Подписаться
Курс ЦБ на 20.10
77,92
91,31

Обзор: Клининговые компании

Елена Белозёрова директор центра профессиональной уборки «Академия чистоты» Эльдар Гильмутдинов директор клининговой компании «Сервис Сити» Надежда Заикина генеральный директор клининговой компании

Рынок клининга в Челябинске продолжает уверенно развиваться. С появлением все новых игроков усиливается нехватка квалифицированных кадров и падает рентабельность этого бизнеса. Клининговые компании все четче специализируются на отдельных сегментах деятельности, отстраиваясь от конкурентов. Уже в ближайшее время игроки ожидают появления профессионального союза клинеров Челябинска.эксперты

Елена Белозёрова
директор центра профессиональной уборки «Академия чистоты»
Эльдар Гильмутдинов
директор клининговой компании «Сервис Сити»
Надежда Заикина
генеральный директор клининговой компании «Чистый дом»
Анжела Кучерявая
директор клининговой компании «Санта»
Данил Упоров
генеральный директор клининговой службы City cleaning

Почему заказы от частных лиц выгоднее корпоративных?
Как клининговые компании удерживают ключевых специалистов?
Зачем клинеры торгуют оборудованием?
Основной костяк челябинского рынка клининговых услуг практиче­ски не изменился за прошедший год: несмотря на то что число игроков выросло до 40 компаний (против 30 весной прошлого года), компании «Санта», VIP-клининг, «Керхер Клининг», City cleaning по-преж­нему удерживают лидерские позиции. Клинеры признаются, что рынок развит лишь на треть от возможного объема, но его насыщенность увеличилась в два раза по сравнению с показателем прошлого года (30% против 15%). При этом критического уровня конкуренции рынок клининга не достиг.

Увеличение числа игроков не прошло бесследно. Рентабельность клинингового бизнеса снижается и сейчас составляет 15-17% (в начале 2007 г. по некоторым проектам она достигала 25%). Дело в том, что за год расценки на клининговые услуги практически не увеличивались: даже в частных заказах (наиболее динамичный сегмент) стоимость выросла всего на 10%. АНЖЕЛА КУЧЕРЯВАЯ, директор клининговой компании «Санта»: «Поднять цены на годовой контракт крайне сложно, а за это время наши поставщики оборудования, химии повышают цены на 20-25%. Производителей оборудования в России нет, со­ответственно, мы работаем с компаниями, которые представляют крупную марку на российском рынке».

Клинеры расходятся по нишам

На рынке клининга обострилась борьба с демпингующими игроками. Понять, кто скрывается за оболочкой новой компании, клиенту непросто, замечает ЭЛЬДАР ГИЛЬМУТДИНОВ, директор клининговой компании «Сервис Сити»: «Часто новички называют себя клининговой компанией, хотя материально-техническая база у них минимальна. Они способны снизить цены до 25 руб. за уборку 1 кв. м, осознавая, что эта услуга стоит 30 руб. Их дем­пинг мешает становлению клининга в Челябинске». Именно по этой причине количе­ство первичных клиентов все еще остается значительным. Как правило, клиент либо остается с той компанией, к которой он обратился однажды, либо, получив негативный опыт работы с непрофессионалами, предпочитает самостоятельно решать свои проблемы. ДАНИЛ УПОРОВ, генеральный директор клининговой службы City cleaning: «Заказчик по незнанию часто ориентируется на цену. Он работает с компанией-новичком месяц, максимум – три, а потом расторгает договор и больше к клинингу не возвращается. Убедить этого заказчика вновь воспользоваться подобными услугами сложно, что, конечно, негативно сказывается на общерыночной ситуации».

Наиболее выгодными, по свидетельству игроков, являются заказы от частных лиц: при меньшей площади стоимость уборки квадратного метра выше, чем в корпоративных заказах. Однако пока львиную долю в обороте клинеров составляют контракты именно с юридическими лицами. Типичные клиенты клинеров – собственники зданий. Это могут быть заводы, офис-центры, автосалоны, точки общественного питания, продритейла. Даже несколько постоянных заказов таких крупных клиентов позволяют планировать бюджет на полгода-год вперед. Именно поэтому доля контрактных заказчиков в общем числе клиентов клининговой компании больше, чем одиночных (от 70 до 90%). Как правило, в сезон (осень, весна) происходит небольшая коррекция в сторону частных заказчиков.

Игроков клинингового рынка можно условно разделить на два вида по набору предоставляемых услуг. Одни компании оказывают собственно услуги по профессиональной уборке помещений. Вторые занимаются поставкой клинингового оборудования и расходных материалов. При этом торговые услуги – это часто вопрос имиджа: компания-поставщик выглядит в глазах коллег и клиентов более весомо. ЕЛЕНА БЕЛОЗЁРОВА, директор центра профессиональной уборки «Академия чистоты»: «Помимо клининга, мы занимаемся продажами оборудования и расходных материалов. Клиенты в данном случае – другие клининговые компании и наши партнеры – гостиницы. Для нас это вопрос не столько выгоды, сколько дополнительного сервиса».

Некоторые компании совмещают торговлю с профессиональной уборкой. Продажей оборудования и расходных материалов занимается всего около десятка челябинских компаний: для обеспечения рентабельности требуется реализовать достаточно весомые партии товара, что под силу лишь крупным игрокам с приличным опытом работы. Компании поменьше в итоге, как правило, предпочитают остановиться на чем-то одном. Так, от клининга в пользу торговли оборудованием отказались «Чистый мир», «Кристалл-сервис» и «Медпромресурс».

Начавшаяся в прошлом году тенденция к специализации игроков оформилась окончательно. Несмотря на довольно широкий спектр услуг, который предлагают клининговые компании, большин­ство игроков работают в своих нишах, что позволяет отстраиваться от конкурентов. Такой нишей может быть определенная категория клиентов: например, «Академия чистоты» сотрудничает с бизнес-центрами, «Керхер Клининг» – с заводами, а большинство сравнительно небольших компаний специализируются на частных заказах. Есть игроки, которые занимаются преимущественно контрактным клинингом. Данил Упоров: «Например, наша специализация – это контрактный клининг, мы занимаемся организацией ежедневной уборки. Хотя мы работаем и с физическими лицами, и оказываем услуги по разовой уборке предприятий».

Анжела Кучерявая считает углубляющуюся нишевую специализацию игроков свидетельством развития рынка: «Специализация на рынке есть: одни занимаются уборкой ковров, другие – уборкой квартир, офисных центров, магазинов. Я думаю, что, только выбрав себе какую-то нишу и работая в ней, компания способна вырасти».

Компании ищут способы удержать персонал

Сохранить позиции компании на таком быстрорастущем рынке можно, лишь обеспечив стремительное развитие фирмы. Основным препятствием для роста эксперты называют усиливающуюся нехватку подготовленного персонала, по­множенную на постоянное перетекание специалистов между компаниями-конкурентами. Анжела Кучерявая отмечает, что развитие большинства компаний-лидеров рынка приостановилось именно из-за отсутствия сотрудников: «Я бы с удовольствием взяла на обслуживание еще пять заводов. Но на этих объектах просто некому работать».

Текучку персонала обостряет по­стоянное увеличение числа игроков. Как правило, в компании, только вышедшей на рынок и не брезгующей демпингом, специалисты не задерживаются надолго. Хотя требования к сотрудникам в подобных компаниях невысокие, оплата труда тоже оставляет желать лучшего. НАДЕЖДА ЗАИКИНА, генеральный директор клининговой компании «Чистый дом», поясняет, что экономить на оборудовании компании не позволяют условия по­ставщиков, а вот зарплата сотрудников в подобных компаниях может оказаться ниже среднерыночной на 500-1000 руб.: 65% расходов клининговой компании – это фонд оплаты труда работников, в такой ситуации значительно сократить расходы можно, только урезав зарплату операторов уборки. Надежда Заикина: «В случае демпинга компании зарплата сотрудника может оказаться на 10% ниже среднерыночной».

Клинеры активно ищут и находят способы решения проблемы текучки кадров, порой довольно спорные с точки зрения других участников рынка. Для небольшой компании иногда достаточным оказывается более тщательный выбор объектов уборки и составление удобного графика работы персонала. Эльдар Гильмутдинов отказался от работы с проблемными, по его мнению, клиентами, например, некоторыми казино, ресторанами. Проходимость на этих объектах большая, а оплата была минимальная. Работать на условиях, предложенных клинером, эти клиенты не пожелали, а расторжение договора позволило сформировать более удобный рабочий график для специалистов. Эльдар Гильмутдинов: «Мы предложили повысить цены, чтобы труд достойно оплачивался. Нам ответили отказом. Сейчас у нас работа со всеми заказчиками идет по удобному графику. И сегодня даже те наши специалисты, которые оказывают разовые услуги, зарабатывают прилично».

Анжела Кучерявая не считает отказ от проблемных объектов выходом из ситуации. По ее словам, в клининге все объекты проблемные. Здесь важна роль менеджера или руководителя компании. Гораздо более эффективная практика, говорит г-жа Кучерявая, создание атмо­сферы сплоченного коллектива: «Наши сотрудники – это не молодые люди, которые день поработали и ушли, а дамы уже пожилого возраста, для которых свежо в памяти понятие «коллектив». Мы стараемся создать такие условия, чтобы люди приходили не просто поработать и получить деньги, но и пообщаться».

Некоторые игроки сознательно снижают требования к специалистам при приеме на работу. Елена Белозёрова: «Мы не стали ограничивать возраст специалистов до 40 лет, к нам приходят и 55-летние женщины, бывшие учителя, бухгалтеры».

Крупные игроки предпочитают решать кадровые проблемы раз и навсегда, обзаводясь полноценными HR-отделами. Данил Упоров: «На данный момент на рынке наблюдается жесточайший дефицит кадров, и по мере роста нашей компании вакуум среди оперативного состава только усиливается. У небольших компаний эта проблема не главная. Возможно, им удается оказывать разовые услуги, для этого можно обучить всего человек десять. Если речь идет о такой крупной компании, как наша, то мы уже работаем над созданием отдела персонала».

По мнению экспертов, челябинский рынок клининговых услуг дошел до такой стадии, когда стало необходимым создание сообщества профессиональных клининговых компаний. Только эта мера позволит урегулировать рынок клининга и преодолеть демпинг. Участие в подобном союзе станет для клиентов гарантией качества оказываемых услуг. Надежда Заикина: «Небольшие клининговые компании, понимая, что на первом месте у заказчика цена, начинают экономить. Поэтому страдает уровень и качество клининговых услуг. Боремся мы с этим в одиночку, поскольку нет союза клинеров. Я думаю, нужно создавать ассоциацию клининговых услуг, подобную тем, что есть в Москве, Екатеринбурге. Наша компания вошла в Международную ассоциацию клининговой индустрии чистоты».

Не все эксперты настроены так оптимистично. Анжела Кучерявая считает, что практической пользы от такого участия немного: «Если прильнуть к московским организациям, то необходимо платить взнос, но ощутимой помощи нет. Клиентами, естественно, никто делиться не будет, а просто встречаться и общаться я не вижу смысла».

Клинеры ожидают в ближайшее время качественного скачка местного рынка. Такой прогноз связывают со скорым появлением законодательных актов, регулирующих отрасль. Данил Упоров: «О лицензировании клининговой деятельности речи не идет, но ожидается введение в регионах норм и правил уже в июле-августе».

Самое читаемое
  • В Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятийВ Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятий
  • Александр Брейгин скончался от последствий COVID-19Александр Брейгин скончался от последствий COVID-19
  • «Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций»  – Лилия Логунова«Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций» – Лилия Логунова
  • До 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленкеДо 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленке
  • Чтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджетаЧтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджета
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.