Подписаться
Курс ЦБ на 11.04
73,75
80,73
Деловой квартал / Новости / Обзор: Туристические агентства и операторы

Обзор: Туристические агентства и операторы

06:00   07.04.2008

эксперты Станислав Бутаев директор обособленного подразделения национальной туристической компании Intourist в Челябинске Светлана Валянова генеральный директор сети туристических агентств «Вест Тр

Конкуренция на туристическом рынке Челябинска растет с каждым днем: в преддверии нового сезона открываются десятки небольших компаний. Кроме того, практически на всех направлениях работают федеральные операторы, и местные игроки стараются удержать свою долю за счет развития внутреннего туризма и сохранения лояльности постоянных клиентов.

эксперты
Станислав Бутаев
директор обособленного подразделения национальной туристической компании Intourist в Челябинске
Светлана Валянова
генеральный директор сети туристических агентств «Вест Трэвел»
Татьяна Морозова
директор сети турагентств AVS «ФОРСАЖ+» в Челябинске
Людмила Мосина
генеральный директор челябинского бюро международного туризма «Спутник»
Станислав Похлебаев
директор туристической компании «Роза мира плюс»
Ольга Тряскина
директор туристического агентства «Холидей-тур»

Какие направления пользуются наибольшим спросом? В чем причина туристического бума?
Когда внутренний туризм станет выгодным?
В  середине марта газета «Коммерсантъ» опубликовала ежегодный рейтинг крупнейших туристических компаний России в 2007 г., и в этот список попали несколько челябинских компаний: на 22-м месте – «Вест Трэвел», на 26-м – «Пегас-тур», на 43-м – «Дан Трэвел». Уровень местных игроков растет, подтверждают эксперты, однако одновременно усиливается и конкуренция. Помимо небольших местных компаний, в прошлом году на челябинский рынок вышли турфирмы из Екатеринбурга.
Рентабельность турбизнеса падает

По экспертным оценкам, сейчас в Челябинске и области около 200-250 турфирм, в среднем их количество увеличивается на 30% в год, и пик роста приходится на лето. ЛЮДМИЛА МОСИНА, генеральный директор челябинского бюро международного туризма «Спутник»: «Видимо, руководители таких агентств полагают, что за сезон смогут освоить технологии туризма и начнут продавать туристические маршруты». Однако активно работающих компаний на рынке не так много – около 50, из них признанные лидеры – «Спутник», «Пегас-тур» и «Вест Трэвел».

Несомненно, основная заслуга развития рынка принадлежит конечным потребителям – значительно увеличился поток туристов, выезжающих за рубеж. СТАНИ­СЛАВ ПОХЛЕБАЕВ, директор туристиче­ской компании «Роза мира плюс»: «Люди стали больше путешествовать: по сравнению с прошлым годом количество отправленных туристов выросло на 15-20%». Причем большую долю по сравнению с прошлыми годами среди них занимают представители среднего класса.

СВЕТЛАНА ВАЛЯНОВА, генеральный директор сети туристических агентств «Вест Трэвел», связывает рост спроса на тур­услуги с окончанием большинства сроков платежей по потребительским кредитам «первой волны» (2003-2005 гг.). По ее мнению, выплатив кредиты за бытовую технику, челябинцы начали тратить деньги на отдых: «В нашей компании был очень заметный спад продаж, когда на рынок вышли банки с сильными кредитными продуктами. Сейчас первые кредиты выплачены, к последующим люди относятся более осознанно, поэтому у нас снова увеличился поток клиентов».

Наиболее востребованными направлениями остаются Турция и Египет. Экс­перты прогнозируют, что интерес челябинцев к ним не остынет еще 3-4 года. ОЛЬГА ТРЯСКИНА, директор туристического агентства «Холидей-тур»: «Про Турцию говорят – наша кормилица, потому что каждый год эта страна занимает первое место по количеству отправленных туристов». Ольга Тряскина популярность направления объясняет оптимальным соотношением цены и качества, большой отельной базой, широким ассортиментом услуг. Египет, по ее словам, привлекателен еще и круглогодичностью отдыха. Наряду с Турцией и Египтом выбор туристов все чаще падает на страны Европы – отчасти потому, что цены там ниже, чем в долларовых странах, а программы не менее насыщенные. В целом стоимость турпродуктов по-прежнему растет. Дорожают не только авиаперелеты, но и наземное обслуживание. СТАНИСЛАВ БУТАЕВ, директор обособленного подразделения национальной туристической компании Intourist в Челябинске, вспоминает, что в минувшем сезоне отельеры Египта подняли цены на 10-15%, так как сезон для них был успешен.

На стоимости туров сильно сказывается и падение курса доллара. Станислав Бутаев: «Авиатопливо приобретается в России, и цена билетов рассчитывается в рублях, а мы привыкли выдавать стоимость туров в долларах. Таким образом, повышаются цены как на наземное обслуживание, так и на собственно авиаперелет».

По информации игроков рынка, практически все чартерные вылеты из Челябинска формируют столичные операторы. Местным игрокам это не под силу. Людмила Мосина: «Все чартеры, вылетающие из Челябинска, организуют либо московские компании, либо компании с зарубежным капиталом. В любом случае местных туроператоров на самолетах точно не будет – челябинские игроки проигрывают на массовых направлениях. Мы конкурируем с федеральными компаниями в сегментах экскурсионных и индивидуальных туров, а также туров по Европе».

Есть и еще одна причина повышения цен на туристические путевки. Определенные опасения экспертов вызывает нехватка самолетов. Так, авиакомпания «Сибирь» больше не базируется в Челябинске. Станислав Бутаев: «У них был базовый самолет, который регулярно летал в Москву и выполнял чартерные перевозки». В такой ситуации челябинским туроператорам приходится приглашать партнеров из других российских городов. Например, перевозки на египетском направлении осуществляют «Уральские авиалинии» и «Оренбургские авиалинии». Стани­слав Бутаев отмечает, что такое сотрудниче­ство не слишком выгодно: в цену билета добавляется оплата горючего до Челябинска, соответ­ственно, стоимость подобного вылета из Челябинска получается более высокой, чем, например, из Екатеринбурга. Отсутствие чартерных рейсов в Челябинске особенно сказывается в преддверии сезона: в межсезонье большинство рейсов вылетает из Екатеринбурга, но летом все стараются садиться на самолет в родном городе. Из Москвы же туристы летают в основном в экзотические страны. Светлана Валянова говорит, что нехватка самолетов в этом году может заметно притормозить развитие челябинского рынка.

Эксперты отмечают, что рентабельность туристического бизнеса постоянно снижается из-за ужесточающейся конкуренции: практически на всех направлениях работают федеральные операторы, и бороться с ними местным игрокам довольно тяжело. А небольшие турагент­ства, выходя на незнакомый рынок, активно демпингуют. Станислав Похлебаев: «Один из способов их входа на рынок – это раздача скидок, игра в демпинг. Год за годом эта форма работы повторяется, так, например, была недавно акция – в честь 8 Марта – скидка 8%. При средней рентабельности в туризме в 10% отдать 8% – это значит потерять практически весь заработок».

Порочная практика демпинга влияет и на клиентов, привыкающих к существенным скидкам и начинающим требовать «положенное». Ольга Тряскина: «Практика предоставления скидок клиентам привела к тому, что появились некоторые туристы, которые нас просто шантажируют. Заходят и с порога спрашивают: «Какую вы нам скидку дадите?» Почему-то люди не понимают, что, давая скидку, мы вынуждены делиться своей прибылью, а менеджер – своей зарплатой». Выход большинство компаний видит в продвижении собственного бренда. Тактику демпинга из компаний-«старичков» не использует никто, надеясь на постоянных клиентов, которых в турфирме обычно около 70%. В основном лидеры местного туристического рынка стараются привязать клиента не к менеджеру, а к конкретной компании.

Турфирмам нужны профессиональные кадры

После того как в прошлом году на смену лицензированию пришли финансовые гарантии, в реестр туроператоров России были внесены около десятка челябинских турфирм. По большей части все они совмещают функции оператора и агента, выступая оператором лишь по немассовым направлениям и внутреннему туризму. Станислав Похлебаев: «Если брать пятерку лидеров, то прямые продажи занимают не больше 25-40% от общего объема. Остальное – субагентские продажи, формирующиеся за счет посредничества между федеральным оператором и агентством».

Отмена лицензии, как и ожидалось в прошлом году, привела к увеличению количества новичков. Привлекает их на этот рынок легкость создания собственной компании и романтика путешествий. Между тем, ветераны, проработавшие на туристическом рынке не один год, считают свой бизнес сложнейшим. Станислав Бутаев: «Считается, что туризм – романтическая профессия. Но на самом деле здесь много проблем, например, ненормированный рабочий день».

Обычная для любого бизнеса проблема нехватки профессионалов обо­стрилась с усилением конкуренции. Наличие в нашем городе вузов, готовящих специалистов по туризму, не спасает, поскольку выпускникам не хватает не только опыта, но и знаний. Татьяна Морозова, директор сети турагентств AVS «ФОРСАЖ+» в Челябинске: «В Челябинске есть факультеты, выпускающие менеджеров по туризму, но знаний там практически не дают. География и языки изучаются хорошо, но иногда выпускник не знает даже, какая виза нужна для поездки в ту или иную страну».

Персонал туристических фирм все чаще стал переходить из одной компании в другую. Людмила Мосина подчеркивает, что уход сотрудника могут спровоцировать разные факторы: отсутствие стабильности, низкая зарплата. По словам г-жи Мосиной, в «Спутнике» преодолеть текучку кадров удалось за счет подготовки будущих сотрудников еще во время их обучения в университете: «Я не перекупаю работников, я просто много времени уделяю обучению специалиста внутри собст­венной компании».

Еще одна тенденция на туристиче­ском рынке Челябинска – это появление турфирм-новичков в результате диверсификации бизнеса. Например, активно предлагает туры сотовый ритейлер «Евросеть». Такой шаг был сделан с расчетом на то, что розничная сеть уже создана, достаточно лишь дополнить ее новым продуктом. Однако в большинстве случаев подобные попытки входа на туристиче­ский рынок не оправдывают вложенных средств. Светлана Валянова говорит, что такие новички слишком мало знают о специфике туристического рынка, а самое главное, их потребительская аудитория не совпадает с целевой аудиторией турфирм: «Например, в сети агентств недвижимости стали предлагать турпродукт. С одной стороны, такой подход логичен, но дело в том, что работа сети основана на заинтересованности людей в определенном товаре. Человек, который решил купить квартиру в ипотеку, понимая, что кредит будет съедать 60% его заработной платы, даже психологически не готов лететь в Турцию!»

Челябинские турфирмы займутся внутренним туризмом

Несмотря на высокий уровень развития выездного туризма, направление внутреннего туризма пока находится в зачаточном состоянии. Хотя и на Урале, и в целом по России есть множество привлекательных мест, заявки остаются разовыми и не идут ни в какое сравнение с тем потоком, который каждое лето устремляется за границу. Эксперты объясняют такую ситуацию прежде всего зависимостью туристической отрасли от поддержки государства. Светлана Валянова говорит: «Есть объекты внутреннего туризма, которые действительно хорошо продаются: «Золотой пляж», «Солнечная долина» Олега Сиротина, национальный парк «Тургояк». Но все-таки у нас полноценный внутренний туризм не развит, потому что нет четко продуманной внутрироссийской программы, известны только давно сложившиеся традиционные туры: Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо».

О том, что подобные объекты весьма востребованы, можно судить по посещаемости Аркаима. Как утверждает Людмила Мосина, желающих посетить этот памятник природы с каждым годом все больше, и уже возникают сложности с предоставлением места: «База размещения ограниченная и предоставляется в основном тем, кто давно сотрудничает с Аркаимом».

Возможно, именно поэтому не все турфирмы готовы предложить направления внутреннего туризма. Помимо налаженных контактов, новичкам недостает и необходимой документации. Чтобы развивать это направление, необходимо войти в реестр туроператоров, то есть получить лицензию, потратив не менее 10 млн руб. Людмила Мосина отмечает, что эти вложения вернуть проблематично – доход с одного человека может составлять всего 80-100 руб.

Механизм работы этого направления заключается в высокой проходимости и низких ценах. Ольга Тряскина: «Заниматься российским туризмом – это все равно что спичками торговать. Тут нужен большой объем, за счет которого бизнес становится интересным». Ольга Тряскина отмечает, что за туры по России, поездки на Черное море основная масса людей не готова отдавать большие деньги, довольствуясь отдыхом среднего уровня. На Урале по-прежнему не удовлетворен спрос на экономичные виды отдыха: все строящиеся базы отдыха автоматически попадают в более дорогую ценовую категорию.

Тем не менее внимание к сегменту внутреннего туризма не исчезает. Эксперты не исключают, что наряду с экзотическими направлениями внутренний туризм станет спасением в конкурентной борьбе с туроператорами международного масштаба. Людмила Мосина считает, что из-за грядущей глобализации массовые направления перейдут к ним, а на долю местных игроков останутся небольшие ниши: «Федеральным компаниям невыгодно заниматься индивидуальными и экзотическими турами. Соответственно, у местных туроператоров всегда останется своя ниша – поток в регионах не такой большой, каждого клиента они уважают и любят».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.