Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / Обзор: Юридические услуги - 03.03.2008

Обзор: Юридические услуги - 03.03.2008

05:00   03.03.2008

эксперты Ольга Гольцева директор компании «Бератор Групп» Татьяна Еремеева генеральный директор группы компаний «Покровъ» Константин Игонин управляющий партнер компании «Листик и партнеры» Алена Пш

Политика государства, направленная на борьбу с теневым бизнесом, послужила толчком к активному развитию рынка юридических услуг. Чтобы соответствовать возросшим требованиям клиентов, юридические компании начинают укрупняться и переходят к комплексному консультированию бизнеса. Ведущие игроки готовятся к созданию саморегулиру­емой организации, которая поможет им бороться с недобросовестной конкуренцией и сделает местный рынок более цивилизованным.

эксперты
Ольга Гольцева
директор компании «Бератор Групп»
Татьяна Еремеева
генеральный директор группы компаний «Покровъ»
Константин Игонин
управляющий партнер компании «Листик и партнеры»
Алена Пшеничникова
руководитель правового департамента консалтинговой группы «Партнер»
Ольга Шахова
директор компании «Агентство Правового Креатива»

Что тормозит развитие юридического бизнеса в Челябинске?
Что изменится с появлением в Челябинске саморегулируемой организации юристов?
Почему юристы избегают официальной регистрации договоров?

Для стабильного роста и развития юридического рынка сегодня существует немало предпосылок. Один из главных факторов, увеличивающих спрос на квалифицированную юридическую помощь, – проводимая в последнее время государ­ственная политика, направленная на борьбу с «серыми» схемами и фирмами-однодневками. Она вынуждает все большее число потенциальных клиентов выстраивать свою деятельность в соответствии с нормами права и тем самым гарантирует юристам постоянный рост спроса. «Впервые за много лет я чувствую абсолютную уверенность в будущем своего бизнеса», – не скрывает радости ОЛЬГА ШАХОВА, директор компании «Агентство Правового Креатива».

Юридические услуги – один из наиболее значительных сегментов отрасли b2b. По данным исследования «Эксперт РА», в 2006 г. объем российского юридического рынка составил 23-25 млрд руб. Точным оценкам современной ситуации мешает характерная особенность бизнеса – практически полная информационная закрытость. Однако игроки не сомневаются, что за последний год рынок вырос на 25-30%. Точно объем челябинского рынка не знает никто. Оценки экспертов колеблются в пределах 50-70 млн руб. в год.

Отсутствие стандартов сказывается на развитии рынка

В Челябинске правовой бизнес развивается менее активно,чем в целом по стране. Ведущие игроки рынка связывают эту ситуацию с тем, что местное юридическое сообщество находится на периферии общероссийского, многие его представители обладают несколько провинциальным менталитетом. К тому же в городе фактически нет ни одного качественного профильного вуза. «Поэтому до сих пор существует огромная пропасть даже между юридическими рынками нашего города и Екатеринбурга. Если в уральской столице есть как минимум десяток публичных компаний с оборотами от 5,5 до 30 млн руб., то у нас таких либо нет, либо они скрывают свои успехи. Рынок совершенно непрозрачный, самые серьезные услуги оказывают люди и компании, неизвестные широкой общественности», – отмечает КОН­СТАНТИН ИГОНИН, управляющий партнер компании «Листик и партнеры».

Наиболее характерный пример неразвитости рынка, который приводят игроки: практически ни у одной компании нет четкого прайса, цена часто формируется произвольно, на глаз. Одни игроки берут комиссионные от выигранной суммы, другие вообще не объясняют выставленный счет. Рентабельность услуг может варьироваться от 30 до 300%. «Теоретически наиболее правильна почасовая оплата труда. На рынке Екатеринбурга она уже более-менее прижилась, а наши клиенты к ней пока не готовы, – говорит Константин Игонин. – Они не верят, что если я выставляю счет за 10 часов, то я все это время занимался их делом. К тому же при почасовой оплате не удастся отложить решение вопроса, а во многих случаях это бывает просто необходимо».

Отсутствие сложившихся традиций юридической практики приводит к тому, что в местной среде даже само понятие «юридические услуги» пока не имеет четкого определения. А потому сюда относят всех, кто имеет хотя бы косвенное отношение к работе на правовом поле: аудиторские, риелторские, консалтинговые компании.

Эксперты отмечают, что из более чем 200 челябинских организаций, занимающихся оказанием услуг в области права, около 80-90% приходится на фирмы, имеющие в штате 2-3 человек, и юристов-одиночек. По мнению АЛеНЫ ПШЕНИЧНИКОВОЙ, руководителя правового департамента консалтинговой группы «Партнер», мелкие игроки способны консультировать клиентов лишь по самым простым вопросам: «Законодательство развивается столь стремительно, что уследить за всеми изменениями и адекватно на них отреагировать в одиночку или малым коллективом практически невозможно».

Эксперты отмечают, что большая часть предложения, существующего на юридическом рынке Челябинска, некачест­венна. К серьезным игрокам относят не более 10-15 компаний: «Агентство Правового Креатива», «Партнер», «Бератор Групп», «Покровъ», «Листик и партнеры», «Авангард» и некоторые другие. «Очень сильна недобросовестная конкуренция, многие выживают лишь с помощью демпинга. Клиенту сложно разобраться во всем многообразии предложения, так как не существует единой системы ценообразования и стандартов качества, и поэтому он часто идет в ту или иную фирму наобум», – говорит Ольга Шахова.

Особняком на юридическом рынке стоят адвокатские образования. С одной стороны, они часто оказывают те же услуги, что и обычные юристы, а с другой стороны, по закону «Об адвокатской дея­тельности» являются некоммерческими организациями, их действия квалифицируются как «помощь». Адвокаты не имеют права состоять в каких-либо коммерческих организациях, они лично заключают договор с каждым клиентом. По мнению экспертов, эти ограничения значительно тормозят дела: адвокаты часто не могут обосновать выставленный счет. Желание участников рынка упростить ситуацию приводит к тому, что практически все крупные сделки проходят по «серым» схемам. Однако действительно крупных договоров не так много, большая часть адвокатов работает с физическими лицами за небольшие гонорары. Несмотря на значительное количество членов местного сообщест­ва (сегодня в Челябинске 20 адвокатских коллегий и консультаций, пять бюро и порядка 250 специалистов, работающих в форме адвокатского кабинета), в целом рыночная доля этого сегмента невелика, говорят эксперты.

Юридический бизнес дорос до саморегулирования

Непрозрачность рынка эксперты связывают с тем, что деятельность по оказанию услуг юридическими фирмами в отличие от адвокатских контор не регулируется и не контролируется государством. Как и в других видах бизнеса, базирующихся на нематериальной, интеллектуальной составляющей, порог вхождения здесь практически отсутствует: для того чтобы считаться юристом, не нужно ни специального образования, ни получения каких-то лицензий. В течение последних нескольких лет лидеры рынка говорят о необходимости самостоятельного регулирования рынка. «Постепенно мы все приходим к пониманию, что нужно создать некое некоммерческое партнерство, которое бы играло роль третейского суда в наших взаимоотношениях с клиентами и партнерами», – утверждает ОЛЬГА ГОЛЬЦЕВА, директор компании «Бератор Групп».

В конце 2007 г. эта идея приняла более отчетливую форму. На конференции в Екатеринбурге, на которой собрались ведущие члены юридического сообщества Урала, было принято решение об открытии в Челябинске представительства Уральской правовой палаты (УПП), некоммерческого объединения участников рынка. По словам экспертов, эта организация обладает определенными качественными стандартами и технологиями, у нее высокий статус на рынке. Вступление в нее выгодно выделяет компанию на рынке и свидетель­ствует о том, что она претендует на звание лидера. «Нель­зя войти в Уральскую правовую палату без рекомендации ее действующих членов. Юристам с плохой репутацией путь туда заказан», – говорит Ольга Гольцева. Помимо этого, нужны и материальные вложения. По словам ТАТЬ­ЯНЫ ЕРЕМЕЕВОЙ, генерального директора группы компаний «Покровъ», «входной билет» стоит 10 тыс. руб., ежемесячный взнос – 4 тыс. руб.: «Это сопоставимо с платой в некоммерческих партнер­ствах на соседних рынках: у ауди­торов и оценщиков».

В феврале в Уральскую правовую палату была принята первая челябинская компания – «Агентство Правового Креатива». В течение года к ней планируют присоединиться еще трое игроков: «По­кровъ», «Бератор Групп» и «Брижанин и партнеры». Сегодня их руковод­ство совместно занимается техническими вопросами создания местного представительства, поиском партнеров и продвижением. «Конечно, можно было бы организовать партнерство как мелкобюджетный проект, – говорит Татьяна Еремеева, – но нам бы хотелось, чтобы объединение действительно выполняло свои функции, не было номинальным. В одну только рекламу нам придется вложить на 50% больше, чем обычно, а есть и другие статьи расходов». Именно большие финансовые вложения побудили челябинских юристов вступать в уже действующую организацию, основать отдельную им пока не под силам.

К участию в проекте инициаторы надеются привлечь и некоторые общественные организации. Уже изъявили свою заинтересованность представители движения «Опора России», отстаивающего интересы мелкого и среднего бизнеса, – планируется, что оно станет своего рода посредником между бизнес-сообществом и органами власти.

Юристы полагают, что некоммерческое партнерство сможет выполнять сразу несколько важных функций. «Во-первых, это площадка для обмена опытом, технологиями работы и клиентской базой для юридических компаний. Во-вторых, это «законодатель мод», внедряющий свои стандарты и следящий за их соблюдением. В-третьих, это орган, защищающий рынок от недобросовест­ной конкуренции. И в-четвертых, это представитель юридического сообщест­ва в госорганах», – отмечает Ольга Шахова. По словам игроков, первые шаги представительства после его открытия будут направлены на организацию образовательных мероприятий: кадровая проблема – одна из наиболее острых в юридическом бизнесе. Также планируется начать разработку и внедрение мультипрайса – документа, закрепляющего диапазон допустимых цен на рынке. В будущем предложение вступить в челябинское представительство Уральской правовой палаты будет сделано еще нескольким местным юридическим компаниям, в их числе «Советникъ», «Парт­нер» и «Стрелец-Консалтинг».

Некоторые эксперты сомневаются в целесообразности существования подобных сообществ на челябинском рынке. «Возможно, для начинающих юристов, которым нужно расти и расти, вступление в партнерство будет полезно, но лично мне интереснее поделиться опытом за чашкой чая в узком кругу профессионалов, чем выступать перед залом на 100 человек. Почему мы должны кому-то дарить свои разработки, на которые в свое время потратили немало денег?» – риторичен Константин Игонин.

Уральская правовая палата в Челябинске открывается с видом на будущее. По словам экспертов, когда государство наконец предоставит функцию контроля юридического бизнеса саморегулируемым организациям (СРО), палата сможет стать полноценным регулятором рынка. А пока УПП ищет партнеров не только в Челябинске, но и в Перми, Тюмени и Новосибирске: для того чтобы получить статус СРО, нужно иметь не менее 25 членов.

Юристы становятся полноценными консультантами бизнеса

В последнее время несколько снизился приток на рынок новых игроков, отмечают эксперты. Если раньше новые компании появлялись каждые 2-3 месяца, то сегодня это 1-2 компании в год. Рынок становится более цивилизованным. Одиночкам и мелким фирмам, у которых нет достаточного опыта, закрепиться на нем трудно. «К тому же многие клиенты все чаще обращают внимание не только на результат работы юриста, но и на качество обслуживания», – отмечает Алена Пшеничникова. И здесь преимущество опять же на стороне крупных юридических агентств. Со временем «малыши» будут занимать все меньшую и меньшую долю и в итоге либо совсем уйдут с рынка под давлением более серь­езных конкурентов, либо займут узкоспециализированные ниши.

Наиболее простые юридические услуги, на оказании которых сегодня зарабатывают мелкие игроки: регистрация и ликвидация предприятий, составление договоров, «хождение по коридорам налоговых органов» – в будущем не смогут «прокормить» юристов. Крупные клиенты перекладывают «мелочь» на плечи собственных юридических отделов, а на аутсорсинг отдают сложные и комплексные услуги. «Особенно возросла в последнее время потребность в комплексном консультировании в области налогов, что связано с ужесточением контроля государства. Сегодня юрист должен очень хорошо ориентироваться в налоговой системе и во всех смежных отраслях: бухучете, аудите, оценочной деятельности. По сути, он выступает как полноценный консультант бизнеса», – говорит Ольга Гольцева. Большинство экспертов отмечает увеличение заказов на деоптимизацию, устранение «серых» схем налогообложения. Эти услуги занимают все большую долю в оборотах юридических фирм. По словам Алены Пшеничниковой, в 2007 г. на область налогового права пришлось 40% совокупных доходов юрфирм Челябинска. «Также увеличивается количество дел, рассматриваемых в судах с участием юристов. Причины этого – рост правовой культуры и появление прецедентов положительных судебных решений в спорах с госорганами», – добавляет г-жа Пшеничникова.

Несмотря на единый вектор развития, в будущем часть местных юристов начнет позиционироваться в более узких сегментах. Уже сегодня у многих компаний выделяются направления, в которых они наиболее сильны, у них есть положительный опыт и необходимые контакты, что очень важно в этом бизнесе. По мнению экспертов, специализированные юридические агентства смогут обмениваться клиентами в рамках СРО.

В целом игроки довольно оптими­стично оценивают перспективы челябинского юридического рынка. Обороты компаний растут в основном в зависимости от увеличения клиентских бюджетов. Несмотря на многочисленные разговоры о приходе в город вслед за своими клиентами крупнейших столичных и западных компаний, этого пока не произошло, а значит, передела рынка пока не ожидается. «Я думаю, расклад сил сегодня стабилизировался, и серьезной динамики появления и ухода игроков не будет – вплоть до введения саморегулирования», – считает Татьяна Еремеева.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.