Обзор ДК: Лизинговые компании - 23.10.2006

эксперты Наталья Ашмарина финансовый директор ООО «Лизинг-Контакт» Андрей Белоглазов генеральный директор ООО «Транслизинг» Антон Гугнин директор ООО «Уралпромлизинг» Елена Дудорова коммерческий

За последние два года емкость челябинского рынка лизинга увеличилась почти вдвое. Игроки начинают осваивать самый рискованный сегмент: операции с коммерческой недвижимостью. Не отказываются операторы и от сделок с частными лицами. Но наибольший процент в обороте, как и раньше, занимают «транспортные» сделки. Крупные компании планируют выпуск ценных бумаг для привлечения дополнительных оборотных средств.

эксперты
Наталья Ашмарина
финансовый директор ООО «Лизинг-Контакт»
Андрей Белоглазов
генеральный директор ООО «Транслизинг»
Антон Гугнин
директор ООО «Уралпромлизинг»
Елена Дудорова
коммерческий директор ООО «Дом лизинга»
Таисия Зотова
директор ООО «ЧелИндЛизинг»
Александр Станковский
директор челябинского филиала ООО «РФЦ-Лизинг»
Станислав Юраков
руководитель челябинского представительства ГК «Ураллизинг»

Что препятствует развитию возвратного и оперативного лизинга?
Чем рискуют компании при сделках с недвижимостью?
Какие преимущества дает операторам выход на рынок ценных бумаг?

Уральский рынок лизинга демонстрирует бурный рост. По данным агентства «Эксперт РА», объем сделок, профинансированных активными лизинговыми компаниями региона, в 2005 г. составил $3,9 млрд (годом ранее этот показатель был значительно ниже – $2,4 млрд). Сегмент автотранспорта наиболее популярный на рынке лизинговых услуг близок к насыщению. Операторы берутся за другие рискованные объекты лизинга и начинают использовать нестандартные формы услуг. По словам генерального директора ООО «Транслизинг» АНДРЕЯ БЕЛОГЛАЗОВА, 10-15% его клиентов готовы «пересесть» на новые автомобили по схеме оперативного лизинга: «Состоятельные люди вводят на машины высокую моду, как на одежду. В этом сезоне, допустим, модно ездить на новой Toyota Camry, и старый кузов они «сбрасывают», несмотря на его состояние. Вторичный рынок к этому уже подготовлен: потенциальным клиентам остается лишь осознать выгодность этой схемы, а лизинговым компаниям проявить инициативу. Но они должны быть готовы к увеличению издержек, ведь при оперативном лизинге нужны дополнительные резервы для обслуживания и сбыта транспорта». Более высоким спросом сегодня, как отмечают игроки, пользуется возвратный лизинг. По словам коммерческого директора ООО «Дом лизинга» ЕЛЕНЫ ДУДОРОВОЙ, этот вид интереснее тем, что после продажи имущества «живые» деньги от лизинговой компании можно использовать как оборотные средства.

Операторы осваивают нетрадиционные формы лизинга

По подсчетам экспертов, в Челябинске сегодня около 40 лизинговых компаний. Директор ООО «Уралпромлизинг» АНТОН ГУГНИН классифицирует игроков по ценовым параметрам сделок и направлениям деятельности. По его словам, большин­ ­ство местных компаний работают в среднем ценовом сегменте (от 200 тыс. руб. до 2-3 млн руб. за сделку), примерно треть операторов зарабатывают на минимальных объемах сделок (от 20 до 500 тыс. руб.), и лишь немногие заключают многомиллионные контракты. По словам г-на Гугнина, привлекательность рынка лизинга обусловлена ростом экономики региона и стремлением бизнеса к публичности: «Если раньше для оптимизации налогообложения часть оборотных средств на многих предприятиях проходила «черным налом», то сейчас компании начали выходить из тени. При этом многие клиенты берут в лизинг основные активы, а в банках кредитуются на оборотные средства. Экономически это более целесообразно». Как отмечает ТАИСИЯ ЗОТОВА, директор ООО «ЧелИндЛизинг», один из ее крупных клиентов практически полностью перешел на лизинговые услуги, и он берет банковские кредиты только на «оборотку»: «Бюджетные платежи для успешных предприятий – серьезная нагрузка. Лизинг позволяет и минимизировать налоги, и увеличить доходность. Для таких компаний банковские кредиты нужны только для пополнения оборотных средств».

Понятие «лизинг для физических лиц», как отмечают эксперты, не регулируется существующим законом «О лизинге». На практике же предоставление данной услуги декларируют многие компании. В этом случае сделка проводится под видом финансовой аренды, когда предприятие не имеет права применять коэффициент ускоренной амортизации. Интерес физлиц к лизинговым схемам г-н Белоглазов связывает с тем, что многие банки отказываются кредитовать «частников» на покупку грузовой и спецтехники: «Лизинговым компаниям это только на руку. Такую сделку можно оформить по договору лизинга, но фактически это простая аренда, которая не запрещена законом. Если и дойдет дело до суда, то арбитражи будут рассматривать договор по фактическим обязательствам, а не по его названию».

Лизинг автотранспорта интересен операторам своей высокой ликвидностью и минимальными рисками. По данным агентства «Эксперт РА», только 1 из 10 лизингодателей УрФО не работает в этом сегменте. НАТАЛЬЯ АШМАРИНА, финансовый директор ООО «Лизинг-Контакт»: «Транспортное средство, если оно в хорошем состоянии, всегда ликвидно. При фактах просрочки или неуплаты лизинговых платежей его можно продать без дополнительных затрат». В целом рынок лизинга не отличается стремлением игроков к специализации, но отдельные операторы выбирают нишевую стратегию развития. Например, доля сделок по автотранспорту в портфеле челябинского представительства компании CARCADE превышает 90%. Как заявляла ранее директор компании ЕЛЕНА КОСТЫЛЕВА, концентрация усилий на одном сегменте позволяет фирме получать эксклюзивные условия от дилеров и «транслировать» эти преференции на клиентов. В автосегменте позиционируется также столичная компания «ЛизингПромХолд», недавно вышедшая на челябинский рынок.

В последнее время игроки отмечают увеличение спроса на грузовую спецтехнику: количество сделок по легковому транспорту постепенно снижается. Руководитель челябинского представительства ГК «Ураллизинг» СТАНИСЛАВ ЮРАКОВ объясняет тренд возрастающей популярностью автомобильных грузоперевозок: «Если перевозчик покупает в лизинг грузовую машину, а размер лизингового платежа составляет, допустим, 100 тыс. руб., то чистая прибыль – порядка 150 тыс. Эксплуатация легкового автомобиля, даже если он используется в коммерческих целях, такого дохода не приносит». Классической и самой популярной схемой остается выкуп имущества по окончании срока договора. Некоторые участники местного рынка сетуют на неосведомленность массового клиента, но времена, когда приходилось объяснять суть лизинга на пальцах, остались в прошлом. Заказчики обращают внимание и на другие, нетрадиционные схемы. В порт­фелях компаний растет количество сделок по возвратному лизингу, некоторые готовятся брать на вооружение оперативный лизинг. Между тем операторы обнаруживают в новых схемах «подводные камни». Антон Гугнин: «Оперативный лизинг влечет за собой дополнительные расходы и риски. Предмет лизинга не всегда может быть широко востребован на вторичном рынке. На какое-то специфическое оборудование бывает сложно найти покупателя. Лизинговой компании нужно формировать отдел, который будет заниматься только сбытом, а это новые затраты». Другая проблема, с которой сталкиваются операторы при освоении нетрадиционных форм, – нечеткость законодательства. «Термины «возвратный» и «оперативный» лизинг были прописаны в предыдущей редакции закона «О лизинге», но потом их почему-то убрали. Разговоры о необходимости поправок ведутся, но пока безуспешно», – отмечает г-н Гугнин. Несмотря на рост популярности возвратного лизинга, в компании «Ураллизинг» решили приостановить это направление. Станислав Юраков: «Довольно часто налоговые органы стали признавать такие сделки недействительными, их стараются оспорить, обвиняя лизингополучателя в целенаправленном уклонении от налогов».

Лизинговые компании выходят на рынок недвижимости

Самым рискованным объектом лизинга остается рынок недвижимости. Антон Гугнин вспоминает рассказ директора одной из московских лизинговых компаний: «Фирма-лизингополучатель заключила договор на цоколь и первый этаж здания под ресторан. Спустя некоторое время у клиента возникли финансовые затруднения, поэтому договор был расторгнут, а недвижимость перешла в собственность лизингодателя. Но вскоре сложности возникли у самой лизинговой компании. Она обнаружила, что несостоявшийся ресторатор самовольно занял соседнее помещение, да еще и проложил через него все коммуникации. Предмет лизинга изменился, и это исключало возможность его продажи без оформления прав на занятый участок. Можно было бы его выкупить, но не удалось найти хозяина. Собственники остальной части здания не могли поделить имущество, пытаясь решить спор в суде. В результате вот уже два года лизинговая компания не может ни продать помещения, ни сдать их в аренду».

Преимущества лизинга недвижимости – большие суммы, длительные сроки и обязательная государственная регистрация сделок – это одновременно и его главные недостатки. Как отмечают эксперты, в законе не прописаны все тонкости по оформлению документов. Во-первых, никто не знает, что требуется регистрировать в первую очередь (договор лизинга или куплю-продажу помещения). По Закону о государственной регистрации прав на недвижимое имущество лизингодатель может заключить договор с клиентом, только став собственником офиса, магазина, цеха (поскольку сдавать помещение в аренду может лишь его владелец). В то же время закон «О лизинге» гласит, что покупать предмет лизинга можно исключительно по требованию клиента, подписав с ним контракт. АЛЕКСАНДР СТАНКОВСКИЙ, директор челябинского филиала ООО «РФЦ-Лизинг» (г. Магнитогорск): «Поскольку законодательство в этой сфере «сырое», довольно высоки риски применения санкций налоговых органов. Как только сформируются четкие схемы лизинговых сделок с недвижимостью (в частности, по регистрации и налоговому учету), а также появится стабильная судебная практика, мы начнем предлагать такие услуги».

Другая проблема – длительный срок рассмотрения документов. Пока бумаги не прошли все инстанции, предоставить помещение в залог невозможно. Для фиксации перехода права собственности учреждению юстиции необходимо 28 дней, но, как отмечают игроки, если чиновник видит договор лизинга недвижимости впервые, на рассмотрение документов может уйти до двух месяцев. Немногие лизинговые компании готовы к тому, чтобы «выдергивать» на такой срок деньги из оборота. Андрей Белоглазов: «Своим постоянным клиентам мы идем навстречу, если дело касается встроенных или пристроенных помещений. Но когда речь заходит об оформлении земельных участков, отказываемся сразу». Основное препятствие для развития лизинга недвижимости – 10-летний срок амортизации объекта. Оформлять сделки на такое длительное время опасаются и банки, и лизингодатели, и их клиенты. Большинство договоров подписываются не более чем на пять лет. Тем не менее, местные ЛК не намерены отказываться от сделок с недвижимостью. Интерес игроков понятен: сложно найти столь же надежный объект для инвестиций. «Недвижимость постоянно растет в цене и не теряет своей ликвидности на вторичном рынке», – подчеркивает г-жа Дудорова. Пока еще ЛК не могут похвастать большим количеством сделок с недвижимостью (многие взялись осваивать этот сегмент лишь в нынешнем году и реализовали всего по несколько проектов), но настроены оптимистично, так как спрос на услугу превышает предложение. По мнению г-на Юракова, в ближайшие год-два суммы финансирования сделок с недвижимостью в портфелях компаний превысят объемы «транспортных». Как отмечает Антон Гугнин, сегодня для «Уралпромлизинга» рынок недвижимости является приоритетным направлением. По его мнению, новый скачок в развитии этого сегмента ожидается после изменения в законодательстве о порядке регистрации подобных сделок.

Компании пробуют осваивать новые финансовые источники

По срокам выполнения, как отмечают эксперты, мелкие и крупные лизинговые сделки примерно одинаковы, но операторам интересны не только дорогие контракты. Наталья Ашмарина: «В вопросе минимальной суммы сделки мы не категоричны, хотя и стараемся работать от 500 тыс. руб. Упускать клиентов глупо». Когда компания «ЧелИндЛизинг» состояла из двух человек, им просто не хватало времени для работы с мелкими предприятиями. Из-за одинаковых трудозатрат отдавали предпочтение крупным заказам. Но сейчас, как отмечает г-жа Зотова, они готовы рассматривать любые проекты: «Если клиенту надо купить, допустим, автопогрузчик за 400 тысяч рублей, то почему нет? Не исключено, что он снова придет через месяц и купит недвижимость за 10 млн. На этом рынке нельзя говорить «нет». Один наш клиент взял транспортное средство на 600 тыс. руб., а сейчас у него 20 договоров лизинга на сумму порядка 15 млн руб.».

Финансирование новых проектов требует от ЛК хорошей ресурсной базы. Традиционный источник пополнения средств – банковские кредиты. С банками лизинговым компаниям работать удобнее всего: схема понятна, сроки относительно невелики. Менее популярный вариант – коммерческие займы: предоставление рассрочки платежа производителем или поставщиком оборудования (для них это возможность не только гарантированно реализовать продукцию, но и расширить свое присутствие на рынке). Но, как отмечают эксперты, займы обычно предоставляются на короткие сроки, несопоставимые со сроками договоров лизинга.

Третий способ финансирования – эмиссия ценных бумаг – на местном рынке практически не освоен. Как отмечает Антон Гугнин, по объемам сделок челябинские компании пока еще не доросли до уровня столичных операторов, которые активно пользуются всеми видами финансовых инструментов. Преимущества эмиссии ценных бумаг перед банковским кредитом – фиксированный размер процентной ставки и возможность привлечения новых инвесторов. Кроме того, фирма нарабатывает хорошую кредитную историю. Но для самого клиента, как отмечает г-н Белоглазов, при выборе лизинговой компании не будет иметь большого значения тот факт, размещала она ценные бумаги или нет: «Потому что случаев банкротства лизинговых компаний еще не было. Если хотя бы одна «полетит», вот тогда уже начнут выбирать и отдавать предпочтение фирмам, размещающим ценные бумаги».

По мнению экспертов, выход на рынок публичных заимствований пока эффективен только для крупных ЛК, которые стремятся усилить свои позиции. К потенциальным участникам рынка ценных бумаг можно отнести и независимые компании, которые свободны в выборе источника финансирования. Размещение пилотного займа в конце 2006 – начале 2007 гг. планирует ООО «Транслизинг». По словам г-на Белоглазова, в силу относительной молодости компании этот инструмент не рассматривался как альтернативный источник финансирования, но результаты первого полугодия 2006 г. подтверждают его целесообразность: «Вексельный это будет займ или облигационный – посмотрим. Но вероятность того, что в конце 2006 – начале 2007 гг. наша компания выйдет на рынок ценных бумаг – 90%. Пользоваться только банковскими кредитами нам уже скучно». Не исключают возможности выпуска ценных бумаг и некоторые другие операторы. Например, «Ураллизинг» использует банковские кредиты, коммерческие займы (деньги от страховых компаний) и собственные средства, но в компании считают возможным взять на вооружение и другой источник финансирования. «Мы постоянно работаем над удешевлением кредитных ресурсов», – говорит Станислав Юраков. Готовится к выпуску очередного облигационного займа ГК «РФЦ-Лизинг». По словам Александра Станковского, его планируется разместить по открытой подписке в ноябре 2006 г. Как отмечает г-н Станковский, в компании также ведется подготовка к переходу на МСФО (международная система ведения бухгалтерского учета), что позволит привлекать ресурсы на международном рынке капитала.

Большинство лизинговых компаний, занимающих лидирующие позиции на российском рынке, в Челябинской области пока не представлены. Интервенция федеральных и международных игроков еще впереди. По мнению экспертов, главным конкурентным преимуществом в ближайшем будущем станет сервис. Уже сегодня компании начинают предлагать клиентам дополнительные опции: нулевой аванс (или его снижение), уменьшение процентной ставки, неравномерный график платежей с учетом сезонности и т. д. «Кто сможет предложить лучший сервис, тот и будет на коне», – резюмирует г-н Юраков.

Возвратный лизинг – выкуп предмета лизинга с одновременной сдачей его в аренду продавцу (позволяет клиенту решить проблему недостатка собственных оборотных средств).
Оперативный лизинг – форма, при которой лизингодатель закупает имущество и передает его клиенту во временное владение и пользование. По истечении срока договора и при условии выплаты клиентом полной суммы предмет лизинга возвращается.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.