игроков. Из них около 10 компаний участники рынка считают крупными. К лидерам принято относить DEXTRA, «ФЛЕКСАЙТС», «Стратегия роста», «АРБ-Консалтинг», Sitko.Ru, «Урал Медиа», Lab.Net. Большинство из перечисленных компаний создает около 60-70 сайтов в год. На их долю и долю кэптивных (ориентированных на одного-двух заказчиков, либо на обслуживание только своего холдинга) разработчиков приходится около половины рынка. Вторую половину рынка вкупе с фрилансерами, небольшими фирмами и студентами-кустарями занимают игроки «второго эшелона»: порядка 10 компаний.

Большинство лидеров челябинского рынка позиционируется в среднем и верхнем ценовых сегментах. В средней ценовой нише стоимость стандартного типового проекта находится в границах в 35-50 тыс. руб. Как правило, это сайт, содержащий основную информацию о деятельности компании, контакты, схему проезда и расширенный управляемый каталог продукции. Проекты верхнего ценового диапазона чаще всего укладываются в 80-120 тыс. руб. Это нешаблонные сайты с эксклюзивными элементами, которые решают сложные задачи компании-заказчика, например, позволяют проводить тендеры, торги или представляют собой целый интернет-магазин с возможностью сравнивать товары.

Фрилансеры, студенты-кустари и небольшие фирмы сильны в нижнем ценовом сегменте (от 50 до 12 тыс. руб. и ниже). Уровень конкуренции здесь увеличивается намного быстрее, чем в остальных секторах рынка. Причина — в низкой стоимости вхождения. По словам директора Интернет-агентства DEXTRA ДМИТРИЯ БАТРАКОВА, необходимый минимум для создания бюджетных сайтов — два студента, два компьютера и подключение к Интернету по безлимитному тарифу. Минимальные вложения в компанию, которая будет способна создавать более серьезные проекты, по оценке Николая Жукова, составляет уже около 3,5 млн руб. «Многим игрокам ресурсов и профессионализма хватает только на реализацию проектов начального уровня. Чтобы идти дальше, недостаточно работать с интернет-проектом только командой технических специалистов. Успешный интернет-проект, создающийся или как самостоятельный бизнес-продукт, или как инструмент повышения эффективности бизнеса в целом, требует подключения бизнес-технологов — интернет-маркетологов, аналитиков, экономистов — это качественно новый уровень интернет-разработчика», — кивает Елена Величко.

Кроме незначительного входного билета, новичков привлекает сравнительно высокая доходность бизнеса. По словам экспертов, рентабельность создания сайтов может доходить до 15-20%, а в сегменте дополнительных услуг и продвижения — свыше 25-30%. «Для двух студентов получить за сайт по 25 тыс. руб. — совершенно невероятные деньги. Но с точки зрения серьезной компании это небольшая рентабельность. Для того чтобы компания-разработчик с минимальным коллективом из восьми человек могла заплатить налоги и свести концы с концами, она должна зарабатывать около 4 млн руб. в год», — комментирует Николай Жуков.

За последние три месяца конкурентная обстановка в секторе недорогих сайтов обострилась. На этот сегмент стали обращать внимание серьезные игроки, которые до сих пор им брезговали. Например, «Урал Медиа» в декабре 2008 г. вывела на рынок предложение по изготовлению шаблонных сайтов за 1-2 дня по цене в 3-4 раза ниже рыночной — по 12,5 тыс. руб. В iq-site пошли еще дальше: установили цены на шаблонные сайты в пять тыс. руб. «Потеснив студентов и фрилансеров, мы рассчитываем поднять продажи на 20-30% в месяц. Качественными предложениями эта ниша пока не блещет», — говорит Александр Расин.

Вход в нижний ценовой сегмент крупных веб-разработчиков не способен вытеснить фрилансеров и студентов с рынка окончательно. По словам игроков, этому будет препятствовать сложившаяся система продаж. Средние и небольшие компании-заказчики чаще всего обращаются к тому или иному веб-разработчику на основании отзывов коллег, которые уже однажды заказывали ему сайт. «К услугам студентов и фрилансеров и вовсе часто прибегают только потому, что они кому-либо из руководства компании родственники или друзья. В этом смысле система продаж на рынке веб-разработок очень сильно напоминает рынок риелторских услуг.

Веб-разработчики выходят на московский рынок

Крупные компании-заказчики, как правило, проводят тендеры на разработку и продвижение сайтов, добиваясь оптимального соотношения цены и качества. Поэтому репутацией привлекательных заказчиков у игроков крупный бизнес не пользуется. Разработчики охотятся за грамотным в маркетинговом отношении малым и средним бизнесом. «Самые привлекательные клиенты для веб-разработчиков — это клиенты, которые понимают, что они хотят. Чаще всего это менеджеры некрупных челябинских компаний, где руководитель занимается не топ-руководством, а непосредственно принимает участие в процессе работы», — говорит Василий Шушарин.

В 2007-2008 гг. несколько крупных челябинских веб-разработчиков «доросли» до экспансии на рынки других городов. Например, DEXTRA на постоянной основе уже больше двух лет работает в Екатеринбурге, а сейчас прорабатывает открытие офисов продаж еще в нескольких городах. Недавно начал работать в Москве и офис продаж компании «Стратегия Роста». По словам руководителей обеих компаний, они начали экспансию ради возможности «делать качественные сайты за адекватные деньги». «В Челябинске антикризисное предложение — это веб-сайт за 12 тыс. руб. В столице аналогичное предложение — это $5-10 тыс. Работая там, мы планируем увеличить обороты в два раза уже к лету», — комментирует Сергей Подкорытов.

По прогнозам игроков, рынок от последствий новой экономической ситуации пострадает несильно. Поэтому серьезного передела рыночных долей не произойдет. Дело в том, что в 2008 г. многие челябинские компании перераспределили свои рекламные бюджеты в пользу веб-продвижения. «В ноябре-декабре, например, два клиента сказали, дескать, не едут на выставку, не делают буклеты, а все свои оставшиеся деньги в связи с кризисом вкладывают в сайт. Заключили договоры на 80-120 тыс. руб.», — приводит пример Николай Жуков. «Интернет — это наиболее эффективный способ продвижения. А отказываться от самого эффективного даже в период кризиса тем более невыгодно. Компаниям все равно необходимо продвигать свои услуги: деловая активность снизится только на 30%. А рынок веб-продвижения вырастет примерно на 80%», — полагает Виктор Вальчук.

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.