Обзор ДК: Строительный ритейл

экспертыНиколай Кашковфинансовый директор группы предприятий «Ада»Дмитрий Коваленкодиректор ТВК «Строительный Деловой Мир»Александр Курбатовзаместитель директора ТК CHELSIСергей Погольскийдиректор

Челябинский рынок строительной розницы продолжает расти – примерно на четверть в год. Однако количество торговых точек растет еще быстрее, и это провоцирует снижение оборотов компаний. Участ­ники рынка борются с оттоком покупателей с помощью повышения качества сервиса, банковского кредитования покупок и введения в ассортимент «непрофильных» групп товаров.

эксперты
Николай Кашков
финансовый директор группы предприятий «Ада»
Дмитрий Коваленко
директор ТВК «Строительный Деловой Мир»
Александр Курбатов
заместитель директора ТК CHELSI
Сергей Погольский
директор по продажам
ООО «Внешнеторговая компания «Аркада»
Евгений Семёнов
управляющий розничной сетью «Евроград»

Почему падает рентабельность розницы стройматериалов?
Зачем в ассортименте магазина строительных материалов нужна бытовая техника?
За каким торговым форматом будущее челябинского стройритейла?

По оценкам челябинских ритейлеров, объем розничного рынка строительных материалов за последний год вырос на 15-25%. Измерить объем рынка в точных цифрах игроки затрудняются. Управляющий розничной сетью «Евроград» ЕВГЕНИЙ СЕМЁНОВ оценивает рынок в 500 млн руб. «Сложность в том, что многие игроки не являются партнерами местных оптовиков. Они самостоятельно завозят товары из других регионов, поэтому общую картину можно прикинуть только приблизительно», – говорит директор по продажам ООО «Внешнеторговая компания «Аркада» СЕРГЕЙ ПОГОЛЬСКИЙ.

Объем продаж стройматериалов увеличивается вслед за ростом доходов населения. По официальным данным, по­следние два-три года он удерживается на уровне свыше 15% в год. По логике Евгения Семёнова, с ростом заработной платы у людей появляется возможность тратить на ремонт жилья больше денег: основной жилой фонд построен более 20 лет назад и давно обветшал. Между тем, все хотят жить в более комфортных условиях. Директор ТВК «Строительный Деловой Мир» ДМИТРИЙ КОВАЛЕНКО к числу локомотивов развития рынка добавляет увеличение темпов строительства. По данным город­ской администрации, в 2004 г. в Челябинске введено в эксплуатацию 350 тыс. кв. м, в 2005 г. – 417 тыс. кв. м, в 2006 г. – 512 тыс. кв. м, в 2007 г. ко вводу планируется 600 тыс. кв. м. По наблюдениям г-на Коваленко, значительная доля домов сдается на стадии черновой отделки и требует от хозяев дополнительных вложений в ремонт.

Строительные магазины растут и множатся

Количество торговых точек растет быстрее, чем спрос, что приводит к ужесточению конкуренции. Наибольший рост соперничества наблюдается в сегменте крупных торговых комплексов строительных материалов, нише супермаркетов DIY и секторе магазинов с торговой площадью 200-300 кв. м. Количество торговых точек этого типа последнее время прирастает наиболее высокими темпами. Эксперты вспоминают, что за прошедший год в городе появились новые DIY «Еврограда» и «Стройдвора», строительный супермаркет «Солнечный», второй магазин «Грезы», несколько магазинов екатеринбургской сети «Бегемот». За последние три года значительно выросла торговая площадь «Хозстройматериалов», «Дома Кафеля» и ряда других магазинов. В ближайшее время в ТРК «Фокус» состоится открытие магазина федеральной сети «Старик Хоттабыч». Через 2-2,5 месяца в ТК «Строительный Деловой Мир» будет введена в эксплуатацию дополнительная одна тыс. кв. м за счет строительства нового объекта, а к октябрю 2007 г. еще около двух тыс. кв. м. Летом будет завершено строительство треть­его корпуса ТК CHELSI. А вот появления новых открытых рынков строительных материалов в то же время игроки вспомнить не могут. «Конкуренция возрастает неравномерно. Рынок поделен. Разные игроки нацеливаются на различные по­требительские группы», – уверен Сергей Погольский.

Появляющиеся и уже существующие ритейлеры строительных материалов позиционируются на рынке прежде всего за счет выбранного формата, каждый из которых ориентирован на определенную целевую группу. Евгений Семёнов говорит, что формат DIY рассчитан как на оптовых, так и на розничных клиентов. К первым относятся небольшие строительные бригады. В числе вторых те, кто предпочитают приобретать строительные материалы по сравнительно низким ценам, не нуждаются в ежеминутной помощи продавца-консультанта и ценят наличие крыши над головой. Клиенты DIY самостоятельно выбирают, грузят и перемещают товар. Челябинцев, которые разбираются в строительных материалах в меньшей степени, привлекают торговые точки прилавочной торговли, где покупка происходит при непосредственном участии продавца-консультанта. Среди них как отдельно стоящие магазины, вроде супермаркета «Стройлэнд», «Дома кафеля», «Дома немецких обоев», так и расположенные вместе отделы торговых комплексов, типа CHELSI и «Строительного Делового Мира». Покупатели, которые уверены, что на базаре дешевле, предпочитают открытые рынки строительных материалов. Дмитрий Коваленко полагает, что позиционирование между «цивилизованными» и «нецивилизованными» торговыми точками выглядит несколько иначе. В салоны, магазины и торговые комплексы стекаются потребители товаров, требующих бережного хранения и тщательной выкладки: лаков, красок, инструмента, сантехники, кафельной плитки. А на рынки преимущественно идут за песком, цементом, метизами, сухими смесями, металлическим и деревянным погонажем. Эти группы товаров в челябинских магазинах практически не встречаются. Финансовый директор группы предприятий «Ада» (магазин «Хозстройматериалы») НИКОЛАЙ КАШКОВ отмечает распределение клиентов по географическому принципу. На локальные объекты, чья площадь варьи­руется в районе 200-300 кв. м, в основном попадают покупатели из прилегающего квартала и преимущественно те из них, кто нацелен на небольшие покупки (банка краски, два рулона обоев, кисточка). В крупные объекты площадью в 1,5 или более тыс. кв. м приезжают по­требители, настроенные на более серьезные цели, например, сантехнику и малый опт (десяток рулонов обоев).

Операторы борются с оттоком покупателей

В среднем за последний год поставщики продукции строительных магазинов повысили отпускные цены на 7-10%. По словам Сергея Погольского, розничные операторы подкорректировали ценники менее значительно: лишь на считаные проценты. Увеличивать розничные цены пропорционально росту закупочных им не позволяет соперничество за покупательские потоки, которые активно размываются в связи с увеличением количества торговых компаний, заходящих на рынок Челябинска из других регионов. В этой ситуации теряющие покупателей мелкие игроки начинают закрываться. Крупные компании сохраняют бизнес только благодаря удержанию и расширению круга клиентов.

Участники рынка борются за по­требителей, повышая уровень сервиса. Г-н Погольский говорит, что в свете этой тенденции ряд игроков кардинально перестроил работу: «Еще где-то год назад наша компания работала по принципу «деньги – товар». Сегодня к этому добавилась доставка на объекты, отсрочка платежей крупным клиентам, расчет необходимого покупателю объема строительных материалов. Наши конкуренты движутся в этом же направлении». По словам Николая Кашкова, часть игроков поднимает планку уровня обслуживания, улучшая человеческий ресурс. Например, топ-менеджмент группы предприятий «Ада» примерно квартал назад изменил для сотрудников «Хозстройматериалов» систему мотивации. Заработок продавцов разделили на оклад и премиальную составляющую. Размер премии привязали к объему продаж, вежливости обслуживания, наличию письменных и устных жалоб, а также благодарностей от покупателей. Кроме того, для лидирующих по качеству работы по итогам месяца сотрудников ввели бонусы величиной до 30% от размера заработной платы.

Стремясь увеличить число посетителей, некоторые игроки расширяют ассортимент непрофильными товарами. К примеру, в «Строительном Деловом Мире» в общем объеме доля товаров для интерьера за последний год выросла на 20%. Заместитель директора ТК CHELSI АЛЕКСАНДР КУРБАТОВ говорит о планах добавить в CHELSI бытовую технику. «Плюс такого подхода – эффект синергии. Несколько товарных направлений, объединенных в одном торговом комплексе, притягивают на порядок большее количество посетителей», – считает Дмитрий Коваленко.

Также в вопросе увеличения круга покупателей некоторые компании сделали ставку на банковское кредитование. Например, около года назад кредитных специалистов банка «Русфинанс» на свою территорию привело руководство CHELSI. Несколько месяцев назад о кредитовании клиентов с рядом банков договорился топ-менеджмент ГК «Ада». И в настоящее время арендаторы ТВК «Строительный Деловой Мир» сотрудничают с целым рядом кредитных организаций. Александр Курбатов: «Пока банковское кредитование отражается на наших объемах продаж незначительно. Для покупателей оно в новинку. Но мировая практика позволяет рассчитывать на то, что в будущем кредитование строительных материалов займет примерно четвертое место в общем объеме банковского кредитования».

По прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года рынок пойдет по пути укрупнения магазинов и торговых ком­плексов. По словам Николая Кашкова, отдача с одного кв. м площади ограниченна. Разместить в торговом зале больший ассортимент продукции, чем он физически может вместить, невозможно. Поэтому для расширения ассортимента и, как следствие, дохода игрокам необходимо увеличивать площади. Евгений Семёнов прогнозирует отход большинства крупных магазинов от принципа прилавочной торговли. Эксперт проводит аналогию с продуктовым ритейлом, где прилавочных магазинов осталось очень мало. Их потихоньку вытеснила сетевая розница. «То же самое будет происходить и на рынке стройматериалов. Просто он отстает от продуктового. Лет через пять строительный магазин, вроде нынешней «Пятерочки», будет стоять через каждые 200 метров, – резюмирует г-н Семёнов.

DIY – от англ. Do It Yourself («сделай сам»). Формат торговли строительными и отделочными материалами по принципу самообслуживания.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.