Подписаться
Курс ЦБ на 11.04
73,75
80,73
Деловой квартал / Новости / Обзор: Юридические услуги - 12.11.2007

Обзор: Юридические услуги - 12.11.2007

05:00   12.11.2007

эксперты Ольга Гольцева директор компании «Бератор Групп» Татьяна Еремеева генеральный директор группы компаний «Покровъ» Сергей Крайних адвокат аналитической группы «Экспертъ» Андрей Соловьёв адво

С каждым годом челябинские компании начинают все активнее прибегать к профессиональной юридической помощи. Растут и требования к качест­ву оказываемых услуг, что способствует самоочищению рынка от «несерьезных» игроков. Однако низкий порог вхождения в бизнес служит приманкой для десятков новых компаний.

эксперты
Ольга Гольцева
директор компании «Бератор Групп»
Татьяна Еремеева
генеральный директор группы компаний «Покровъ»
Сергей Крайних
адвокат аналитической группы «Экспертъ»
Андрей Соловьёв
адвокат коллегии адвокатов Советского района г. Челябинска
Ольга Шахова
директор компании «Агентство Правового Креатива»

Когда в Челябинске появится саморегулируемая организация юристов? Сколько новых игроков ежегодно выходит на челябинский рынке юридических услуг?
Почему юристы предпочитают не называть стоимость услуг?

Как и многие другие сегменты сферы услуг, челябинский юридический рынок относительно молод. По подсчетам самих игроков, его возраст составляет не более восьми, а по некоторым оценкам – 12 лет. Эксперты говорят о том, что четкая структура деления компаний по нишам еще не сформирована, не выявились лидеры и аутсайдеры, не определились их рыночные доли. «Рынок находится в хаотическом состоянии. Если проводить аналогию с розничной торговлей, то у нас сейчас эпоха железных ларьков», – говорит ОЛЬГА ГОЛЬЦЕВА, директор компании «Бератор Групп».

Юристы обходятся без прайсов

Эксперты отмечают, что среди челябинских компаний даже само понятие «юридические услуги» пока не имеет четкого определения. Отсутствует единая система ценообразования, оценки качества услуг, неясно точное число игроков. По мнению ОЛЬГИ ШАХОВОЙ, директора компании «Агентство Правового Креатива», даже говорить о рынке юридических услуг пока преждевременно: «Если рынок аудиторских компаний практически сложился (там есть стандартные продукты и ценообразование на них), то среди юристов мы этого не видим. Нет четко сформированного продукта, значит, по сути, нет и самого рынка».

Как следствие, точных цифровых характеристик рынка юридических услуг экс­перты дать не могут: детально его никто не исследовал, отдельные предпринятые попытки особым успехом не увенчались. Причина этого не только в общей неразвитости рынка, но и в его тотальной закрытости. Участники не спешат делиться какой-либо информацией о своем бизнесе, чтобы не привлекать внимания налоговых органов. «Никто не декларирует свою прибыль. Называются небольшие цифры (от 400 тыс. руб. в месяц), но за их достоверность сложно поручиться», – отмечает ТАТЬЯНА ЕРЕМЕЕВА, генеральный директор группы компаний «Покровъ».

Исследователи более развитого екатеринбургского рынка юридических услуг подсчитали, что его объем равен 150-200 млн руб. в год. Ориентируясь на эти данные, их местные коллеги предполагают, что рынок Челябинска примерно втрое меньше – 50-70 млн руб. Однако некоторые игроки скептически относятся к таким подсчетам. СЕРГЕЙ КРАЙНИХ, адвокат аналитической группы «Экспертъ», говорит, что любая оценка отдельного эксперта будет необъективной: «Одна из наиболее распространенных услуг – регистрация фирм. Если учесть, что ежемесячно в городе создается порядка 1400 юрлиц и за каждое при создании надо заплатить 5-6 тыс. руб., то получается, что объем по данной услуге превышает 7 млн руб. Но это лишь малая часть рынка, ведь есть еще, например, услуги по ведению дел в судах. А количество проведенных судебных процессов с участием юридических фирм нигде не фиксируется».

Рост челябинского юридического рынка уже несколько лет держится на уровне, характерном для любого рынка услуг, – около 30% в год. Игроки отмечают, что цены на их услуги стабильно повышаются, однако конкретную стоимость той или иной работы никто не называет – практически ни у кого нет четкого прайса. В отличие от представителей более развитых рынков местные юристы формируют цену как бог на душу положит: многие берут комиссионные от выигранной суммы, другие вообще не мотивируют выставленный счет. Рентабельность услуг может варь­ироваться от 30 до 300%. «Ни у одного адвоката нет четкого прайс-листа, он только примерно знает, сколько возьмет, но не более того. Иногда это зависит от его настроения, иногда – от кошелька клиента. Кодекс профессиональной этики адвоката запрещает ему связывать размер гонорара с исходом дела, но тут каждый работает в меру своей испорченности», – говорит АНДРЕЙ СОЛОВЬЁВ, адвокат коллегии адвокатов Советского района г. Челябинска. Г-н Соловьёв рассказывает, что у него самого действует принцип почасовой оплаты консультаций, в то же время работа в судах оплачивается по дням независимо от того, сколько реального времени: 24 часа или пять минут – потратил адвокат на защиту.

Отдельные игроки призывают сделать порядок ценообразования более упорядоченным: так, «Агентство Правового Креатива» декларирует почасовую форму оплаты как наиболее оптимальную и проверенную мировой практикой. По мнению Ольги Шаховой, брать проценты от результата – это значит лишить свою компанию стабильного заработка и оставить недобросовестным плательщикам лазейку для мошенничества. «Процент от результата – это что-то эфемерное, берите деньги по факту своей работы, если вы думаете о будущем», – рекомендует Ольга Шахова. В «Агентстве Правового Креатива» базовая ставка сегодня составляет 2 тыс. руб. в час, к ней добавляется повышающий либо понижающий коэффициент в зависимости от выполненной работы. По словам руководства компании, за 6-7 лет работы клиенты оценили такой подход к делу: рост оборотов компании в 2007 г. составил 45% по сравнению с 2006 г.

Однако основная масса игроков не приветствует почасовую оплату труда, мотивируя это тем, что потребители пока к ней не готовы, считая, что время исполнения в этом случае будет искусственно затягиваться исполнителем. Татьяна Еремеева полагает, что при выставлении цены руководству компании стоит ориентироваться на три критерия: рентабельность бизнеса, средний уровень цен по рынку и платежеспособность клиента.

Рынок поделен между адвокатами и юридическими фирмами

Круг участников рынка юридических услуг крайне неоднороден, в него входят совершенно разные по статусу образования. Традиционные юрисконсульты (адвокаты) составляют значительную часть. В адвокатской палате Челябин­ской области по состоянию на 1 ноября 2007 г. было зарегистрировано 1060 адвокатов. По словам Сергея Крайних, на долю Челябинска из этого числа приходится два десятка адвокатских коллегий, примерно столько же консультаций, пять бюро и порядка 250 специалистов, работающих в форме адвокатского кабинета.

Стать адвокатом достаточно сложно, для этого специалисту, имеющему опыт юридической практики не менее двух лет, нужно сдать квалификационный экзамен. По словам экспертов, это получается не более чем у 10% всех желающих.

От формы суть деятельности адвоката не меняется: и одиночка, и член той или иной коллегии оказывают одни и те же услуги и равноценны в своих правах и обязанностях. Объединения адвокатов имеют некоммерческий характер, они создаются скорее для того, чтобы снизить издержки на организационные вопросы. «Коллегия выбирает председателя, но он не является начальником над остальными адвокатами, а просто «следит за хозяй­ством»: собирает ежемесячные взносы, нанимает бухгалтера, уборщицу, платит им зарплату, а также поддерживает связь с областной адвокатской палатой», – говорит Андрей Соловьёв. В результате у членов коллегий, консультаций и бюро выходит значительная экономия времени и денежных ресурсов. Однако при вступлении нужно внести взнос, и по­этому многие адвокаты предпочитают работать самостоятельно, неся на себе все бремя хозяйственных проблем.

По сути, каждый адвокат выступает как отдельный игрок на рынке юридических услуг, он является самостоятельной процессуальной фигурой и никому не подчиняется. «Никто из клиентов не приходит к нам как в коллегию адвокатов Советского района, все идут к конкретному адвокату», – утверждает Анд­рей Соловьёв.

По-иному работает второй тип участ­ников рынка – юридические компании. По своей структуре они ничем не отличаются от фирм из других сфер бизнеса, юристы таких компаний – наемные работники. Сергей Крайних: «В нашем бизнесе очень важна личность. Клиенты знают не столько фирму, сколько фамилию конкретного специалиста. Поэтому конкуренцию независимым адвокатам составляют не столько юридические компании, сколько конкретные люди, которые в них работают». Именно такое мистическое отношение к личности и мешает формированию цивилизованного, прозрачного юридического рынка в Челябинске, считает Ольга Шахова. «Это такой же бизнес, как любой другой. У нас есть стратегия, есть бюджет, есть план. Мы работаем и развиваемся по законам экономики, как любое коммерческое предприятие. Но многие юристы и молодые юридические фирмы игнорируют такой подход. Бессистемное ценообразование, бездоговорная работа не способствуют формированию рынка и создают почву для занижения стоимости услуг юристов и адвокатов», – добавляет г-жа Шахова.

Если деятельность адвокатов регулируется законом «Об адвокатской деятельности», то в среде юридических компаний сложилась удивительная ситуация: бизнес, который напрямую связан с законодательством, сам никакими нормами не связан. Сегодня, для того чтобы оказывать юридические услуги, требуется всего лишь зарегистрировать фирму, нет необходимости даже в профильном образовании. Особых денежных затрат тоже не нужно: бизнес это интеллектуальный, и для его ведения достаточно небольшого офиса с парой компьютеров. Благодаря этому на челябинский рынок ежегодно выходит 20-30 новых игроков, позиционирующих себя как юридические фирмы. И, несмотря на то что примерно столько же прекращают свою деятельность, сегодня свои услуги предлагает порядка 200 организаций. «Собственно юридическими компаниями является от силы треть из них, остальные лишь занимаются примитивной регистрацией и ликвидацией предприятий. Также среди них немало фирм, специализирующихся на купле-продаже недвижимости, но их следовало бы отнести скорее к риелторским агентствам», – поясняет Ольга Гольцева.

При кажущейся насыщенности рынка компаний, оказывающих полный спектр юридических услуг, в Челябинске немного. По словам экспертов, их число не превышает 15-20. Сильные игроки, имеющие определенные стандарты качества, – это «Покровъ», «Авангард», «Агентство Правового Креатива», «Бератор Групп», «Партнер» и некоторые другие. Все они работают приблизительно в одной нише, но жесткой конкуренции нет: по заверению руководства, от некоторых клиентов даже приходится отказываться из-за нехватки времени.

Юридические услуги в условиях правового вакуума

Сферы деятельности адвокатов и юристов часто пересекаются: и те, и другие ведут гражданские, хозяйственные дела, регистрируют фирмы, занимаются абонентским обслуживанием. Разница в том, что лишь адвокаты по закону имеют право участвовать в уголовном процессе, простым же юристам в этом отказано. Время от времени государство пытается еще более сузить поле деятельности неадвокатов. Так, в 2005 г. были приняты поправки в Арбитражно-процессуальный кодекс, в соответствии с которыми представлять в суде юридическое лицо могли либо его штатные юристы, либо адвокаты. Это фактически отбирало хлеб у юридических компаний. Андрей Соловьёв вспоминает: «В то время у меня еще не было статуса адвоката, и я был возмущен до крайности, даже хотел обжаловать в Конституционном суде». Делать этого не пришлось – закон провалился. Корпоративные клиенты стали выдавать исполнителям доверенности на представление интересов в суде, в которых было указано, что данный юрисконсульт находится у них в штате. По словам экспертов, подлинность сведений никто не проверял.

Поправки в закон в итоге были отменены, но игроки ожидают повторных попыток законодателей разграничить адвокатов и юристов. По мнению некоторых, вполне возможно, что со временем правозащитников, не имеющих статус адвоката, вообще не будут допускать к участию в процессах. А отдельные представители судебной системы предлагают лишить юрфирмы даже права регистрировать предприятия и целиком отдать это направление в руки нотариусов.

На случай, если худшие ожидания сбудутся, руководство ряда челябинских юридических компаний уже планирует ответные ходы: например, заключение долгосрочных партнерских договоров с адвокатами, которые и будут выступать в судах под их брендом. Эксперты отмечают, что при этом существует угроза потери клиента – он может перейти на обслуживание к тому самому адвокату. Однако уже сегодня многие игроки практикуют такую форму сотрудничества. Сергей Крайних: «Часто руководители юридических фирм после нескольких лет работы сами становятся адвокатами и получают право быть защитниками по уголовным делам. Именно таким был мой приход в адвокатуру».

Несмотря на кажущуюся шаткость позиций юристов-неадвокатов, эксперты полагают, что в сфере B2B преимущество на их стороне, так как одиночкам со временем будет все сложнее предоставлять комплексные услуги, востребованные в этом сегменте. На челябинском рынке усиливается тенденция к закреплению корпоративных клиентов: компании все чаще переходят в разряд постоянных клиентов и даже заключают договоры на абонентское обслуживание. По словам экспертов, заказчики начинают понимать важность правового аутсорсинга и сокращают функции внутренних юридических отделов, оставляя за ними лишь техническую работу. Ольга Гольцева полагает, что будущее юридического бизнеса за такой формой работы, как агентство полного цикла: «Я называю это юридическим супермаркетом: это компания, придя в которую клиент может получить решение любой проблемы из области права». Компания «Бератор Групп» стремится работать именно так и, по словам руководства, помимо штатных работников, привлекает к сотрудничеству узких специалистов со стороны.

А вот по пути узкой специализации челябинские игроки идти пока не хотят: рынок в ней пока не нуждается. Татьяна Еремеева иллюстрирует это примером ухода с рынка юридической фирмы, специализирующейся исключительно на налоговой сфере: московское агент­ство «Кузьминых и партнеры» прекратило свою деятельность в Челябинске, не найдя себе подходящей клиентуры.

Многие игроки не ждут скорого открытия в Челябинске представительств московских агентств. Крупные клиенты давно уже работают напрямую со столичными и международными компаниями. На долю челябинских юрагентств и адвокатов приходится лишь мелкий и средний бизнес, плюс крупнейшим из них достаются отдельные договоры субподряда от москвичей. Начнется ли экспансия на Южный Урал иногородних юридических корпораций, покажут ближайшие пять лет.

Челябинские юристы наконец-то созрели для создания саморегулируемой ассоциации, некого профсоюза, как они сами его называют. Сейчас ситуация находится на стадии подписания документов, и уже к концу года ассоциация начнет работу. Инициаторами ее создания выступили компании «Покровъ» и «Бератор Групп», к ним присоединилось «Агентство Правового Креатива». По мнению руководства этих компаний, организация будет способствовать формированию открытого, цивилизованного юридического рынка на Южном Урале. Татьяна Еремеева заявляет, что одна из важнейших задач – подготовка квалифицированных кадров, для этого члены ассоциации будут проводить обучающие факультативы для студентов-юристов городских вузов. Также планируется создание клуба юристов, в котором коллеги по цеху смогут обмениваться практикой и бороться с компаниями-однодневками. Ассоциация сможет и прояснить ситуацию с ценообразованием в отрасли. Эксперты полагают, что со временем возможно создание и других саморегулируемых юридических объединений.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.