Обзор ДК: Центры бизнес-образования

эксперты Татьяна Вальчук директор компании «Уральская школа бизнеса» Елена Зверева директор компании «Кадровый Центр – Труд» Дмитрий Карабинцев руководитель программы МВА международного факультета

Отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки качества бизнес-образования (БО) заставляет участников челябинского рынка БО формировать собственную «систему ценностей». Среди предлагаемых образовательными компаниями услуг преобладают краткосрочные программы обучения, но спрос на длительное системное образование повышается по мере развития компаний-заказчиков.

эксперты
Татьяна Вальчук
директор компании «Уральская школа бизнеса»
Елена Зверева
директор компании «Кадровый Центр – Труд»
Дмитрий Карабинцев
руководитель программы МВА международного факультета ЮУрГУ
Дмитрий Мякушкин
директор компании «Школа менеджеров. Южно-Уральская Коллегия Консультантов»
Юлия Петрова
директор компании «Ассоциация содействия бизнесу»
Елена Платонова
директор компании «Школа роста»
Наталья Рагоулина
директор Центра подбора персонала «АлександриД-Карьера»

 Как оценить качество учебного центра
 Почему количество краткосрочных программ сокращается
 Зачем крупным компаниям собственные учебные центры

Челябинский рынок бизнес-образования находится в начале стадии структуризации, уверены эксперты. Об этом свидетельствует усиливающаяся востребованность качественного, системного бизнес-образования. «У слушателей курсов, как правило, за плечами багаж пройденных тренингов и опыт работы. Среднесрочное образование позволяет привести эти знания и умения в систему», – говорит директор «Уральской школы бизнеса» ТАТЬЯНА ВАЛЬЧУК. Один из студентов после длительных курсов обучения признался: «У меня теперь в голове как комод. У меня есть целостный взгляд на ведение бизнеса и есть знания, которые в этом «комоде» лежат. Пусть даже я и забуду, какие это конкретно знания, но я помню, в какой «ящичек» надо заглянуть, чтобы их найти».

Компании предпочитают приглашать преподавателей со стороны

Точное количество игроков на челябинском рынке бизнес-образования эксперты определить не берутся. Это связано с тем, что БО чаще всего не основная деятельность, а одна из услуг в комплексе с консалтингом и рекрутингом. Типичный участник рынка – это небольшая компания, созданная на базе кадрового или консалтингового агентства, вузовского учебного центра. В ее штате, как правило, работают от двух до шести преподавателей-консультантов. С другими специалистами заключаются договоры-подряды. Постоянно работать с большим количеством преподавателей невыгодно, поскольку бизнес-образование – это заказная услуга, и тренеры нужны только на небольшой период времени. По сути, получая заказ на проведение краткосрочного тренинга, учебный центр выступает посредником между предприятием и тренером. Встречаются на рынке и «свободные художники» – фрилансеры. «Предложений по бизнес-образованию на рынке достаточно, но вот качественные, эффективные услуги могут предоставить немногие компании», – говорит Татьяна Вальчук.

Обучением занимаются или преподаватели вузов с экономических и гуманитарных факультетов, или фрилансеры, имеющие вузовское образование и прошедшие тренинги для преподавателей, а часто – практику на производстве. Однако единой системы оценки преподавателей не существует, что создает сложности с подтверждением их квалификации. ЮЛИЯ ПЕТРОВА, директор компании «Ассоциация содействия бизнесу»: «В России есть профессионалы, но нет критериев их оценки. Сегодня каждый может объявить себя консультантом или тренером».

Цена услуг БО не является корректным показателем их качества, так как в случае приглашения специалиста из другого города или страны организационные расходы составляют значительную часть от основной платы. Начинающие специалисты оценивают свои услуги в 500 руб./час. Успешный опыт работы позволяет повысить эту цифру до двух-трех тыс. руб./час. Если преподаватель пользуется широкой известностью на региональном или российском рынке бизнес-образования, то стоимость его услуг индивидуальна, и она может доходить до нескольких тысяч долларов в час. Татьяна Вальчук: «Московских и иностранных тренеров приглашают, учитывая их опыт, масштаб работы и достижения в своей специализации. Мы внимательно изучаем предложения всех консультантов, в том числе местных. В Уральском регионе есть профессиональные тренеры, и мы сотрудничаем с ними». Кроме того, стоимость обучения зависит и от темы конкретной программы, которую предлагает тренер. За последние два года удорожание услуг бизнес-образования не превышает инфляционных показателей, но специалисты МВА предсказывают заметное увеличение стоимости услуг долгосрочного образования вслед за мировым повышением уже в следующем сезоне.

Краткосрочные программы доминируют на рынке БО

Напрямую сравнивать обучающие программы разных сегментов некорректно, поскольку отличаются их образовательные цели, считают эксперты. Долгосрочные программы рассчитаны на сборные группы из разных компаний, а корпоративное обучение возможно в среднесрочном и краткосрочном сегменте. Кратко­срочные программы позволяют точечно решать проблемные вопросы, мобильнее реагируют на новые темы и технологии обучения. В этом их преимущество перед фиксированной программой долгосрочных курсов. С другой стороны, некоторые учебные центры практикуют изменение программы длительного курса в соответ­ствии с потребностями аудитории. «Мы постоянно улучшаем качество обучения, учитываем изменение ситуации на рынке и каждый новый курс создаем с учетом пожеланий слушателей», – делится г-жа Вальчук.

Сегмент краткосрочных программ (до 72 часов), представленный, как правило, индивидуальными продуктами отдельных специалистов, направленными на решение конкретной проблемы, преобладает на челябинском рынке бизнес-образования. Причин две: низкий порог вхождения в рынок (около 150 тыс. руб.) и отсутствие обязательного лицензирования услуг. Среднесрочные программы (от 72 до 500 часов) предполагают системное обучение. В этом случае учебным центром создается программа, на основании которой выдается лицензия. Согласно российскому законодательству, долгосрочные программы (свыше 500 часов) считаются вузовской деятельностью и требуют соответствующей аккредитации.

Далеко не все участники рынка считают наличие лицензий и аккредитации конкурентным преимуществом. ЕЛЕНА ПЛАТОНОВА, директор КК «Школа роста»: «Можно, конечно, приобрести лицензию, а потом преподносить ее наличие как преимущество. Но человек компетентный понимает, что лицензия не гарантирует профессионализм компании». Представление о качестве образования компания-заказчик формирует только на основании рекомендаций знакомых и стоимости программы обучения. Согласно критериям компании «Школа менеджеров. Южно-Уральская Коллегия Консультантов», основные слагаемые качества – это персональный преподавательский состав, качество программ центра и репутация фирмы.

Чтобы удержаться на рынке, новому игроку необходимо уникальное по теме или цене предложение и своя база клиентов, то есть опыт работы в этой сфере. «Однодневки «сдуваются». Если в 2005 г. на рынке было около 70 компаний, то сейчас я даже не знаю, сколько их. Казалось бы, очень просто открыть офис, нанять консультанта, купить телефон-факс и продвигать компанию. Но на рынке остаются только профессионалы», – замечает Юлия Петрова.

При обилии краткосрочных программ предложений системного, а значит, длительного образования в Челябинске недостаточно. Это связано не только с более высокими финансовыми вложениями, но и со сложностью организации такого обучения. Сложившаяся команда тренеров, выверенная программа, обкатанные условия обучения требуют не менее трех лет работы, и пока предложения в этом сегменте единичны. К примеру, системное образование длительностью два года в Челябинске предоставляют только в рамках программы MBA. ДМИТРИЙ КАРАБИНЦЕВ, руководитель программы MBA международного факультета ЮУрГУ: «Запуск программы МВА предполагает ряд обязательных условий: выверенную структуру программы и содержание дисциплин, слаженную команду ярких преподавателей-практиков, способных донести слушателям современные концепции и технологии, наконец, оснащение и материальное обеспечение бизнес-школы. Думаю, это отличает наш формат от краткосрочных программ».

По мере роста заказчики выбирают системное образование

Формат обучения зависит от программы курса, однако ЕЛЕНА ЗВЕРЕВА, директор компании «Кадровый центр – Труд» отмечает, что популярностью пользуются тренинги: «Семинары в нашем цен­тре менее востребованы. Участники хотят получить практические навыки». В зависимости от запросов заказчика компании меняют свои предложения. Эксперты говорят о таком явлении, как мода на тот или иной вид БО. «В какой-то момент кто-то вдруг решит, что для любого предприятия, для любой группы сотрудников необходимо сплочение, экстремальные тренинги, и все едут на веревочные курсы. А ведь есть такие группы, где командообразование совершенно противопоказано!» – говорит ДМИТРИЙ МЯКУШКИН, директор компании «Южно-Уральская Коллегия Консультантов». По его мнению, проведение командообразующих мероприятий, например, в отделе сбыта, одним из условий эффективности которого является внутренняя конкуренция, означает автоматическое снижение общей прибыли компании.

С развитием компании-заказчика ее руководство меняет тип обучения, демон­стрируя осознанный подход к образованию. Имея опыт нескольких тренингов и семинаров, компании уже готовы упорядочить свои знания на длительных курсах и обучающих программах. Елена Зверева: «Клиент меняется. Некоторые директора хотят в субботу-воскресенье провести тренинг, а в понедельник – о, чудо! – получить результат. Но большинство руководителей уже понимают, что результат принесет только длительная работа, в течение года как минимум».

Обучение одной компании обходится центрам бизнес-образования дороже, чем обучение сборной группы, потому что в этом случае программа создается индивидуально под конкретное предприятие и направлена на решение его конкретных проблем. Потому корпоративное обучение чаще проводится в форме краткосрочных тренингов. В мире накоплен успешный опыт корпоративного обучения в формате программы МВА, но в Челябинске такой практики пока нет. «Мы обсуждаем возможности сотрудничества с крупными компаниями, заинтересованными в подобном обучении. Мы понимаем специфику работы в таком формате, но пока корпоративные проекты не были запущены в нашем МВА-центре. ЮУрГУ отличает здоровый консерватизм. Корпоративные группы появятся тогда, когда будут проработаны все детали», – объясняет Дмитрий Карабинцев.

Учебные центры заинтересованы в удержании клиента и переводе его из разряда случайных в постоянные. Для этого компании предлагают потенциальным заказчикам целый комплекс услуг. Елена Платонова рассказывает: «Чаще всего бывает так: мы оказываем клиенту одну из услуг, что рождает доверие к нашей компании и интерес к другим нашим услугам». Другой путь – создание доверительных отношений с клиентами, проведение совместных мероприятий. Юлия Петрова: «Собственнику бизнеса нужен не столько статус, который дает ему диплом, сколько общение в кругу себе подобных, ему нужен босс-клуб».

Крупные компании создают собственные учебные центры

Игроки уверены, что в перспективе проблема качества образования будет решена силами государства (через возврат полного лицензирования) и самих компаний (с помощью объединения в ассоциации для обмена опытом и повышения качества деятельности). Елена Платонова прогнозирует: «Будут образовываться тренерские группы. Например, ассоциация на базе психологического центра профессионального образования, когда свободные художники объединяются с целью создания сильного продукта, интересного и востребованного на рынке».

Бизнес-обучение все чаще становится осознанной необходимостью. Несмотря на то что цена по-прежнему остается решающим фактором, объем денежных средств, выделяемых российскими компаниями на образование в сегменте краткосрочных программ, по мнению экспертов, вырос с 2002 г. на 20%. Елена Платонова: «Компании, которые хотят и могут тратить свои деньги, выходят на программы, касающиеся всех сотрудников компании: это и менеджеры, и управленческий аппарат». Крупные челябинские предприятия, где обучение сотрудников прописано отдельной статьей в бюджете, создают собственные учебные центры. Такие подразделения уже существуют у «Молнии», «Мечела», «Метрана». Подобные центры не только проводят обучение сотрудников, но занимаются набором персонала, консультированием менеджмента. «Будущее бизнес-образования связано с развитием учебных центров на базе предприятий», – уверен Дмитрий Мякушкин. Это перспективы ближайших трех лет, считают эксперты. Краткосрочные курсы останутся востребованы небольшими компаниями для решения конкретных проблем. НАТАЛЬЯ РАГОУЛИНА, директор компании «АлександриД-Карьера»: «У нас уже есть пример взаимодействия с учебным цен­тром одной крупной компании. Бывают задачи, которые необходимо решать со специалистом со стороны. Некоторые компании объявляют конкурс на услуги учебного центра на проведение отдельного мероприятия».

Участники рынка БО обеспокоены скорым приходом сильных конкурентов. Ряд крупных федеральных и уральских компаний уже заявили о планах выхода на челябинский рынок. Татьяна Вальчук: «Все чаще поступают предложения о сотрудничестве от московских, санкт-петербургских консультантов, компаний, занимающихся бизнес-образованием, потому что в столицах наблюдается перенасыщение рынка». Один из наиболее вероятных вариантов входа «чужаков» на челябинский рынок – заключение пар­тнерских договоров с местными компаниями. Наталья Рагоулина: «Несколько екатеринбургских компаний выходили на нас с предложением сотрудничества, но пока мы отказались. Мы активно продвигаем собственные проекты». Однако игроки признают, что даже после входа крупных федеральных компаний насыщение челябинскому рынку пока не грозит. Г-жа Рагоулина: «Рынок бизнес-образования как железнодорожные рельсы: они длинные, и места хватит всем. Главное – определить свой участок и активно развиваться».

 

цифры
Российские компании предпочитают укреплять командный дух
Объем российского рынка бизнес-образования составляет $170-200 млн. Большая часть этих средств сосредоточена в Москве (от 50% до 70%).
По результатам исследований и экспертным оценкам, около 50% компаний, представляющих сегмент малого бизнеса (с численностью до 100 человек) пользуются услугами тренинговых компаний. Для среднего и крупного бизнеса доля компаний, потребляющих тренинговые услуги, колеблется на уровне 70-80% в зависимости от размера, сферы деятельности, взглядов менеджмента компании и других факторов.
По программам краткосрочного образования (семинары, тренинги и т. д.) в России учатся 350-450 тыс. менеджеров. Наибольший интерес у предприятий вызывают программы, связанные с работой в команде и развитием управленческих навыков. За ними следуют семинары и тренинги, посвященные продажам, тайм-менеджменту и лидерству. Наименьший интерес отмечен к таким специализированным программам, как публичное выступление и телефонные переговоры.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.