Обзор: Мебельный ритейл - 21.04.2008

эксперты Андрей Безбогов директор фабрики мебели «Линда» Вадим Гусельников заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Уютный Модуль» Владимир Найдёнов генеральный директор компании «Н

Челябинский рынок мебельной розницы увеличивается в среднем на 20-30% в год. Спрос на мебель, по мнению экс­пертов, стимулирует строительный бум и общее увеличение доходов населения. Кроме того, мебельщики начинают дополнительно зарабатывать на относительно новой комплексной услуге оснащения мебелью готовых интерьеров. Мебельные компании задумываются о заключении партнерских отношений со строительными компаниями - такие альянсы помогают охватить сегмет потребителей, совмещающих ремонт с покупкой новой мебели.

эксперты
Андрей Безбогов
директор фабрики мебели «Линда»
Вадим Гусельников
заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Уютный Модуль»
Владимир Найдёнов
генеральный директор компании «НАЙФЛ»
Андрей Петров
коммерческий директор компании «Вкусные кухни»

Как мебельные магазины решают проблему «низкого» сезона?
Почему мебельщики считают рентабельность в 10% недостаточной?
Зачем мебельной сети собственная строительная компания?
На челябинском рынке мебельной розницы присутствует около 400 компаний. В их числе иногородние и местные производители мебели, которые располагают собственной сбытовой сетью, и классические перепродавцы. Большин­ство торговых точек расположено в специализированных мебельных центрах, мультибрендовых мебельных магазинах без четкого позиционирования по товарным и ценовым сегментам (способ продажи, оставшийся от советских времен) и универсальных торговых ком­плексах районного масштаба. По оценке генерального директора компании «НАЙФЛ» ВЛАДИМИРА НАЙДЁНОВА, 60% объема продаж приходится на отделы, расположенные в специализированных ТК, 40% – на фирменные магазины и салоны производителей мебели. Сетей мультибрендовых мебельных магазинов площадью в 500-2000 кв. м в Челябинске практически нет. Единственный заметный представитель этой категории – торговая точка уральской сети «Союзмебель». Таким образом, по словам г-на Найдёнова, построение челябинского мебельного ритейла сильно отличается от структуры мебельной розницы в Европе, где основную роль на рынке играют сетевые мульти­брендовые магазины, принадлежащие 5-6 игрокам.

По мнению заместителя директора по коммерческим вопросам компании «Уютный Модуль» ВАДИМА ГУСЕЛЬНИКОВА, основная причина, по которой челябинский мебельный ритейл не использует европейскую модель, заключается в нехватке торговых площадей. Наглядное тому подтверждение – величина аренд­ной ставки. Например, в Казани, которая пользуется репутацией города с большим количеством торговых объектов, аренда обходится мебельщикам в 700-800 руб. за кв. м. В Челябинске – в среднем 2,5-3 тыс. за кв. м. «Участ­ников мебельного рынка столько, что существующих мебельных комплексов на всех не хватает. Например, чтобы попасть к нам, стоят в очередь», – комментирует директор одного из челябинских мебельных центров.

Росту мебельной розницы способствует строительный бум

По статистике аналитиков фабрики мебели «Линда», объем челябинского рынка розничной продажи домашней мебели составляет 2,5 млрд руб. в год. Из них 15% приходится на мебель, производимую в кустарных условиях индивидуальными предпринимателями и небольшими компаниями, и 85% – на изделия, изготовленные цехами и крупными российскими фабриками. По версии коммерческого директора компании «Вкусные кухни» АНДРЕЯ ПЕТРОВА, 40% всех продаж составляет мебель для кухни, 35% – мягкая мебель и спальни, 15% – корпусная мебель. Мебель для обеденной зоны и прочая занимает оставшиеся 10%.

До 70% участников челябинского мебельного рынка арендуют площади сразу в нескольких ТК – зависимость объема продаж от количества торговых точек почти линейная. Список игроков с самой большой торговой площадью практически совпадает со списком лидеров продаж. По совокупной торговой площади, по оценке Андрея Петрова, лидируют салоны «Миасс-мебель», «Шатура», «Дятьково», «Dомиано», «SID-диваны», «Линда», «Вкусные кухни». Наи­большие объемы продаж, по данным г-на Петрова, демонстрируют игроки, которые представляют в нише корпусной мебели «Шатуру», «Ангстрем», в сегменте мягкой – «Dомиано», «SID-диваны», фабрики мебели «8 Марта», «Юнусов и К». В сегменте кухонь наи­большие продажи у дилеров «Линды», салонов Lorena и «Вкусные кухни». За последние несколько лет практически в каждом из районов города появился свой мебельный центр. Поэтому покупатели перестали ездить за мебелью в центр города. Теперь ее покупают рядом с домом.

Участники рынка полагают, что объем рынка увеличивается на 20-30% в год. По мнению Вадима Гусельникова, один из основных факторов роста продаж – увеличение дохода потребителей. Средняя заработная плата в Челябинске в 2007 г., по данным мэрии, в реальном выражении с учетом инфляции выросла на 15,7%. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась до 12,6%. Потребление мебели, по оценкам маркетологов «Уютного Модуля», увеличилось до 20 евро на одного челябинца в год. «Аналитики федеральных компаний оценивают годовую емкость рынка еще смелее – 2 тыс. руб. на человека в год!» – комментирует г-н Гусельников.

Другая причина роста челябинского мебельного рынка – стабильное увеличение темпов жилищного строитель­ства. По статистике, с 2004 по 2006 гг. объем введенного в эксплуатацию жилья в Челябинске вырос на 28%. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. жилья было построено на 23% больше. «Хрущевки по 40 кв. м больше не строят. Доля полнометражных квартир растет. А чем больше квартира, тем больше мебели в нее купят. Новый формат строительства дает рынку дополнительный импульс развития», – говорит Владимир Найдёнов.

Банковское кредитование пока слабо влияет на увеличение продаж домашней мебели. В среднем по рынку доля покупок в кредит не превышает 10-25%. По словам г-на Петрова, причина в том, что кредитные возможности покупателей ограничены и сегодня в первую очередь уходят на приобретение жилья. Несколькими годами ранее большая часть кредитных денег утекала в сферу продажи автомобилей и бытовой техники. «Мебель покупают по остаточному прин­ципу. Условно говоря, человек берет кредит на квартиру в 3 млн руб., а потом просит нас сделать ему «временную» обстановку за 30 тыс. руб.», – объясняет Андрей Петров.

В целом за год объемы продаж домашней мебели увеличиваются неравномерно. Сезонные колебания рынка составляют до 40%. К «несезону», когда рост рынка практически останавливается, директор фабрики мебели «Линда» АНДРЕЙ БЕЗБОГОВ относит период с февраля по май включительно. Самые «урожайные» месяцы (в это время рынок может увеличиваться до 40%) – это октябрь, ноябрь, декабрь. В «низкий» сезон, по словам г-на Безбогова, небольшие производители стремятся сохранить темпы производ­ства с помощью демпингового снижения цен. Сезонный дисконт может достигать 20% от среднепрайсовой цены. Для того чтобы не работать в одной и той же нише с демпингующими мелкими фирмами, «Линда» переходит в дорогой сегмент, в котором работают несколько крупных федеральных компаний с предсказу­емой ценовой политикой.

Челябинские мебельщики переходят на комплексные продажи

Рентабельность в мебельной рознице, по разным данным, не превышает 10-30%. Для сравнения: в бизнесе продуктовых сетей этот показатель находится на уровне 7%. Такая доходность обусловлена уровнем развития конкуренции на мебельном рынке, который г-н Найдёнов характеризует как средний.

В последнее время, чтобы сохранить и усилить рыночные позиции, крупные челябинские мебельщики переключаются с реализации единичных мебельных изделий на комплексные продажи готовых интерьерных решений, вольно или невольно копируя аналогичный опыт IKEA. Потребителю предлагают выбирать не шкаф или тумбочку из числа составленных складским методом изделий, а сразу целый набор мебели, который объединен дизайнерским решением и укомплектован различными предметами декора и домашней обстановки. Например, компания «НАЙФЛ» начала объединять различные предметы мебели в гарнитуры, так называемые «кабинеты». Последнее нововведение – укра­шение «кабинетов» декором и даже снабжение их некоторой бытовой техникой. «Вкусные кухни» комплектовали свою мебель сантехникой и встраиваемой бытовой техникой еще три года назад, однако действительно ком­плексный подход, при котором учитываются даже такие мелочи, как, например, «мусорубы», стали использовать лишь несколько месяцев назад.

Новый подход к продажам позволяет игрокам заметно увеличить сбыт. По словам Владимира Найдёнова, комплекс­ность помогает формировать у покупателей позитивный эмоциональный настрой. По мнению Андрея Петрова, готовые мебельные решения поднимают продажи, так как избавляют покупателей от поиска хорошо сочетающихся цветов интерьера и мебели, вариантов декорирования. По сути, мебельщики берут на себя обязанности дизайнеров по формированию домашних интерьеров. Кроме того, в сегменте кухонь добавление в гарнитуры сантехники и бытовой техники дает возможность увеличить качество сборки проданной мебели. «Наши сборщики могут выпилить в кухне необходимые отверстия под известные им размеры мойки. Если клиент сам купит мойку, то ее размеров сборщики знать не будут и качество может пострадать», – говорит г-н Петров.

Переход к новым формам продажи мебели позволит игрокам конкурировать с мультибрендовыми мебельными магазинами крупных федеральных сетей, таких, как «Энергия уюта» и «Мебельвиль», выход которых на челябинский рынок ожидается в ближайшие год-два. По словам Вадима Гусельникова, эти игроки уже давно практикуют подобные методы работы. Более оптимистичен Владимир Найдёнов. Он полагает, что мультибрендовые сетевые магазины нач­нут задавать тон в Челябинске не раньше чем через 3-4 года. Именно к этому времени в Челябинске появятся серьезные мебельные сети. Количество игроков рынка еще слишком велико, чтобы этот процесс пошел быстрее.

Кроме комплексных продаж готовых мебельных решений, бесплатной доставки, сборки, установки и гарантийного обслуживания, продавцы мебели для кухни задумываются о возможности расширенного партнерства со строителями и дизайнерами. Андрей Петров объясняет такое стремление тем, что многие покупатели заказывают кухонные гарнитуры параллельно с началом общего ремонта. Во время ремонта строительные компании, бывает, промахиваются с оговоренными размерами. Стены оказываются на пару сантиметров короче, а прямые углы не равны 90 градусам. В результате с изготовленной мебелью возникают проблемы. «Массово своими строительными компаниями игроки нач­нут обзаводиться через два года. Этому процессу будет способствовать рост конкуренции на рынке», – прогнозирует г-н Петров.

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.