Обзор: Дизайнерские и архитектурные Мастерские
эксперты Иван Батырев ведущий архитектор творческого объединения «Архитон» Ирина Глазунова директор студии дизайна «Зубры графикс» Дмитрий Горбачёв директор студии Apriori Владимир Матвеев руководи
эксперты
Иван Батырев
ведущий архитектор творческого объединения «Архитон»
Ирина Глазунова
директор студии дизайна «Зубры графикс»
Дмитрий Горбачёв
директор студии Apriori
Владимир Матвеев
руководитель коммерческого центра «Итальянской студии» (ООО ПКФ «Символ»)
Александр Тимарцев
директор фирмы «Дизайн-центр»
Анна Ходоровская
директор мастерской дизайна «Восемь дворцов»
Как дизайнеры восстанавливают подорванную репутацию отрасли?
Эксперты вспоминают, что долгое время дизайн интерьера сводился к тому, что руководитель строительно-ремонтной бригады произвольно расставлял столбики и лампочки, не особенно задумываясь, как здесь будут жить люди. Дизайнером называл себя любой человек, более-менее обладающий художественным вкусом. Сегодня на рынке появилась пока немногочисленная, но перспективная группа игроков, которая специализируется исключительно на дизайне.
Объем рынка дизайна и архитектуры в Челябинске никто из экспертов определить не берется, но все отмечают хорошую динамику роста – 20-25%. Основная причина увеличения – строительный бум: возведение новых зданий требует разработки архитектурных и дизайнерских проектов. Повод для оптимизма экспертам дает и повышение потребительской грамотности населения. Очевидно, усилия дизайнеров по продвижению своих услуг (консультации клиентов и рекламное продвижение) не прошли даром: дизайн интерьера перестал считаться услугой для элиты и постепенно превращается в необходимость. АННА ХОДОРОВСКАЯ, директор мастерской дизайна «Восемь дворцов»: «Когда два года назад мы начинали работу, существовало мнение, что дизайн – только для элиты. Сейчас появляются клиенты среднего достатка, которые понимают, что наши услуги доступны, и более того, они экономят заказчикам и деньги, и время».
Если рост клиентской базы радует в основном дизайнеров, то увеличение объемов строительства обнадеживает архитекторов. Расклад игроков здесь за последнее время менялся незначительно. Одни архитектурные компании («Челябинскгражданпроект», «Челябгипромез») занимаются проектированием крупных архитектурных сооружений: панельные жилые дома, коммерческие здания. Другие специализируются на малоэтажной застройке (коттеджи, коттеджные поселки) и выполняют заказы по перепланировке.
На рынке дизайна состав игроков разнообразнее. Услуги по оформлению интерьера, экстерьера предлагают независимые дизайн-бюро, специалисты, работающие в составе торговой компании, например, дизайнеры в магазине мебели или отделочных материалов и дизайнеры-одиночки (фрилансеры).
Дизайнеры «при магазинах» работают в рамках производственной или торговой компании и оказывают консультационную помощь (например, в «Леди Прима»). Такой ход позволяет магазину дополнительно привлечь клиентов и увеличить продажи. Как правило, это специалисты не очень высокого уровня, услуги которых призваны всего лишь сориентировать покупателя в выборе продукта. Анна Ходоровская: «Подобные дизайнеры не могут считаться независимыми, потому что дизайнерская студия при магазине мебели будет пытаться сделать акцент именно на дизайне мебели, а при строительных компаниях – максимально продвигать использование строительных и отделочных материалов».
Независимых дизайн-бюро, по оценкам экспертов, в Челябинске около 20. Самые известные из них – «Дизайн-центр», «Восемь дворцов», мастерская Фуксмана, «STALЬNOE VЫMYA», «Парк идей». Независимые дизайн-студии способны предоставить глубокую проработку проекта. Комплексный подход к дизайну, который они пропагандируют, делает их привлекательными партнерами и для строительной, и для производственной, и для архитектурной компании. Тем не менее логичное на первый взгляд объединение архитектурного и дизайнерского направлений в рамках одной компании в реальности встречается довольно редко. Сказывается специфика подходов профессионалов: дизайнеры во главу угла ставят креатив и творчество, архитекторы – техническое решение. Поэтому самая распространенная форма взаимодействия – партнерская. Дизайнеры обращаются в архитектурные бюро по вопросам перепланировки (эта деятельность требует лицензии). Архитекторы сотрудничают с профессиональными дизайнерами при разработке проектов, поскольку дизайн все-таки не их специализация.
Крупные дизайнерские компании предпочитают работать с общественными и коммерческими структурами. АЛЕКСАНДР ТИМАРЦЕВ, директор фирмы «Дизайн-центр»: «В прошлом году мы проектировали интерьеры и экспозицию областного краеведческого музея, Национального еврейского центра и Дома дружбы народов в Уфе. Получаем заявки и на оформление квартир и коттеджей, но, как правило, мы за такие заказы не беремся: заниматься этим невыгодно и хлопотно». Оформлением частных интерьеров занимаются в основном фрилансеры, на которых приходится около 60% рынка.
Сравнительно небольшое количество архитектурно-проектных бюро объясняется высоким порогом входа на рынок. Если первоначальные затраты на дизайн-студию составляют около 200-250 тыс. руб., то для архитектурной компании эта сумма вдвое выше. ВЛАДИМИР МАТВЕЕВ, руководитель коммерческого центра «Итальянской студии» (ООО ПКФ «Символ»): «Первоначальный взнос в этом случае составит 400 тыс. руб., сюда входит лицензия на архитектурную деятельность (30-40 тыс. руб.), затраты на аренду и ремонт офиса, зарплату персоналу и покупку специального программного обеспечения». Фрилансеры избавлены от накладных расходов, следовательно, имеют возможность значительно снизить стоимость. Если средняя рыночная цена дизайнерских работ – от 500 руб. за кв. м, то свободный художник берется за проект даже за 200 руб. за кв. м. В среднем затраты на услуги дизайнера составляют 5-10% от стоимости строительных работ. При этом учитываются и объемы работ: при больших площадях вводят систему скидок, при работе с очень маленькими площадями – систему наценок. Анна Ходоровская отмечает, что, хотя цена проекта для общественного заказчика выше, чем для частного, стоимость квадратного метра в первом случае дешевле: за счет простоты решения больших площадей коммерческие структуры получают значительную скидку.
Вместе с тем дизайнеры сетуют, что по размеру оплаты, адекватной затраченным усилиям, Челябинск пока отстает от столицы. Молодые специалисты уходят на вольные хлеба в Москву, поднимать рынок остаются «ветераны». Александр Тимарцев: «Да, объем рынка дизайнерских услуг значительный, но если говорить о профессиональных игроках, то оценка их труда должна быть на порядок выше – специалистам очень сильно недоплачивают. Именно поэтому активная молодежь после вузов стремится в Москву».
Архитекторы в свою очередь признаются, что одна из самых сложных задач в их работе – продать интеллектуальную собственность, так как объяснить ценность нематериального проекта затруднительно. ИВАН БАТЫРЕВ, ведущий архитектор творческого объединения «Архитон»: «Трудно объяснить ценность нашей работы, ведь 80% нашего товара – это рабочие чертежи. При этом они занимают 30-50% времени, а результат помещается на нескольких листах бумаги».
Прибыль дизайн-бюро может получать от проектирования и от поставок стройматериалов. Во втором случае компания играет роль посредника между производителем и клиентом. По информации ряда экспертов, архитектурные и дизайнерские мастерские при работе с общественными и частными клиентами обеспечивают до 65% продаж отделочных и строительных материалов. Производители заинтересованы в плотном сотрудничестве с ними, но дизайнеры-профессионалы подчеркивают свою независимость и ориентированность на интересы клиента. Анна Ходоровская рассказывает, что их компания отклонила предложение войти в состав строительного холдинга, хотя были озвучены весьма выгодные условия. По мнению г-жи Ходоровской, подобный симбиоз ущемляет творческую фантазию дизайнеров, кроме того, зависимость от одного заказчика может помешать привлечению более выгодных клиентов.
В последние пять лет профессия дизайнера стала настолько модной, что готовить специалистов вызвались практически все учебные заведения, за исключением разве что Медицинской академии. Дизайнерами стали называться даже те, кто окончил шестимесячные курсы. Это привело к массовому выбросу на рынок непрофессионалов. ИРИНА ГЛАЗУНОВА, директор студии дизайна «Зубры графикс»: «Нам в университете преподаватели прямо говорили: поработайте три года после института, и только потом можете смело говорить, что вы дизайнеры. Сейчас сложно даже сосчитать тех, кто выпускает дизайнеров: ЮУрГУ, ЧелГУ, Агропромышленный институт, Академия культуры, практически все техникумы».
Тем не менее растущий спрос делает востребованными услуги даже подобного рода специалистов. Эксперты отмечают, что главными факторами для клиентов пока остаются сроки и стоимость проектирования. Александр Тимарцев: «Критерии выбора подрядчика на проектирование у заказчика, как правило, простые: подешевле и побыстрее. Все остальное: качество проекта, оригинальность идеи, эстетические параметры – явления второго порядка». Если по цене несомненное преимущество у вольных художников, то по срокам благодаря отлаженным технологиям выигрывают дизайн-бюро. Срок работы над проектом зависит от сложности задачи и варьируется от 1 до 3 месяцев.
Часто, когда за исполнение заказа берутся неопытные молодые люди и по незнанию или неопытности делают ошибки, расплачиваться за которые приходится всей дизайнерской отрасли. Неудачный опыт работы с непрофессионалами приводит к тому, что «дизайнер» становится просто ругательным словом. ДМИТРИЙ ГОРБАЧЁВ, директор студии Apriori: «К сожалению, те, кто только вышел на рынок, готовы работать за копейки, мешая тем самым стабилизации цен на рынке. Но нужно понимать, что когда человек заключает договор с компанией, в которой все процессы отлажены, то он защищен юридически: непредвиденных ситуаций, когда за ошибку дизайнера некому отвечать, здесь не будет».
Для профессионалов основной способ подтвердить свою репутаицю в глазах клиента – это портфолио, рекомендательные письма. При этом часто бывает так, что дизайнеры занимаются, по сути, ликбезом. Дмитрий Горбачёв: «Проблема заключается в том, что зачастую потребитель необразован, и нужно провести масштабную консалтинговую работу, чтобы человек ощутил разницу между работой дизайнера-одиночки и профессиональной студии».
В любом случае пополнение штата дизайн-бюро и увеличение числа фрилансеров происходит за счет общего источника – вузов. Руководители большинства дизайнерских фирм предпочитают сами воспитывать кадры, привлекая студентов четвертых-пятых курсов. Они справедливо полагают, что практический опыт работы в компании ценнее теоретического образования. Распространена ситуация, когда специалист, наработав определенный опыт, уходит в «свободное плавание». Александр Тимарцев: «Так уж исторически сложилось, что «Дизайн-центр» параллельно выполняет функцию учебного заведения, своеобразного центра повышения профессиональной квалификации. Мы сами «выращиваем» специалистов, и они до защиты дипломного проекта получают у нас реальную практику, а дальше или остаются работать в «Дизайн-центре», или создают свою компанию».
В этом году ожидается дальнейшее увеличение количества игроков за счет выпускников соответствующих специальностей. При этом обострения конкуренции игроки не опасаются, ведь поле работ также растет. Наиболее перспективный в этом плане рынок коттеджных застроек и таунхаусов. Анна Ходоровская: «Многие челябинцы предпочитают коттеджи, переезжают от городской суматохи за город. Уже появилось несколько поселков, и все больше земель раскупается именно под эти проекты. Для нас это непочатый край работы». Наряду со стабильным положением интерьерного дизайна за счет роста количества коттеджных застроек будет увеличиваться доля ландшафтного дизайна.