Обзор: Типографии

экспертыСергей Бельснер коммерческий директор ООО «Еманжелинский Дом печати»Алексей Гусевруководитель отдела допечатной подготовки типографии «Автограф»Дмитрий Довбнядиректор рекламно-имиджевог

Полиграфический рынок Челябинска стабильно растет на 20-30% в год за счет общего роста экономики. Наибольшая конкуренция наблюдается в сегменте оперативной печати. На рынке офсета игроков гораздо меньше: высокая стоимость оборудования и отсутствие квалифицированных кадров остаются существенными барьерами для входа в этот сегмент. Несмотря на то, что мощности офсетных типографий загружены практически на 100%, рентабельность продолжает падать из-за подорожания расходных материалов и недобросовестной конкуренции.

эксперты

Сергей Бельснер
коммерческий директор
ООО «Еманжелинский Дом печати»
Алексей Гусев
руководитель отдела допечатной подготовки типографии «Автограф»
Дмитрий Довбня
директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф»
Борис Зубов
генеральный директор
ОАО «Челябинский Дом печати»
Вадим Кольниченко
генеральный директор
ООО «Абрис-Принт»
Валентина Якоби
генеральный директор
ООО «Типография «Паритет»


Почему «цифра» перспективнее офсета?
Что препятствует выходу на рынок новых игроков?
Почему заказчики предпочитают китайскую полиграфию челябинской?

 


Спокойная ситуация на челябинском полиграфическом рынке становится традицией. За 2006 г. здесь не произошло серьезных изменений. Сегодня в Челябинске предлагает полиграфические услуги более 100 компаний; из них более или менее значительных игроков всего около 20, считают эксперты. При этом однозначного лидера, который контролировал бы большую долю рынка, нет. «Типографий слишком много, чтобы кто-то смог захватить значительную долю. Мелких игроков десятки, и они в сумме равны нескольким крупным»,  говорит ВАДИМ КОЛЬНИЧЕНКО, директор ООО «Абрис-Принт» (типография «Два комсомольца»).
Типографии «оцифровываются»
Наибольшую активность продолжает демонстрировать цифровой сегмент. Количество игроков здесь стабильно растет на несколько десятков в год, при этом большая часть «новичков»  это небольшие копировальные центры, купившие цифровые печатные машины начального уровня (ЦПМ). К ним примыкают крупные компании, организующие в своем рекламном отделе собственное производство полиграфии. По данным исследований, представленных одной из компаний, в 2006 г. на «малышей» приходилось порядка 95% «цифрового» рынка. Но эксперты к таким игрокам относятся скептически из-за крайней ограниченности их возможностей.

Массовое появление цифровых типографий связано с невысоким уровнем стартовых инвестиций в этот бизнес. «Для того чтобы открыть экспресс-центр, нужен набор простейшего оборудования  ЦПМ, ручной резак, брошюровщик и ламинатор. Покупки обойдутся примерно в 300 тыс. руб.»,  подсчитывает ДМИТРИЙ ДОВБНЯ, директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф».

Новых игроков на рынок «цифры» привлекает еще и то, что здесь, в отличие от других областей полиграфии, не требуется высококвалифицированного персонала. Это позволяет экономить на обучении. Основные затраты это плата за аренду помещения. По словам экспертов, удачное местоположение  это залог прибыльности бизнеса. Большая часть клиентов полиграфических салонов  фирмы, расположенные в непосредственной близости. Они заказывают рекламную продукцию во время проведения акций, визитки и календари  то есть по срочной необходимости.

Крупные цифровые типографии, такие как «Два комсомольца», «НБС», «Площадь Эволюции», обращают большее внимание на качество  у них оно приближается к офсетному. Среди экспертов существует мнение, что «цифра» полностью заменит традиционные технологии печати уже в ближайшем будущем. Дмитрий Довбня говорит, что причина этого проста: «Цифровые технологии решают самую главную проблему полиграфии  нехватку кадров». Показательно то, что уже сегодня в городе появился так называемый «цифровой офсет».

Однако большинство экспертов сомневается в скором торжестве «цифры» из-за ее существенных минусов. Главный из них  цена отпечатка. БОРИС ЗУБОВ, генеральный директор ОАО «Челябинский Дом печати»: «Если приобрести хорошую цифровую машину, способную качественно печатать большие тиражи, продукция будет очень дорогой. В офсете после 5 тыс. экземпляров стоимость начинает резко снижаться, а в цифровой печати после этого предела она возрастает в геометрической прогрессии. Кроме того, у цифрового оборудования маленький ресурс работы  не более 5 лет. При малых тиражах цифровые машины хорошо конкурируют с офсетом».

Цифровые технологии идеальны для печати «коротких» срочных тиражей. Учитывая это, многие традиционные типографии включают цифру в перечень своих услуг. «Мы стремимся охватить всех потенциальных клиентов, и поэтому занимаемся также и цифровой печатью, хотя она у нас не является профильным направлением. Но бывает так, что клиент, удовлетворенный качеством визиток, напечатанных у нас, приходит потом с более существенным заказом»,  делится опытом Сергей Бельснер, коммерческий директор ООО «Еманжелинский Дом печати».
Рентабельность офсета падает
Заниматься офсетом намного дороже, нежели «цифрой». «Требуется не меньше миллиона евро, чтобы открыть типографию, в которой можно качественно и большими тиражами печатать полноцветную офсетную продукцию. При этом помещение должно соответствовать техническим нормам: быть достаточно просторным и высоким, а под оборудование должен быть подведен фундамент»,  поясняет руководитель отдела допечатной подготовки типографии «Автограф» АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ.

Офсет традиционно делят на два больших сегмента  листовую и рулонную печать. С помощью технологий листовой печати сегодня изготавливается множество видов продукции: от глянцевых журналов до водочных этикеток. Самые заметные игроки на рынке «длинных» тиражей  «Автограф», «Домино», Челябинский дом печати и «Два комсомольца». Для того чтобы сохранять конкурентоспособность, типографии вынуждены постоянно обновлять оборудование. Одна из главных тенденций  переход на 4-красочные машины больших форматов, позволяющие увеличить скорость печати и сделать ее более качественной. Многие из офсетных типографий уже приобрели CTP-системы, избавляющие от трудоемкого промежуточного этапа перенесения изображения для печати из компьютерных файлов на пленку.

Игроки отмечают зависимость своего бизнеса от сезонных рекламных акций. Доход от рекламы  практически единственный, который можно спланировать. Полиграфия  непредсказуемый бизнес; сложность планирования и расчетов приводит к тому, что многие типографии начинают работать себе в убыток, отмечают эксперты. Вадим Кольниченко утверждает, что такие игроки снижают цену продукции до минимума, не замечая, что она становится ниже себестоимости: «Таким образом они губят не только себя, но и рынок ломают». Многие участники рынка не сог­ласны с мнением директора ООО «Абрис-принт» и уверяют, что с расчетами у них все в порядке, а более низкие цены устанавливаются за счет снижения издер­жек. Сергей Бельснер говорит, что Еманжелинский Дом печати экономит за счет оптимизации технологических процессов и отсутствия арендованных площадей. «Конкуренты  не альтруисты,  считает Дмитрий Довбня,  они ниже себестоимости работать не будут. А все разговоры о демпинге  это разговоры середины 90- х, когда можно было что-то где-то украсть и держать благодаря этому самую низкую цену на рынке».

Возрастающая конкуренция в сегменте листовой печати приводит к тому, что рентабельность этого бизнеса за последние 10 лет снизилась с 40 до 15%, и с каждым годом опускается все ниже. Эксперты считают, что вряд ли стоит опасаться появления новых крупных игроков на этом рынке  разве только к лидерам «подтянется» кто-то из старых.

В рулонах сегодня печатаются преимущественно газеты. На местном рынке этим занимаются всего четыре типографии  Челябинский Дом печати, Межрайонная типография, «Паритет» и Еманжелинский Дом печати. Соотношение сил между ними практически не меняется год от года; у каждой типографии есть свой круг постоянных клиентов, которые обеспечивают ей основной объем работ. «Есть заказчики, которые «перетекают» из одной типографии в другую, но их очень немного»,  уверяет Сергей Бельснер. По словам участников рынка, газетные типографии считают друг друга скорее коллегами, чем конкурентами.

На рынок рулонной печати выйти сложнее всего, главный сдерживающий фактор  отсутствие необходимых площадей у большинства типографий. Эксперты отмечают, что рулонная машина по цене сопоставима с листовой  однако она, в отличие от последней, весит 80 т и требует помещения в 1,5-2 тыс. кв. м, а также солидных энергоресурсов.

В 2007 г. в городе ожидается запуск новой газетной типографии  ЗАО «Офсетная газетная фабрика Челябинск» (ОГФЧ). Это один из российских проектов норвежской компании A-pressen (подробности см. в «ДК» № 25 от 20 ноября 2006 г.). В типографии будет установлена печатная машина башенного типа фирмы Tensor, производительность которой составляет 35 тыс. экз. в час. В планах ОГФЧ захватить 30% газетного рынка Челябинска, однако эксперты сомневаются в их полном осуществлении. ВАЛЕНТИНА ЯКОБИ, генеральный директор ООО «Типография «Паритет»: «Местный рынок газетной полиграфии можно наз­вать стабильным. Он поделен между несколькими крупными игроками, и никаких кардинальных изменений на нем не происходит. Возможно, запуск новой газетной типографии, который планирует­ся в этом году, ситуацию подкорректирует, но незначительно».

Рынок развивается за счет повышения челябинских тиражей общероссийских газет. Местные газеты увеличивают количество полос и цветность. Чтобы удовлетворить растущий спрос, «рулонные» типографии закупают новые газетные «башни», с помощью которых можно печатать «толстые» издания в одну, а не несколько «тетрадей». Однако, по словам представителей этого бизнеса, иногда модернизация играет злую шутку: потребитель просто не может заплатить за высокое качество продукции.

Трудности подобного рода, а также проблемы с поставщиками расходных материалов, которые регулярно (раз в два-три месяца) повышают цены, сдерживают развитие этого рынка. Сегодня рентабельность газетных типографий еще ниже, чем листовых. «Газетное производст­во никогда не отличалось высокой рентабельностью, но с увеличением конкуренции она еще больше снизилась. Также огромное влияние оказывает рост цен на расходные материалы, особенно на бумагу. Сегодня в нашем бизнесе допустимой является рентабельность от 5%, а 15% уже считается большой удачей»,  комментирует Валентина Якоби.
Догоняющая модель развития
По словам Вадима Кольниченко, значительная часть прибыли уходит на модернизацию оборудования, в течение полугода приобретаются десятки наименований  от самых простых механизмов до сложнейших комплексов. «Иногда задумываешься, есть ли конец у этого процесса»,  рассуждает г-н Кольниченко. Борис Зубов также говорит о значительных инвестициях в производство: «В прошлом году мы вложили в оборудование около 18 млн руб., а в 2007 г. планируем увеличить сумму до 22 млн».

Новое оборудование с каждым годом становится все доступнее  этому способствует развитие кредитных и лизинговых схем. Однако, по словам игроков, часто складывается такая ситуация, что на отличной современной машине некому работать. Дефицит кадров  одна из глобальных проблем отрасли; сегодня в России готовят полиграфистов всего два вуза, и получить на работу их выпускников практически невозможно. Челябинские типографии стараются сами учить специалистов в процессе работы, а некоторые планируют со временем отправить их учиться в Москву.

Несмотря на существенные вложения, эксперты называют челябинский рынок полиграфии отстающим. По словам игроков, около 70% местных заказов уходит в Екатеринбург и Свердловскую область. Сегодня на рынке есть продукция, отпечатанная в типографиях Китая: ситуацию не может изменить даже таможенная пошлина 10%. Эксперты считают, что это связано не столько с низким качеством челябинской полиграфии, сколько с неумением печатников выстраивать отношения с клиентами. «Проблема не в технологиях, а в работе отделов продаж. Типографии абсолютно не умеют работать с рекламными агентствами, они относятся к ним как к рядовым заказчикам. В Екатеринбурге полиграфические услуги агентствам оказывают на эксклюзивных условиях, предоставляют им значительные скидки  и в итоге большинство рекламных бюджетов уходит туда»,  рассуждает Дмитрий Довбня.

Полиграфисты все чаще говорят о том, что основные проблемы отрасли нужно решать сообща. В последнее время на Урале созданы уже четыре профессиональные ассоциации. Генеральный директор Челябинского дома печати Борис Зубов является президентом самой молодой из них  Регионального союза работодателей полиграфических предприятий Урала и Зпадной Сибири. Он говорит, что Союз был создан для рассмотрения вопросов приватизации, арендных отношений, организации выставок, консультирования по вопросам перевооружения мелких типографий и экспертизы продукции, оборудования и других видов работ, связанных с полиграфической деятельностью. Однако многие игроки скептически относятся к этому начинанию. Они говорят о том, что по-настоящему серьезные проблемы, например, нехватку кадров и падение рентабельности, профессиональные союзы пока решить не могут.

 


Цифровой офсет  технология, при которой компьютер управляет процессом формирования изображения на печатной форме, то есть исключен промежуточный этап создания пленок. Печать при этом осуществляется посредством обычного офсетного процесса.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.