Обзор: ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРЫ

эксперты Ксения Барашкова директор по корпоративным проектам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» Леонид Вахрамеев председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» Евгений Дмитриев управляющий директор ЗАО «У

За последний год объем челябинского рынка широкополосного интернет-доступа удвоился. Провайдеры спешат занять место на быстрорастущем рынке, наращивая инфраструктуру и географический охват. Масла в огонь подливают сотовые операторы, активно развивающие мобильный интернет-доступ на основе технологии 3G. Через полгода-год рынок войдет в стадию насыщения, что вызовет ожесточенную конкуренцию и спровоцирует ряд слияний или покупок местных провайдеров федеральными телекоммуникационными холдингами.
эксперты
Ксения Барашкова
директор по корпоративным проектам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком»
Леонид Вахрамеев
председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Евгений Дмитриев
управляющий директор ЗАО «Универсальные Системы Связи»
Михаил Кунгуров
руководитель проекта широкополосного доступа компании «ТТК — Южный Урал»
Алексей Пабст
заместитель директора по коммерческим вопросам челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»
Сергей Урманчеев
коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом»

чем
грозят провайдерам активные действия сотовых операторов
когда
в Челябинске закончатся свободные абоненты
сколько
еще будут снижаться тарифы на интернет-трафик

К концу 2008 г. число отечественных пользователей Всемирной паутины увеличится на 30% по сравнению с уровнем 2007 г. и превысит 50 млн человек — таков прогноз экспертов ассоциации «Интернет и бизнес». Активный рост отрасли будет продолжаться еще как минимум полгода.

Рынок — на пороге перемен

«За прошедший год объем челябинского рынка интернет-доступа удвоился, в основном за счет подключения физических лиц, — отмечает ЛЕОНИД ВАХРАМЕЕВ, председатель совета директоров ГК «Интерсвязь». — По нашим ожиданиям, к декабрю уже около 200 тыс. домохозяйств города будут подключены к сети — это около 60% всего жилого фонда. Цифра сопоставима со столичной: сегодня в Москве проникновение Интернета составляет 70%». Участники местного рынка провайдинга расходятся в оценке его объема в денежном эквиваленте. По разным данным, в 2008 г. выручка интернет-провайдеров составила от 700 до 900 млн руб. «Порядка 500 млн руб. приходится на сегмент физических лиц, и не менее 350 млн руб. — на юридических», — оценивает рынок КСЕНИЯ БАРАШКОВА, директор по корпоративным проектам ЗАО «Компания «ЭР-Телеком».

Расклад сил на челябинском рынке интернет-провайдинга существенно изменился за последнее время. «Ряд федеральных компаний, таких, как «Синтерра» и «Билайн», построил собственные магистральные сети, что позволило снизить себестоимость трафика. Следствием стало массовое распространение Интернета», — говорит МИХАИЛ КУНГУРОВ, руководитель проекта широкополосного доступа (ШПД) компании «ТТК — Южный Урал».

Крупнейшие магистральные провайдеры, по словам участников рынка, компании «Ростелеком», ТТК и «Синтерра». ТТК активно развивает и розничное направление деятельности. «Весной текущего года компания объявила о новой стратегии, в основе которой лежит развитие розницы. Сегодня мы создаем местную инфраструктуру связи, строим городские сети, продолжаем подключать к сети предприятия малого и среднего бизнеса, а также делаем первые шаги в сегменте частных пользователей», — рассказывает г-н Кунгуров.

Новые для себя сегменты осваивает и «Билайн»: в настоящий момент компания находится в процессе преобразования в интегрированного оператора связи. «Мы собираемся играть одну из ведущих ролей на рынке провайдинга. После покупки «Голден Телекома» наша компания сможет предоставлять клиентам полный спектр услуг связи, включая фиксированную телефонию и широкополосный доступ в Интернет», — заявляет СЕРГЕЙ УРМАНЧЕЕВ, коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом». В следующем году в столице Южного Урала «ВымпелКом» начинает строительство оптоволоконных линий. Согласно планам руководства компании, в эксплуатацию они будут запущены к концу 2009 г. «Челябинск пока для нас является green field — неосвоенной территорией. С одной стороны, строительство потребует огромных вложений, а с другой — позволит внедрять здесь наиболее современные технологии», — говорит г-н Урманчеев.

Значительно укрепил свои позиции на челябинском рынке провайдер «ЭР-Телеком». Рост выручки компании за I полугодие 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил более 1000%, рассказывает Ксения Барашкова: «Мы присутствуем в городе два года, и за это время успели войти в пятерку крупнейших игроков в корпоративном сегменте и занять второе место среди провайдеров по количеству частных абонентов».

Большую часть рынка интернет-доступа физических лиц, как и прежде, занимает компания «Интерсвязь». Леонид Вахрамеев оценивает свою долю более чем в 50%, согласно данным исследования рынка компанией «Маркетинг Индустрия», около 28% принадлежит «Уралсвязьинформу» и 10% — компании «ЭР-Телеком». «Сегодня мы активно ни с кем не конкурируем, но уже в следующем году, когда потенциал рынка будет исчерпан, придется занять наступательную позицию. Думаю, что в перспективе у нас будет не менее 70% всего сегмента частных пользователей Челябинска», — рассчитывает г-н Вахрамеев.

В отличие от частного сегмента рынок интернет-доступа для корпоративных пользователей в Челябинске стабилен и почти не растет: компании преимущественно пользуются услугами провайдеров, к которым они подключились уже достаточно давно. Один из крупнейших игроков здесь — «Уралсвязьинформ», доход от юридических лиц достигает 70% в структуре его выручки. Сильные позиции в корпоративном сегменте также занимают компании «Инсис» и «Синтерра — Урал». Эксперты ожидают масштабного передела этого сектора через год-два, после того, как потенциал роста рынка частных пользователей будет исчерпан и внимание провайдеров вновь переключится на высокодоходных корпоративных клиентов.

Цены снижаются — скорости растут

Бурный рост рынка стал следствием ужесточения конкуренции между провайдерами. Нынешняя ситуация напоминает рынок сотовой связи 3-4-летней давности — близка стадия насыщения, и компании вынуждены практически непрерывно совершенствовать свои коммерческие предложения. Так, повсеместно проводится политика снижения цен, игроки активно выводят на рынок безлимитные тарифы, причем как для частных пользователей, так и для организаций. «Если раньше клиентам приходилось выбирать между стоимостью мегабайта и скоростью его получения, то сегодня за разумные деньги можно купить канал, предоставляющий неограниченный доступ в Интернет. Безлимитные тарифные планы будут завоевывать все большую часть рынка, так как они востребованы большим количеством пользователей. Игроки будут конкурировать за счет ширины канала доступа», — говорит ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, управляющий директор ЗАО «Универсальные Системы Связи».

Некоторые эксперты считают, что постоянный рост скорости интернет-доступа приведет к постепенному отмиранию менее совершенных технологий. Увеличивающийся охват оптоволоконными сетями удаленных районов Челябинска приведет к их постепенному «выдавливанию» в небольшие населенные пункты области, где рынок до сих пор свободен. По словам АЛЕКСЕЯ ПАБСТА, заместителя директора по коммерческим вопросам челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», важную роль в сохранении позиций его компании играет развитие широкополосного доступа: «На базе ШПД мы предлагаем услуги SIP-телефонии, цифровое телевидение Utel.TV, игровые сервисы, информационно-развлекательные порталы. В дальнейшем планируем разработку новых предложений».

Альтернативу «оптике» уже сегодня готовы представить сотовые операторы МТС и «Билайн», с минимальным разрывом запустившие свои челябинские сети 3G. Скорость перекачки данных по этой технологии составляет порядка 3,6 Мб/с, а в перспективе может быть увеличена и до 7,2 Мб/с. По мнению многих экспертов, это событие не только в корне изменит рынок сотовой связи, но и окажет серьезное воздей­ствие на проводной Интернет. «Сегодня можно с уверенностью говорить о колоссальном отложенном спросе на широкополосный доступ в Интернет: им пользуется не более половины всех обладателей домашних компьютеров. Основная причина этого — география города, дороговизна протягивания оптоволокна в удаленные районы, промзоны. Востребованность беспроводной технологии очевидна. Еще до начала рекламной кампании мы зафиксировали в нашей сети 3G 5-6 тыс. активных пользователей, причем две трети трафика составил доступ в Интернет — это объем, сопоставимый с объемами проводного провайдера средней величины», — рассказывает Сергей Урманчеев.

Эксперты уверены, что уровень цен на челябинском рынке интернет-провайдинга будет снижаться и впредь. По мнению Алексея Пабста, для наращивания абонентской базы провайдеры будут вынуждены снизить наценки на свои услуги до уровня чуть выше самоокупаемости: «Далее развитие пойдет по сценарию рынка сотовой связи: абоненты будут подключаться одновременно к сетям нескольких провайдеров, покупая один сервис у одного, другой — у другого».

Провайдеры превращаются в медиаресурсы

Современные технологии позволяют провайдерам позиционировать свои услуги не просто как предоставление доступа в Интернет, а шире — как построение цифрового канала до клиента, по которому может передаваться огромное количество разнообразной информации. «Большинство компаний сегодня предлагает не чистый Интернет, а в комплексе с телефонией и кабельным ТВ. Соответственно, и сами клиенты начинают приходить к пониманию, что кабель — это полноценный цифровой выход во внешний мир, а не в виртуальную сеть», — замечает Евгений Дмитриев. Если для корпоративных клиентов наиболее актуальными дополнительными сервисами являются создание локальных сетей для внутренней передачи данных, проведение виртуальных конференций, видеозвонки, голосовая почта, то частные лица по-прежнему используют сеть в основном для развлечения. Спросом пользуются файлообменные сети, игровые порталы, тематические форумы и т. д. Например, «ЭР-Телеком» предлагает своим пользователям доступ к легальному цифровому контенту. «Один из наиболее перспективных сегментов, на мой взгляд, IP-телевидение (видео по запросу), — говорит Михаил Кунгуров. — Сегодня в Челябинске эту услугу предоставляет лишь Utel. Некоторые провайдеры также предлагают ТВ, но используют при этом другие технологии: так, например, компания «Челябинские интерактивные кабельные сети» по технологии радиодоступа поставляет более 20 цифровых каналов, «ЭР-Телеком» передает кабельное телевидение по оптоволокну. Так что простор для развития есть».

По мнению экспертов, дополнительные сервисы сегодня начинают играть для клиентов даже более значимую роль, чем собственно доступ в глобальную сеть, провайдеры выступают в роли коммуникаторов. Как полагает Леонид Вахрамеев, из простых «торговцев Интернетом» они превращаются в своего рода медиаресурсы: «Все большее значение для клиентов приобретает сеть как способ приобщения к новой действительности. Интернет проник в жизнь современного человека, стал ее неотъемлемой частью. Мультимедийная сеть нашей компании — это в первую очередь площадка для общения и отдыха, а также для быстрого и удобного обмена информацией. В дальнейшем мы планируем сделать упор на информационно-развлекательный контент, разнообразить по максимуму коммуникативные функции сети и больше внимания уделять внесетевому досугу наших абонентов. Проведение общественных мероприятий, активное участие в жизни города поддерживают нашу репутацию социально значимой организации».

Алексей Пабст так определяет складывающуюся ситуацию: «Если раньше провайдер, предоставляя доступ к Мировой паутине, говорил клиенту: «В Интернете есть все», то сейчас он говорит «Все есть у нас».

По словам Евгения Дмитриева, провайдеры все чаще берут на себя ИТ-обслуживание клиентов по принципу аутсорсинга. Участники рынка прогнозируют усиление этого тренда в ближайшем будущем — только универсальные компании с полным набором телекоммуникационных услуг и большим списком дополнительных сервисов будут конкурентоспособны на рынке. «Потенциал для экстенсивного роста сохранится максимум до конца текущего года, далее будет происходить перераспределение абонентов между провайдерами, а рынок продолжит расти за счет дополнительных сервисов. К 2010 г. в Челябинске останется не более пяти игроков. Возможно, отдельные мелкие компании смогут выжить только в самых дальних районах города или сосредоточившись в очень узких нишах услуг», — прогнозирует Ксения Барашкова. Не исключено также, что на челябинский рынок провайдинга зайдет еще ряд федеральных телекоммуникационных холдингов, которые купят сильных местных игроков.

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.