Обзор: ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРЫ

эксперты Ксения Барашкова директор по корпоративным проектам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» Леонид Вахрамеев председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» Евгений Дмитриев управляющий директор ЗАО «У

За последний год объем челябинского рынка широкополосного интернет-доступа удвоился. Провайдеры спешат занять место на быстрорастущем рынке, наращивая инфраструктуру и географический охват. Масла в огонь подливают сотовые операторы, активно развивающие мобильный интернет-доступ на основе технологии 3G. Через полгода-год рынок войдет в стадию насыщения, что вызовет ожесточенную конкуренцию и спровоцирует ряд слияний или покупок местных провайдеров федеральными телекоммуникационными холдингами.
эксперты
Ксения Барашкова
директор по корпоративным проектам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком»
Леонид Вахрамеев
председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Евгений Дмитриев
управляющий директор ЗАО «Универсальные Системы Связи»
Михаил Кунгуров
руководитель проекта широкополосного доступа компании «ТТК — Южный Урал»
Алексей Пабст
заместитель директора по коммерческим вопросам челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»
Сергей Урманчеев
коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом»

чем
грозят провайдерам активные действия сотовых операторов
когда
в Челябинске закончатся свободные абоненты
сколько
еще будут снижаться тарифы на интернет-трафик

К концу 2008 г. число отечественных пользователей Всемирной паутины увеличится на 30% по сравнению с уровнем 2007 г. и превысит 50 млн человек — таков прогноз экспертов ассоциации «Интернет и бизнес». Активный рост отрасли будет продолжаться еще как минимум полгода.

Рынок — на пороге перемен

«За прошедший год объем челябинского рынка интернет-доступа удвоился, в основном за счет подключения физических лиц, — отмечает ЛЕОНИД ВАХРАМЕЕВ, председатель совета директоров ГК «Интерсвязь». — По нашим ожиданиям, к декабрю уже около 200 тыс. домохозяйств города будут подключены к сети — это около 60% всего жилого фонда. Цифра сопоставима со столичной: сегодня в Москве проникновение Интернета составляет 70%». Участники местного рынка провайдинга расходятся в оценке его объема в денежном эквиваленте. По разным данным, в 2008 г. выручка интернет-провайдеров составила от 700 до 900 млн руб. «Порядка 500 млн руб. приходится на сегмент физических лиц, и не менее 350 млн руб. — на юридических», — оценивает рынок КСЕНИЯ БАРАШКОВА, директор по корпоративным проектам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком».

Расклад сил на челябинском рынке интернет-провайдинга существенно изменился за последнее время. «Ряд федеральных компаний, таких, как «Синтерра» и «Билайн», построил собственные магистральные сети, что позволило снизить себестоимость трафика. Следствием стало массовое распространение Интернета», — говорит МИХАИЛ КУНГУРОВ, руководитель проекта широкополосного доступа (ШПД) компании «ТТК — Южный Урал».

Крупнейшие магистральные провайдеры, по словам участников рынка, компании «Ростелеком», ТТК и «Синтерра». ТТК активно развивает и розничное направление деятельности. «Весной текущего года компания объявила о новой стратегии, в основе которой лежит развитие розницы. Сегодня мы создаем местную инфраструктуру связи, строим городские сети, продолжаем подключать к сети предприятия малого и среднего бизнеса, а также делаем первые шаги в сегменте частных пользователей», — рассказывает г-н Кунгуров.

Новые для себя сегменты осваивает и «Билайн»: в настоящий момент компания находится в процессе преобразования в интегрированного оператора связи. «Мы собираемся играть одну из ведущих ролей на рынке провайдинга. После покупки «Голден Телекома» наша компания сможет предоставлять клиентам полный спектр услуг связи, включая фиксированную телефонию и широкополосный доступ в Интернет», — заявляет СЕРГЕЙ УРМАНЧЕЕВ, коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом». В следующем году в столице Южного Урала «ВымпелКом» начинает строительство оптоволоконных линий. Согласно планам руководства компании, в эксплуатацию они будут запущены к концу 2009 г. «Челябинск пока для нас является green field — неосвоенной территорией. С одной стороны, строительство потребует огромных вложений, а с другой — позволит внедрять здесь наиболее современные технологии», — говорит г-н Урманчеев.

Значительно укрепил свои позиции на челябинском рынке провайдер «ЭР-Телеком». Рост выручки компании за I полугодие 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил более 1000%, рассказывает Ксения Барашкова: «Мы присутствуем в городе два года, и за это время успели войти в пятерку крупнейших игроков в корпоративном сегменте и занять второе место среди провайдеров по количеству частных абонентов».

Большую часть рынка интернет-доступа физических лиц, как и прежде, занимает компания «Интерсвязь». Леонид Вахрамеев оценивает свою долю более чем в 50%, согласно данным исследования рынка компанией «Маркетинг Индустрия», около 28% принадлежит «Уралсвязьинформу» и 10% — компании «ЭР-Телеком». «Сегодня мы активно ни с кем не конкурируем, но уже в следующем году, когда потенциал рынка будет исчерпан, придется занять наступательную позицию. Думаю, что в перспективе у нас будет не менее 70% всего сегмента частных пользователей Челябинска», — рассчитывает г-н Вахрамеев.

В отличие от частного сегмента рынок интернет-доступа для корпоративных пользователей в Челябинске стабилен и почти не растет: компании преимущественно пользуются услугами провайдеров, к которым они подключились уже достаточно давно. Один из крупнейших игроков здесь — «Уралсвязьинформ», доход от юридических лиц достигает 70% в структуре его выручки. Сильные позиции в корпоративном сегменте также занимают компании «Инсис» и «Синтерра — Урал». Эксперты ожидают масштабного передела этого сектора через год-два, после того, как потенциал роста рынка частных пользователей будет исчерпан и внимание провайдеров вновь переключится на высокодоходных корпоративных клиентов.

Цены снижаются — скорости растут

Бурный рост рынка стал следствием ужесточения конкуренции между провайдерами. Нынешняя ситуация напоминает рынок сотовой связи 3-4-летней давности — близка стадия насыщения, и компании вынуждены практически непрерывно совершенствовать свои коммерческие предложения. Так, повсеместно проводится политика снижения цен, игроки активно выводят на рынок безлимитные тарифы, причем как для частных пользователей, так и для организаций. «Если раньше клиентам приходилось выбирать между стоимостью мегабайта и скоростью его получения, то сегодня за разумные деньги можно купить канал, предоставляющий неограниченный доступ в Интернет. Безлимитные тарифные планы будут завоевывать все большую часть рынка, так как они востребованы большим количеством пользователей. Игроки будут конкурировать за счет ширины канала доступа», — говорит ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, управляющий директор ЗАО «Универсальные Системы Связи».

Некоторые эксперты считают, что постоянный рост скорости интернет-доступа приведет к постепенному отмиранию менее совершенных технологий. Увеличивающийся охват оптоволоконными сетями удаленных районов Челябинска приведет к их постепенному «выдавливанию» в небольшие населенные пункты области, где рынок до сих пор свободен. По словам АЛЕКСЕЯ ПАБСТА, заместителя директора по коммерческим вопросам челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», важную роль в сохранении позиций его компании играет развитие широкополосного доступа: «На базе ШПД мы предлагаем услуги SIP-телефонии, цифровое телевидение Utel.TV, игровые сервисы, информационно-развлекательные порталы. В дальнейшем планируем разработку новых предложений».

Альтернативу «оптике» уже сегодня готовы представить сотовые операторы МТС и «Билайн», с минимальным разрывом запустившие свои челябинские сети 3G. Скорость перекачки данных по этой технологии составляет порядка 3,6 Мб/с, а в перспективе может быть увеличена и до 7,2 Мб/с. По мнению многих экспертов, это событие не только в корне изменит рынок сотовой связи, но и окажет серьезное воздей­ствие на проводной Интернет. «Сегодня можно с уверенностью говорить о колоссальном отложенном спросе на широкополосный доступ в Интернет: им пользуется не более половины всех обладателей домашних компьютеров. Основная причина этого — география города, дороговизна протягивания оптоволокна в удаленные районы, промзоны. Востребованность беспроводной технологии очевидна. Еще до начала рекламной кампании мы зафиксировали в нашей сети 3G 5-6 тыс. активных пользователей, причем две трети трафика составил доступ в Интернет — это объем, сопоставимый с объемами проводного провайдера средней величины», — рассказывает Сергей Урманчеев.

Эксперты уверены, что уровень цен на челябинском рынке интернет-провайдинга будет снижаться и впредь. По мнению Алексея Пабста, для наращивания абонентской базы провайдеры будут вынуждены снизить наценки на свои услуги до уровня чуть выше самоокупаемости: «Далее развитие пойдет по сценарию рынка сотовой связи: абоненты будут подключаться одновременно к сетям нескольких провайдеров, покупая один сервис у одного, другой — у другого».

Провайдеры превращаются в медиаресурсы

Современные технологии позволяют провайдерам позиционировать свои услуги не просто как предоставление доступа в Интернет, а шире — как построение цифрового канала до клиента, по которому может передаваться огромное количество разнообразной информации. «Большинство компаний сегодня предлагает не чистый Интернет, а в комплексе с телефонией и кабельным ТВ. Соответственно, и сами клиенты начинают приходить к пониманию, что кабель — это полноценный цифровой выход во внешний мир, а не в виртуальную сеть», — замечает Евгений Дмитриев. Если для корпоративных клиентов наиболее актуальными дополнительными сервисами являются создание локальных сетей для внутренней передачи данных, проведение виртуальных конференций, видеозвонки, голосовая почта, то частные лица по-прежнему используют сеть в основном для развлечения. Спросом пользуются файлообменные сети, игровые порталы, тематические форумы и т. д. Например, «ЭР-Телеком» предлагает своим пользователям доступ к легальному цифровому контенту. «Один из наиболее перспективных сегментов, на мой взгляд, IP-телевидение (видео по запросу), — говорит Михаил Кунгуров. — Сегодня в Челябинске эту услугу предоставляет лишь Utel. Некоторые провайдеры также предлагают ТВ, но используют при этом другие технологии: так, например, компания «Челябинские интерактивные кабельные сети» по технологии радиодоступа поставляет более 20 цифровых каналов, «ЭР-Телеком» передает кабельное телевидение по оптоволокну. Так что простор для развития есть».

По мнению экспертов, дополнительные сервисы сегодня начинают играть для клиентов даже более значимую роль, чем собственно доступ в глобальную сеть, провайдеры выступают в роли коммуникаторов. Как полагает Леонид Вахрамеев, из простых «торговцев Интернетом» они превращаются в своего рода медиаресурсы: «Все большее значение для клиентов приобретает сеть как способ приобщения к новой действительности. Интернет проник в жизнь современного человека, стал ее неотъемлемой частью. Мультимедийная сеть нашей компании — это в первую очередь площадка для общения и отдыха, а также для быстрого и удобного обмена информацией. В дальнейшем мы планируем сделать упор на информационно-развлекательный контент, разнообразить по максимуму коммуникативные функции сети и больше внимания уделять внесетевому досугу наших абонентов. Проведение общественных мероприятий, активное участие в жизни города поддерживают нашу репутацию социально значимой организации».

Алексей Пабст так определяет складывающуюся ситуацию: «Если раньше провайдер, предоставляя доступ к Мировой паутине, говорил клиенту: «В Интернете есть все», то сейчас он говорит «Все есть у нас».

По словам Евгения Дмитриева, провайдеры все чаще берут на себя ИТ-обслуживание клиентов по принципу аутсорсинга. Участники рынка прогнозируют усиление этого тренда в ближайшем будущем — только универсальные компании с полным набором телекоммуникационных услуг и большим списком дополнительных сервисов будут конкурентоспособны на рынке. «Потенциал для экстенсивного роста сохранится максимум до конца текущего года, далее будет происходить перераспределение абонентов между провайдерами, а рынок продолжит расти за счет дополнительных сервисов. К 2010 г. в Челябинске останется не более пяти игроков. Возможно, отдельные мелкие компании смогут выжить только в самых дальних районах города или сосредоточившись в очень узких нишах услуг», — прогнозирует Ксения Барашкова. Не исключено также, что на челябинский рынок провайдинга зайдет еще ряд федеральных телекоммуникационных холдингов, которые купят сильных местных игроков.

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.