Обзор: ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ

Транспортный рынок сформирован достаточно четко. Он стабильно увеличивается — в основном в связи с повышением тарифов на грузоперевозки. Игроки не ожидают внезапных изменений в развитии событий, еж

Транспортный рынок сформирован достаточно четко. Он стабильно увеличивается — в основном в связи с повышением тарифов на грузоперевозки. Игроки не ожидают внезапных изменений в развитии событий, ежегодный прирост на 10-20% сохранится на протяжении длительного времени. По мере строительства логистических центров в Челябинск придет еще несколько федеральных компаний.

эксперты
Евгений Богданов
директор экспедиционной компании «КОД 3000»
Валерий Боровиков
начальник транспортного отдела «Южно-Уральского транспортно-экспедиционного предприятия» (ЮУТЭП)
Евгений Дорохов
директор компании «ТрансСиб»
Татьяна Самарина
директор компании «Логистик Транс Авто»
Андрей Соколов
директор челябинского филиала компании STS Logistics

какими
темпами растет грузооборот
кто
задает тон на местном транспортном рынке
когда
в Челябинске появятся
3PL-операторы

Челябинский рынок грузоперевозок продолжает развиваться довольно стабильно, игроки не припоминают каких-то существенных потрясений и не прогнозируют серьезных изменений в будущем. Подавляющая часть (90-95%) доходов по-прежнему приходится на услуги по перевозке и экспедированию грузов, на протяжении последних нескольких лет прирост этого сегмента составляет порядка 20%. Рынок растет в основном за счет повышения тарифов, отмечают эксперты.

По данным исследования РБК, в 2007 г. общий объем транспортно-логистического сектора отечественной экономики составил около $48,5 млрд. Аналитики прогнозируют увеличение в 2008 г. до $58 млрд. Росстат подсчитал, что в течение первых семи месяцев текущего года грузооборот транспорта в России составил 2939 млрд тонно-километров. Наибольший вклад в него, как и прежде, внесли трубопроводный (1457,9 млрд т км) и железнодорожный транспорт (1274,5 млрд т км). Меньше всего грузоперевозок осуществила авиация — 2,2 млрд т км.

Согласно информации, предоставленной «ДК» «Южно-Уральским транспортно-экспедиционным предприятием», по состоянию на август 2008 г. в РФ было зарегистрировано порядка 14,2 тыс. транспортных фирм. «Из них около 10 тыс. позиционируют себя как перевозчики, приблизительно 1,7 тыс. — экспедиторы, остальные совмещают в своей работе обе эти функции», — отмечает ВАЛЕРИЙ БОРОВИКОВ, начальник транспортного отдела компании ЮУТЭП.

Челябинский рынок грузоперевозок растет вместе с федеральным

Челябинский рынок грузоперевозок в общих чертах повторяет тенденции общероссийского. По словам ЕВГЕНИЯ БОГДАНОВА, директора экспедиционной компании «КОД 3000», за последний год он увеличился на 15-20%: «При этом рост примерно одинаковый во всех сегментах, нельзя выделить какие-то особенно бурно развивающиеся направления. Равномерный рост — хороший показатель, резкие всплески обычно дестабилизируют компании».

Общий объем транспортировки грузов в регионе в 2007 г. ЕВГЕНИЙ ДОРОХОВ, директор компании «ТрансСиб», оценивает в 220 млн т. По данным министерства экономического развития Челябин­ской области, в I квартале 2008 г. 25,1 млн т грузов было перевезено по железной дороге и 11,6 млн т — с помощью автотранс­порта коммерческих организаций. Дать денежную оценку челябинского рынка эксперты затрудняются — это связано с информационной закры­тостью игроков. По некоторым мнениям, на долю Уральского региона приходится около 20% общероссийского объема грузоперевозок.

Расклад сил на местном транспортном рынке остается практически неизменным, отмечают эксперты. «В городе и области этот бизнес начал появляться в конце 90-х и начале 2000-х гг., и сегодня его уже можно считать сформированным и стабильным. Здесь ничего кардинально не меняется, мелкие перевозчики приходят и уходят, мало влияя на основной состав игроков», — говорит Евгений Дорохов.

В настоящее время в Челябинске работает порядка 50 транспортно-логистических компаний. «На мой взгляд, более-менее крупных из них примерно треть», — оценивает ТАТЬЯНА САМАРИНА, директор компании «Логистик Транс Авто». Однозначного мнения по поводу круга лидеров у экспертов нет, к нему относят различные организации, чаще всего исходя из собственного субъективного опыта взаимодействия с ними. «Оценить реальное влияние того или иного участ­ника рынка иногда почти невозможно. Есть, например, компании, которые сотрудничают с 2-3 крупными грузовладельцами и отправляют огромное количество товаров, но другие ниши они не осваивают и потому фактически не влияют на конкуренцию в перевозках. В то же время есть и активные игроки, работающие качественно и постоянно находящиеся на виду, но у них нет крупных заказов», — анализирует Евгений Богданов.

Согласно данным рейтинга www.autotransinfo.ru (наиболее авторитетный в глазах челябинских игроков отраслевой сайт), сегодня в Челябинске лидируют ЮУТЭП, «Дельта Транс», «Экспедиционная компания «Евроальянс», «Логистик Транс Авто», «САНТа» и «ЦентрТранс». По некоторым оценкам, к серьезным местным игрокам также относятся АНП «Карго», «Норма», ГК «ЮТЭК», «Компания Арс-транс», «КОД 3000» и некоторые другие. На челябинском рынке представлены крупные международные операторы (DHL, UPS, Asstra, ГК Armadillo, STS Logistics) и филиалы некоторых сетевых российских компаний («Русская логистическая служба», «Грузовозофф», «Реил-Континент», «Первая экспедиционная компания», «Шерл», «Автотрейдинг», «Транспортно-экспедиционная сеть» и др.). Практически каждый год в Челябинске открываются представительства новых иногородних логистов, однако клиентов у старых игроков они не оттягивают, занимая свою долю за счет общего роста рынка.

По словам участников рынка, отличительная особенность многих федеральных компаний — узкая специализация, например, перевозка сборных грузов. С одной стороны, такая форма работы позволяет им осваивать выбранное направление более качественно, а с другой — оставляет свободную нишу для более мелких городских компаний. В последнее время местные логисты все чаще начинают конкурировать с иногородними за счет расширения спектра услуг и разработки эксклюзивных предложений. Так, руководство компании «ТрансСиб» декларирует перевозку дорогостоящего и крупногабаритного оборудования до объектов монтажа на территории Урала и Крайнего Севера, в том числе и в условиях бездорожья, с привлечением спецтехники и предоставлением всех видов высотных такелажных работ. «Хотя ранее мы специализировались на большегрузных автомобильных перевозках, недавно у нас открылось железнодорожное направление. В будущем мы планируем увеличить долю рынка в области международных перевозок, а также перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, — рассказывает Татьяна Самарина. — Дополнительные услуги для транспортной компании развивать весьма перспективно».

Вместе с тем о полном наборе логистических услуг применительно к любому оператору, работающему в Челябинске, говорить пока не приходится. 3PL-компаний в городе по-прежнему нет, и вряд ли они появятся, пока не будут реализованы заявленные проекты строитель­ства современных складских терминалов. В связи с этим крупные предприятия продолжают содержать собственный парк, им выгоднее самостоятельно организовывать грузоперевозки, нежели отдавать их на аутсорсинг. «В настоящее время почти треть всех грузов перевозится собственным транспортом предприятий. Отсутствие в Челябинской области крупных логистических центров отрицательно сказывается на темпах прироста рынка. Но, учитывая тенденцию ухода от непрофильных видов деятельности, можно полагать, что есть хорошие перспективы для развития», — отмечает Евгений Дорохов.

Автоперевозки остаются самым привлекательным сегментом

Рентабельность грузоперевозок в Челябинске колеблется от 5 до 40% и зависит от множества факторов: от вида транспорта и направления до требований конкретного клиента. По словам Татьяны Самариной, для ее компании наиболее выгодна транспортировка строительных материалов — камня и металлических изделий: «Эти грузы перевозятся обычными бортовыми машинами, которых особенно много в нашем городе, так как транспорт­ники подстраиваются под специфику промышленности». В последнее время, говорят эксперты, поступает немало заявок на перевозку изделий легкой промышленности, что требует значительно больших затрат. «Бывают случаи, когда доставка груза вообще не приносит дохода компаниям, они выполняют заказ лишь с целью удержания крупных клиентов. Прибыль от таких перевозок достигается с помощью рентабельных обратных рейсов. Для владельцев транспортных средств отсутствие времени простоя в пункте оборота в связи с поиском обратной загрузки — наиболее выгодный способ использования подвижного состава», — говорит Валерий Боровиков. Особенно четко этот механизм работает на маршруте Челябинск—Москва: из-за неравномерности спроса и предложения стоимость отправки машины в столицу в 3-4 раза ниже, чем ее доставка обратно.

Одним из самых привлекательных сегментов транспортного рынка игроки по-прежнему считают автомобильные перевозки: для вхождения требуется на порядок меньше вложений, чем, например, в железнодорожный сегмент, а спрос на машины у клиентов постоянно растет. Большая часть игроков здесь — частные перевозчики и небольшие компании, также много на рынке экспедиторов, не имеющих своего транспорта. Среди маленьких компаний распространен демпинг. Валерий Боровиков отмечает: «Часто перевозчики, у которых нет по­стоянных заказчиков, после заключения сделки с экспедиционной фирмой выходят напрямую на клиента и перетягивают его к себе, предлагая низкие ставки». Проблемы экспедиторов усугубляет и законодательная база. «Федеральное законодательство в сфере автогрузовых перевозок датируется 70-80-ми гг. прошлого столетия, оно устарело и во многом противоречит рыночным условиям, экспедиторская деятельность в нем описывается крайне скупо. А специальный закон, который предположительно мог бы регулировать все разнообразие транспортно-экспедиционных операций, напротив, запутывает процедуры», — сокрушается Евгений Дорохов. Логисты заводят собственный автопарк для снижения рисков, повышения своего статуса в глазах клиентов и укрепления рыночных позиций компании. Также актуально приобретение собственных складских площадей для работы со сборными грузами, рентабельность перевозки которых может достигать 50%.

Эксперты отмечают тенденцию к укрупнению транспортных компаний, особенно работающих в автомобильном сегменте: игроки развивают филиальные сети, наращивают количество агентов в других регионах, объединяются с коллегами по цеху. По общему мнению, в течение 5-7 лет с рынка будут вытеснены мелкие компании. В более близкой перспективе также есть вероятность прихода в город еще нескольких федералов. «Учитывая то, что сегодня строится несколько логистических комплексов в Челябинске и области, вполне возможно, что через 2-3 года мы увидим на местном рынке новые лица и услуги», — предполагает Евгений Богданов.

 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.